Стихия Православия

Результы социологического опроса о "религиозной принадлежности" на Украине

0
110
Время на чтение 9 минут
О том,что все мы доверяем Церкви, знают все (по крайней мере, почти). О том, в чем именно мы ей доверяем, догадываются немногие. Зато многие уверены, что Украина - страна православная. В крайнем случае - христианская. Что это означает - каждый тоже понимает по-своему. Например, некоторые церковники считают, что это дает им право говорить от имени "миллионов украинских верующих". А по мнению власти, это означает, что Церковь надо использовать как средство давления на эти же самые миллионы. Так они и ходят кругами, зачастую оставляя вне этого круга все те же миллионы, которые, как уже было сказано выше, по мере своих сил ищут ответ на вопрос о собственной религиозной и/или церковной принадлежности. А может, и не ищут - может, уже все решили и просто надоело искать? Пока проекты нового Закона о свободе совести ждут своего часа в соответствующем ящичке в Верховной Раде, мы решили разузнать, какие церковные настроения преобладают у соотечественников. Соцопрос был проведен Украинским центром экономических и политических исследований им.А.Разумкова. Исследование проводилось в рамках проекта "Мотивы и последствия вмешательства государства в межконфессиональное противостояние в Украине", поддержанного Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Верующие в опросе поделились почти пополам: 37,4% из них посещают церковь, 37,8% - не посещают. 21,9% опрошенных признали себя неверующими, еще 2,9% не определились. Как видно, разделение на воцерковленных и невоцерковленных остается для нас актуальным. Но даже "посещающие церковь" далеко не всегда воцерковлены в полном смысле этого слова. Напомню, год назад УЦЭПИ им.Разумкова опубликовал исследование, пролившее свет на особенности нашей религиозности: из 70,6% верующих, посещающих церковь, только 5,9% посещают ее чаще чем раз в неделю, 13,7% - раз в неделю, 18,7% - раз в месяц и, наконец, большинство - 52% - только по религиозным праздникам. То есть "религиозность" для нас - далеко не всегда "церковность". И даже когда мы говорим о "посещающих церковь", приходится делать скидки на степень воцерковленности. В этой ситуации не стоит удивляться тому, что наша "стихийная религиозность" не имеет такого важного компонента, как церковная жизнь: непонимание значения "церковности" приводит к тому, что примерно половина верующих (а иногда даже и неверующих) людей называют себя "просто православными".

Проблема начинается с определений. Под словом "церковь" мы иногда понимаем самые разные вещи на своем обыденном уровне. То же самое происходит на уровнях более высоких и иногда оборачивается более значительными последствиями, чем наше личное недопонимание. Например, под этими словами довольно разные вещи понимают государственные мужи и сами церковники. Что же такое "церковь"? Храмовое сооружение? Иерархия? Доктрина? Община верных? Мистическое Тело Христово? Опиум для народа? Неудивительно, что пока высшие иерархи и чиновники пытаются "перетянуть одеяло" новой редакции Закона о свободе совести, который по идее должен был бы содержать это определение, мы в меру собственных возможностей "называем вещи своими именами" и, исходя из этого, выбираем свое место - в церкви или в стороне от нее.

В определении места церкви в своей жизни, как уже было сказано, верующие поделились пополам. При этом большинство из них - 72,1% посещающих и 38% не посещающих религиозные службы - видят в Церкви путь к спасению и истине. Примерно трети верующих обоих типов (35,4 и 29,9%) Церковь видится средством избавления от болезней и неудач. Местом приятного общения Церковь стала для 23% посещающих богослужения, 22,6% не посещающих и даже 16,2% неверующих. 19,5% посещающих и 15,5% не посещающих богослужения отдают должное Церкви как фактору консолидации нации. Способность Церкви влиять на общественно-политические решения отметили немногие верующие (1,7 и 5,5%). Но довольно интересно то, что для 3,5% воцерковленных верующих Церковь ничем не отличается от государственных институтов и учреждений. С этим утверждением согласилось 12,3% невоцерковленных верующих, почти столько же из них (12%) считают Церковь суеверными собраниями.

Естественно, иначе видят Церковь неверующие. Для них это в первую очередь суеверные собрания (46,6%) и способ выманивания денег (33,1%). Эта категория населения также допускает, что Церковь может оказывать влияние на политические решения (14,8%). В том, что Церковь ничем не отличается от государственных институтов, уверены 13,5% неверующих. Немногие из них верят в способность Церкви влиять на здоровье и удачу в жизни (4,8%), на объединение нации (7,3%), на национальное самосознание (0,9%). В качестве же пути к спасению и истине Церковь рассматривает 3,9% неверующих.

