МОСКВА ГИЛЯРОВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКЕ

Новости Москвы  Общество 
0
225
Время на чтение 5 минут

"Москва и москвичи" в работах Ольги Тучиной

На цветной вкладке этого номера - серия пастелей члена Союза художников России Ольги Борисовны Тучиной, предсталяющая собой своеобразную хдожественную прогулку по страницам книги В. А. Гиляровского "Москва и москвичи".
Ольга Борисовна - коренная москвичка. Она родилась в 1958 году. Ее мама - художник и педагог - отдала дочь учиться в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при художественном институте имени В. И. Сурикова. Время после уроков и выходные дни посвящались чтению книг об искусстве и экскурсиям по старым московским улицам, сохранившим свой неповторимый колорит.
После школы Ольга поступила в "Сурикову" на отделение живописи, но вскоре перешла на отделение графики. Такое решение было результатом все той же увлеченности старой Москвой, яркими образами, созданными Пыляевым и "дядей Гиляем". Ведь, по мнению начинающей художницы, масло для передачи этих образов слишком пафосно, графика же более камерна, более "старинна". И сегодня признанный мастер цветного офорта О. Б. Тучина утверждает, что "мягкие и пластичные графические техники дают больше возможностей воссоздать облик той старой Москвы", которую она "так полюбила и восприняла в детстве через прогулки и чтение книг".
По окончании института началась упорная работа по овладению техникой цветного офорта. Затем была стажировка в творческой мастерской графики Академии художеств СССР под руководством О. Г. Верейского, где появилась возможность взять несколько уроков у знаменитого Д. А. Шмаринова. С 1988 года начали появляться серии офортов, посвященных русской городской усадьбе, старой Москве, Отечественной войне 1812 года, а также цикл цветных офортов "Из прошлого". В 1995-м О. Б. Тучину пригласили в Студию художников имени В. В. Верещагина при МВД РФ. В творчестве Ольги Борисовны зазвучала новая тема - история милиции. Одновременно расширялась и углублялась "старомосковская" тематика. Нравы и характеры москвичей, реалии московской жизни рубежа XIX-XX веков, сталь зримо воплощенные в слове В. А. Гиляровским, получили не менее зримое и образное воплощение в серии пастелей Ольги Тучиной, которую сегодня увидели читатели "Московского журнала".

Художник Вячеслав Желваков: образы, навеянные Гиляровским

Публикуемая ниже статья А. Ф. Грушиной "Я - москвич" помещена нами в обрамлении работ члена Союза художников России, заслуженного художника Российской Федерации, профессора, члена-корреспондента Российской Академии художеств Вячеслава Юрьевича Желвакова.
Он родился в 1956 году в городе Яранске Кировской области. По окончании Марийского Республиканского художественного училища приехал в столицу и поступил в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. Темой дипломной работы, защищенной в 1982 году, стала серия офортов "Труды и дни Михайлы Ломоносова". Стажировался в творческой мастерской графики Академии художеств СССР под руководством О. Г. Верейского, создав в качестве отчетных серии офортов "Военно-транспортная авиация ВВС" (1987) и "Нормандия-Неман" (1987). С 1989 года Желваков работает в Студии художников имени В. В. Верещагина МВД России, с 1991-го преподает рисунок на кафедре скульптуры и композиции Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
О том, как происходило воплощение "образов, навеянных Гиляровским", рассказывает сам художник.
"Наверное, нет более известной книги о Москве, ее нравах и нравах ее жителей, чем "Москва и москвичи" В. А. Гиляровского. Нет книги более издаваемой и раскупаемой. Когда-то Константин Паустовский назвал ее автора "летописцем быта". И это справедливо. Сколько в книге замечательно тонко подмеченных деталей московской городской жизни! Они настолько ярки и живописны, что не просто остаются навсегда в памяти, но и просятся на полотно. Читаешь Гиляровского - и хочется рисовать его текст, следовать карандашом за написанным, создавать уже в рисунках "Москву и москвичей". При этом рисунки смогут только просто сопроводить текст, усилить словесный образ графическим. А живость языка Гиляровского ничем не заменить.
С произведениями Гиляровского я соприкоснулся, наверное, как и большинство, еще в школе. Зная, что обязательно стану художником, мечтал когда-нибудь, когда вырасту, проиллюстрировать рассказы и очерки "дяди Гиляя" не хуже, чем в свое время Е. А. Кибрик проиллюстрировал "Тараса Бульбу", а Д. А. Шмаринов - "Войну и мир". Не случилось.
Но когда в Студии художников имени В. В. Верещагина, где я состою, начали подготовку к празднованию 200-летия МВД и поставили перед нами задачу - воссоздать в художественных образах историю Министерства и историю российской полиции, вспомнился сразу "единственный в своем роде тип" Рудникова. В сознании нарисовался облик "Хозяина Хитровки" - именно такого "хозяина", под властью которого "благоденствовали хитрованцы". Началась серьезная работа. На листах бумаги смняли друг друга Сухаревка, Хитровка, Театральная площадь, маленькие кривые уютные улочки старой Москвы... Получился цикл из семи офортов, имеющий пока только рабочее название - "Полицейские".
Новое обращение к текстам очерков Гиляровского дало возможность острее почувствовать колорит и атмосферу уже ушедшего от нас времени. Изображенные в них типы сами просились на бумагу. Описание Рудникова было столь плотным и ярким, что в моем воображении мгновенно создалась зрительная картина - оставалось просто взять карандаш. Вот он, "хозяин Хитровки", как и рисовал его "дядя Гиляй", - мощный плотный мужик, где-то злобный, но "справедливый", держащий в своих руках весь околоток...
Сухаревка - это совсем иной уголок Москвы, с другим характером, другим норовом. Центр его - "вековая Сухарева башня", породившая в народе немало легенд, в частности о "колдуне Брюсе, делавшем золото из свинца". Сухаревка была местом сбыта краденого. Вот потому-то тамошний полицейский - "Сухаревский губернатор" - получился у меня совершенно отличен от "хозяина Хитровки". Это много переживший, много видевший волевой человек, ревностный служака и непреклонный страж порядка. Однако специфику места он учитывает - иначе нельзя...
Другими получились листы, посвященные Театральной и Старой площадям. Тему "грохочущей и расцвеченной" Театральной захотелось продолжить вечерней премьерной. Итак, в Большом театре - премьера. Довольно молодой унтер-офицер мокнет под дождем на своем посту. Тем не менее этот пост у Большого ему дорог, потому что, находясь здесь, он краем глаза, краем уха соприкасается с Прекрасным, ловя долетающие обрывки мелодий, разговоры расходящейся после спектакля публики. Пусть дождь, пусть слякоть: за спиной полицейского - театр; он трепетно представляет себе происходящее на сцене и в зрительном зале - и охраняет это великолепие...
Беря за основу очерки Гиляровского, скоро начинаешь понимать: тут нужны не только типажные портреты. Чтобы насытить серию, попасть, что называется, в атмосферу, необходимы городские пейзажи и жанровые сцены. И как не вспомнить рассказы писателя о "детях в Хитровке". В результате возник лист "Базарный день". А вот работа "Праздничный выезд" более "мирная", спокойная. Можно сказать, что ее главный "персонаж" - сам дух времени, переданный В. А. Гиляровским в книге "Москва и москвичи".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.05.2024 05:48
Антицерковная геополитика Кураева и его хозяев
Новый комментарий от учитель
18.05.2024 05:03
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Михаил Соловьев
18.05.2024 04:56
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2024 04:40
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 02:07
Как быстро поднять рождаемость
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 23:11
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 22:46