Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Венецианский бриллиант Подмосковья

Андрей  Сильвестров, Утро.Ru

24.11.2003

Туристические автобусы навещают этот уголок Московской области не слишком часто, хотя от южной границы Москвы всего около получаса езды. Дело, видимо, в том, что здесь нет других обширных музейных экспозиций, однако неповторимый облик даже одного хорошо сохранившегося архитектурного памятника, его уникальность - весомая причина, чтобы специально приехать полюбоваться на него. Речь - о Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в поселке Дубровицы, близ Подольска. Расположенная на высоком левом берегу реки Пахра, неподалеку от слияния ее с притоком Десной, церковь способна очаровать как эстетов от архитектуры, так и простых ценителей красоты.

Усадьба Дубровицы в конце XVII в. перешла к князьям Голицыным, имевшим огромное влияние при царском дворе. В частности, князь Б.А. Голицын, при котором и создавалась церковь Знамения, был воспитателем молодого Петра I. Сам же Петр присутствовал при закладке храма, которая состоялась 22 июля 1690 года. Строилась церковь почти 14 лет, впрочем, архитектурный облик ее в общих чертах сложился уже к 1697 году. Однако даже после освящения в 1704 г. работы над художественным убранством продолжались еще некоторое время.

Перейдя мост, мы оказываемся собственно в Дубровицах. Вверх от площади аллея ведет к усадебному дворцу. Изначально выстроенный в стиле барокко, в начале XIX в. он был перестроен с целью замены его оформления с барочного на классицистическое; примерно в то же время западнее дворца был разбит парк. Однако из-за последующих множественных достроек и перепланировок чистота архитектурного стиля оказалась нарушена. Тем не менее, дом (с недавних пор в нем размещается районный ЗАГС) продолжает считаться памятником, хотя в настоящее время отреставрирован только Гербовый зал. Впрочем, мы ехали сюда вовсе не ради этого перестроенного здания: конечная цель нашего визита - чуть поодаль.

Пройдя мимо усадебного дома, подойдем ближе к храму. Возле входа нас встречают статуи Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Скульптуры выполнены резьбой по камню; в качестве исходного использовался местный материал - известняк, и за триста лет ветер и вода изрядно потрудились, внеся свою лепту в создание облика святых. Статуям у западного входа повезло более других - это единственная полностью сохранившаяся скульптурная группа: ранее южные двери охраняли святые Петр и Павел, а с севера - Борис и Глеб. Природа и страсти людские, особенно века двадцатого, стали основными причинами, приведшими к их разрушению. В то же время, несмотря на явно западноевропейский облик церкви (представляющей собой ярчайший образец барокко), авторами скульптурных изображений святых были русские мастера-каменотесы; к сожалению, история не донесла до нас их имен.

В плане церковь представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, каждый из которых состоит из трех граней с плавными переходами. Впрочем, при первом знакомстве на эти тонкости, как правило, просто не обращаешь внимания - настолько приковывает взгляд необычная общая архитектурная концепция храма и замысловатые лепные и резные украшения фасадов. Со всех четырех сторон здание окружено фигурными лестницами, ведущими на открытую террасу (паперть). Цоколь, как и все здание, сложен из блоков известняка и обильно украшен резными узорами - листья, виноградные лозы, кисти, стебли.

В качестве наружной отделки стен использован регулярный рисунок - нарочито подчеркнутые швы между белыми кирпичами. Прямоугольники белых камней гипнотизируют и успокаивают; с другой стороны, в поисках чего-либо более занятного взгляд скользит от цоколя к завершению первого яруса с богато выполненным карнизом. Лепестки и цветы, резные узорчатые листья, раковины... Помимо традиционных растительных узоров, покрывающих также все пилястры и арки, привлекают внимание фигуры крылатых существ, ангелов и святых, смотрящих во все стороны. Обилие скульптурных изображений наводит на мысль о католическом храме (что-то итальянское, венецианское присутствует в нем), однако, безусловно, русским является его оглавление: ажурный купол, увенчанный позолоченным крестом... Царская корона - во всяком случае, других ассоциаций у русского человека просто не возникнет...

Фигурная лестница-каскад словно приглашает нас заглянуть внутрь. Привлекает внимание резной деревянный иконостас, также много в интерьере скульптур и барельефов. Сложнейшие лепные и резные орнаменты... Здесь еще продолжается реставрация, однако по выходным и праздничным дням в храме проходят службы. В 1990 г. это уникальное здание собирались использовать в качестве музея. Однако свыше было угодно, чтобы храм использовался по своему первоначальному предназначению.

Такова дубровицкая церковь Знамения, церковь-игрушка, в архитектуре которой органично перемешались достижения древнерусского зодчества и традиции западноевропейского (венецианского) барокко. По выразительности архитектурного облика этот уникальный памятник трудно сравнить с каким-либо другим храмом Подмосковья. Сколько же труда, сколько души было вложено в эту постройку! Кто-то очень точно заметил, что здание храма словно бы вырезано из дорогой слоновой кости и походит на тончайшую работу мастера-ювелира, заключенную в бронзовую оправу...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме