Лавр для президента

В США глава России встретился с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Не исключено, что Владимир Путин ищет среди "зарубежников" преемника Алексия II

Религия 
0
254
Время на чтение 7 минут
"Встреча президента Путина с руководством РПЦЗ состоялась 24 сентября в здании российского консульства в Нью-Йорке. В ней приняли участие первоиерарх этой Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископы Кирилл и Гавриил. Российского президента сопровождал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Основная часть встречи проходила за закрытыми дверями".
Такова официальная "выжимка" визита в изложении информагентств. Что за ней?

СОВЕТНИК ПО ВОПРОСАМ ВЕРЫ

Президент Путин неплохо ориентируется в церковных вопросах. Это было замечено еще на первое Рождество, которое он встретил в должности главы государства (точнее, еще и.о.) в 2000 году. Тогда, придя в храм Христа Спасителя, он не взял в правую руку свечку, как делал обычно его предшественник, а смиренно встал на одном из клиросов. Путин умелым движением полагал на себя крестное знамение, демонстрируя неплохое понимание службы. Стало ясно: это не "подсвечник" (так иронически прозвали в Церкви Бориса Ельцина), а сознательный православный христианин.

Вскоре, когда началась президентская предвыборная кампания 2000 года, разнесся слух, что у Путина есть духовник. И это не кто иной, как известный в РПЦ ревнитель "православной государственности" и убежденный монархист архимандрит Тихон (Шевкунов). Его нынешнее место работы - Сретенский монастырь, что на Большой Лубянке (см. "Пастырь с Лубянки", "МН" N 35, 2000). Владимир Путин вполне мог стать прихожанином этой обители, когда был директором важного учреждения, расположенного на территории прихода - то есть "зоны пастырской ответственности" Сретенского монастыря. Говорят, что львиная доля православных лубянских руководителей тоже окормляется у о. Тихона. По крайней мере, своей теплой дружбы с ветеранами спецслужб лубянский архимандрит не скрывает, появляясь с ними в эфире "православно-патриотической" телепрограммы "Русский дом".

Конечно, никому еще не удалось получить подтверждения слухов о "президентском духовнике" у самого первого лица: сфера личной духовной жизни глубоко интимна. Отсюда в церковной среде, где у амбициозного о. Тихона есть немало недоброжелателей, возникло предположение, будто лубянский архимандрит попросту занимается "самопиаром", имея весьма далеко идущие планы (правда, красиво было бы, если б преемником Алексия II стал Тихон II?). Сам о. Тихон подливал масла в огонь, нигде в своих многочисленных интервью не отрицая слухов о "духовничестве".

Версия о "самопиаре" разбилась об очевидные факты. Сначала духовник повез президента к своему старцу - широко известному архимандриту Иоанну (Крестьянкину), подвизающемуся в Псково-Печорском монастыре. Потом о. Тихона заметили в ближайшей свите президента (где он был единственным священнослужителем!) во время посещения еще нескольких монастырей. Наконец, на нынешней нью-йоркской встрече с руководством РПЦЗ именно о. Тихон был единственным представителем российской стороны - помимо президента, разумеется. Заметим, что митрополит Кирилл (Гундяев), которого почти официально титулуют министром иностранных дел РПЦ, в это же самое время довольствовался ролью участника поездки Патриарха Алексия II в Эстонию...

КТО ПЕРЕД КЕМ ПОКАЕТСЯ?

Священником о. Тихон стал только в начале 90-х годов. До этого он был известен как перспективный молодой сотрудник Издательского отдела Московской патриархии. Отношение к РПЦЗ, которая тогда категорически не признавала Московскую патриархию, у будущего архимандрита Тихона было самым негативным. Например, став иеромонахом Донского монастыря, в 1992 году о. Тихон даже обвинил "зарубежников" в поджоге Малого собора этой обители. Тихон занимал тогда последовательно "сергианскую" (по имени Сергия - первого Патриарха РПЦ, избранного под контролем советской власти) позицию. Он считал, что только компромисс с властью и установление ее контроля - в известных пределах - над церковной жизнью могли "спасти" в те суровые времена Русскую Церковь. "Зарубежники", к которым тогда активно присоединялись верующие в России, естественно, рассматривали о. Тихона как одного из своих главных врагов.

Прошло десять лет. Многое изменилось как в Московской патриархии, так и в Русской Зарубежной Церкви. В последней произошло несколько расколов - и все на почве споров об отношениях этой Церкви с Московской патриархией. Отношения эти (а точнее, их отсутствие) раньше базировались на трех китах. РПЦЗ требовала от РПЦ прославить Новомучеников, пострадавших от большевиков, раскаяться в "сергианском" предательстве Церкви и выйти из "еретического экуменического движения". РПЦЗ воспринималась тогда как "историческая Русская Церковь", не оскверненная компромиссом с безбожниками. Только такая Церковь могла принять покаяние РПЦ и всего русского народа "в богоотступничестве".