Фактор каноничности церкви по-прежнему остается за скобками как для неверующих, так и для верующих. Больше половины опрошенных не понимают, что такое "каноничность" - 49,9% верующих, посещающих церковь, 55,2% верующих, не посещающих церковь, и 62,9% неверующих. Среди тех, кто понимает (или думает, что понимает), большинство считает, что фактор каноничности совершенно не важен для церкви (21,7, 20,9, 19,9% соответственно). Вот такое интересное "понимание" каноничности. Лишь 13,7% воцерковленных верующих признают только канонические церкви. Вопрос о том, должен ли прихожанин понимать важность каноничности, видимо, не сильно волнует церковников. Во всяком случае, не настолько, чтобы стараться объяснить, в чем "неистинность" той или иной церкви. В результате разговор о "неистинности" зачастую переходит на уровень "сам такой", что для не очень ревностных прихожан (таковы большинство из нас) звучит неубедительно. Прихожане и неприхожане равнодушны к вопросу о каноничности, а это неизбежно приводит к тому, что интерес к данному вопросу утихает и со стороны государства, и даже со стороны самих церковников. Так власть демонстрирует "конфессиональную лояльность", поддерживая ту церковь, которая доминирует в регионе, или (что больше характерно для центральной власти у себя дома) блюдет "очередность", "векторность" и т.п. Периодически возникают ситуативные союзы между христианскими конфессиями - например, УГКЦ и УПЦ КП (несмотря на заявления Святого Престола о том, что католическая церковь поддерживает общение только с каноническими церквями) иногда объединяются "по национальному признаку".

И тут они если и не правы с точки зрения абсолюта, то во всяком случае реалистичны с точки зрения земной. Ведь с прилагательным "национальная" у нас дело обстоит несколько иначе, чем с прилагательным "каноническая". 52,2% посещающих церковь верующих считают, что национальная церковь нужна. 34,4% имеют прямо противоположное мнение. В то же время 50,2% невоцерковленных считают, что национальная церковь нам совсем ни к чему. С ними согласны 64,5% неверующих соотечественников. Что же такого привлекательного в национальной церкви? Мнение большинства воцерковленных верующих поделились между фактором традиции (25,8%), родным (и понятным) языком богослужения (23,6%), поддержкой идеи независимости и державности Украины (20,4%). Примерно так же распределились голоса невоцерковленных верующих. Вот только среди них оказалось больше тех, кому "трудно ответить", чем важна для них "национальность" церкви. Но еще труднее с этим вопросом пришлось неверующим - среди них затруднились с ответом 41,5% опрошенных. То есть наряду с тем, что неверующие и невоцерковленные верующие, разумеется, не сильно задумываются над церковным вопросом, можно заподозрить, что в некоторых случаях утверждения о "необходимости национальной церкви" чисто догматические - вопросы типа "а зачем" здесь неуместны.

Зато противники идеи "национальной Церкви" оказались более радикальными - 61,6% из них считают, что для Церкви национальная принадлежность не важна, а еще 32% вообще признают подобную идею опасной.

Ситуация с Единой поместной украинской церковью, о которой так много говорят политики и некоторые архиереи, очень похожа на ситуацию с каноничностью: почти половина опрошенных (49,7%) не знает, что это такое. Разумеется, большую осведомленность в сем вопросе проявляют верующие. Из них 26,1% считают это образование необходимым, а 19,9% не видят необходимости в нем. Среди невоцерковленных и неверующих большинство не нуждается в Единой поместной церкви (22,8 и 23,3% соответственно). На вопрос, кто должен позаботиться о создании Единой поместной церкви, затруднилось ответить более половины всех опрошенных - 52,4%. Остальные отдали голоса за то, что этот вопрос должны решать только представители Церквей за столом переговоров (21%), Церкви и общественность (10,3%), Церковь и государственная власть (7,2%). Интересно то, что участие государственной власти кажется более логичным воцерковленным верующим (10,6%) и наименее привлекает неверующих (3,7%). Это вряд ли вера "в доброго царя", который "рассудит мудро", - только 1,9% воцерковленных считают, что церковь можно создать исключительно усилиями государственной власти. Скорее, это осознание того, что разрешение церковных проблем - "дело чести" для государства, некогда разрушившего Церковь. Вообще же вопрос о создании Единой поместной украинской церкви не сильно тревожит население Украины. Можно предположить, что "Единая поместная украинская церковь" - это, скорее, риторическая фигура в устах политиков (как церковных, так и светских), не имеющая реальной социальной основы.

О разрешении межконфессиональных конфликтов, судя по всему, наш человек задумывается не намного больше, чем о Единой поместной церкви или каноничности. 20,5% опрошенных не смогли ответить на вопрос о том, что наиболее необходимо для преодоления межконфессионального противостояния. Большинство же (44,8%) отдало предпочтение терпимости и толерантности. Третью позицию занимает идея объединить все православные церкви в одну (13,1% всех опрошенных), наиболее симпатична эта идея тем, кто посещает церковь (15%). Эта бессмертная идея "все поделить" кажется еще менее привлекательной, если учесть, что 6,8% опрошенных признают необходимость усилий со стороны власти для урегулирования межцерковных конфликтов.

По мнению примерно трети респондентов, Украина - страна православная. Причем невоцерковленные верующие к этой мысли склоняют чаще, чем воцерковленные. Даже большинство неверующих высказались за это. Идея "православной Украины" оказалась правдоподобнее идеи "Украины христианской" (еще 23,7% опрошенных) и "Украины многоконфессиональной" (18,1%). Светской страной Украину считают 13,1% респондентов. Еще раз обращаю внимание на то, что утверждение "Украина - православна" оказалось более важным для верующих, не принадлежащих церкви, и горячо поддержано неверующими. Люди, по тем или иным причинам отказывающиеся от церковной жизни, настаивают на "православии" как важном компоненте "украинского". Православие - и, следовательно, сочетание "Православная Церковь" - оказывается для них в первую очередь признаком (в некоторых случаях - символом) Украины. Не только (а может, и не столько) иерархией, институтом или Телом Христовым, а именно символом "украинского". Отсюда и такие оксюмороны, как "православный атеист", и обычные уже для нас самоопределения, как "просто православный" - это значит для многих из нас "просто украинец". Причем именно со словом "просто". Это не внутренний выбор, не пережитая и осознанная самоидентификация, не программа действий, не обязательство, не потребность. Это просто проживание на определенной территории и признание себя наследником определенной традиции. Православие, как видно, совсем не подразумевает принадлежность к Церкви - такая вот пикантная деталь.

То, что Украина - страна православная или даже христианская, совсем не значит, что тут сильно задумываются над церковными и религиозными вопросами. Не исключено, что и смысла каноничности мы не понимаем не потому, что нам не рассказывают, а потому, что нам неинтересно слушать. Только 37,3% опрошенных считают, что Церкви надо активизировать проповедническую деятельности, а 23,8% к этому вопросу вообще равнодушны. Больше половины опрошенных (53%) считают, что информации религиозного и церковного толка вполне достаточно, а по мнению еще 8,7% респондентов, ее слишком много. Хотелось бы написать: спокойное отношение к церковным и религиозным вопросам связано с тем, что в массе своей люди перестали сталкиваться с проявлениями нетерпимости на этой почве и перестали искать пути преодоления этой проблемы. Но подобное притупление интереса к этой теме в то же время может оказаться следствием того, что вопрос о душе в нашей жизни отступил перед проблемой выживания тела. А это вряд ли хороший исход для "православной страны".

Неудивительно, что наша принадлежность к православию очень похожа на нашу же принадлежность к нации (а как же иначе, если для некоторых украинцев это едва ли не одно и то же?): чуть больше трети из нас посещают церковь хотя бы по праздникам, в большинстве своем потому, что "это наша традиция", а не потому, что видят в этой практике глубокий смысл. Рождество для большинства из нас, "просто православных" - приятный выходной, и жаль, что теперь не празднуется седьмое ноября. Мне могут возразить, что традиция ходить в церковь гораздо лучше, чем традиция ходить на демонстрацию. Возможно. Но ведь именно в колоннах демонстрантов мы - тогда еще дети - получали первые уроки циничного отношения к подобным традициям. Теперь мы перешли к урокам "отстаивания службы", что не прибавляет нам желания вникать в суть религиозной веры. К чему это? Нам вполне хватает чувства глубокого удовлетворения по поводу "выполненного долга". В отношении традиции, разумеется, а не души.

Для невоцерковленного же "просто верующего" эта традиция не связана даже с таким трудом, как "отстаивание службы". Его вера - это "традиция его народа" (или какого-нибудь другого), не требующая лично от него ни малейших затрат энергии. Это типичный житель "канонической территории", вечно потенциальный прихожанин, иногда посмеивающийся над "церковными суевериями", равнодушный к проповедническим усилиям церкви, вполне удовлетворенный количеством религиозной информации. Не поймите меня превратно, понятие "каноническая территория" здесь скорее ментальная, чем географическая, - это своеобразный заповедник традиции на периферии нашей умственной деятельности. Там наряду с нашим "православием" обитает родной язык, флаг, герб, гимн, демократические ценности и тому подобные вещи, которыми мы, как правило, не пользуемся (зачастую потому, что не умеем), но временами к ним обращаемся, используя их в качестве всем понятных и вполне бессодержательных клише. Обратите внимание, например, на то, как и когда начинают говорить о языке, духовности, религии, национальном сознании и т.п. наши политики - именно тогда, когда нужно говорить много, громко и пафосно, но при этом ничего не сказать. Не стоит удивляться тому, что невоцерковленные "просто православные" чаще склонны признать Украину "страной православной", ведь для части (хочется надеяться - для большей части) воцерковленных верующих православие - это его личная вера, глубокий духовный опыт, а не географический признак.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06