РПЦЗ сегодня весьма неоднородна. В 2001 году от "зарубежников" отошли приходы, не согласные с избранием новым первоиерархом либерального митрополита Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что консервативный 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, подавший было в отставку по старости, - вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра. Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называют себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Первые безусловно преобладают количественно и настроены на "воссоединение"; вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.

ИМУЩЕСТВО - РОДИНЕ!

Встречу с президентом Путиным РПЦЗ(Л) считает своей крупной победой на пути "воссоединения". Хотя, скорее всего, инициатива этой встречи исходила от российской стороны. Садясь во главе "круглого стола" духовенства, приехавшего на встречу с президентом, Путин произнес знаменательные слова, которые в прежние времена очень насторожили бы "зарубежников": "Россия потихоньку возвращается в семью цивилизованных наций. Но думаю, что и для РПЦЗ это тоже имеет определенный смысл, потому что нет большего блага для Церкви, чем служение Родине". Вставь в это предложение эпитет "социалистической" перед словом "Родина" - и получится пропагандистское клише Московской патриархии 1940 - 1980 гг. Но нынешнее руководство РПЦЗ принимает это высказывание российского президента на "ура".

Еще президент напомнил иерархам Зарубежной церкви, что их приходы разбросаны по всему миру. В этой фразе, произнесенной в контексте "служения родине", нужно усмотреть намек на имущество царской России, которое сейчас принадлежит РПЦЗ и которое неплохо бы вернуть родине.

Что же заставляет руководство "зарубежников" идти на объединение (фактически - на подчинение) со столь долго обличавшейся ими "продажной" Московской патриархией? Казалось бы, живите себе самостоятельно за границей: имущества много, храмы еще от царской России остались, число прихожан только прибывает - поток "мозгов" из России на Запад пока не иссякает... Вот, собственно, последнее обстоятельство, то есть новые прихожане новой "волны" (какая она там - третья, четвертая, пятая?) русской эмиграции, и является решающим в этом деле. В основном это люди средних лет или молодежь, которые до выезда за границу в церковь либо вообще не ходили, либо стали ходить туда недавно. Вопросами церковной истории ХХ века, "неправды сергианства", канонами и догматами веры эти люди, в массе своей, мало интересуются. Для них храм - это русский клуб "на чужбине", а вера - в лучшем случае, способ решения моральных и психологических проблем. Никакого смысла в разделении с Московской патриархией - в храмы которой, быть может, ходили до выезда и они сами - эти люди не видят. Более того, единство с РПЦ для них - это единство с родиной. В тех местах, где есть возможность выбора церковной юрисдикции, РПЦЗ или РПЦ, такие новые эмигранты, как правило, начинают ходить в храм Московской патриархии. Отсюда - гигантский скачок числа зарубежных приходов РПЦ за последние несколько лет.

В общем, если "зарубежные" иерархи не хотят вконец растерять паству (а вместе с ней - имущество и средства к существованию), то им придется "воссоединяться". Причем РПЦ дает понять, что времени на "добровольное воссоединение" остается все меньше. Ведь в случае чего имущество можно и силой отобрать - как это было убедительно продемонстрировано в Хевроне и Иерихоне (Палестина), Баре (Италия), Оттаве (Канада), не говоря о российских приходах РПЦЗ. Руководство "зарубежников" почти зажато в угол. Так что это еще большая честь, что с ним встречается российский президент...

ИДУЩИЕ К САМОУПРАЗДНЕНИЮ

Два главных протагониста "воссоединения" - митрополит Лавр и архиепископ Марк (Арндт) - были наиболее активными участниками встречи с президентом. Первый - фигура скорее символическая, хотя многие в РПЦЗ и считают его опытным церковным политиком. Однако и в качестве символа он очень важен: еще никогда официальный глава Зарубежной Церкви не ратовал за ее фактическое самоупразднение. Архиепископ Марк, немец по национальности, - человек, который реально делает церковную политику в РПЦЗ. В этом смысле его можно считать "зарубежническим" аналогом митрополита Кирилла (Гундяева), которого, впрочем, владыка Марк недолюбливает.

Столь высокая активность именно этого "зарубежного" иерарха в деле "воссоединения" объясняется, видимо, тем, что как раз по его епархии - Германской - пришелся главный удар "гегемонии" РПЦ последнего десятилетия. Кроме того, архиепископ Марк получал богословское образование в Сербской Церкви, что привило ему определенную толику церковного либерализма и толерантного отношения к Московской патриархии.

КАДРЫ, ВОИСТИНУ

Зачем встречались иерархи РПЦЗ с Путиным - более или менее ясно. Но зачем же понадобилась такая встреча самому российскому президенту?

Очевидного ответа на этот вопрос не просматривается. Самый примитивный вариант: Путин хочет вернуть России ее имущество за рубежом. Конечно, это стремление у президента есть, однако одно оно не может быть исчерпывающим поводом для встречи. Другой вариант ответа - более "конспирологический": Путин присматривается к разным возможным кандидатурам на патриарший престол, чтобы с новым Патриархом выстроить нужную ему модель церковно-государственных отношений (не секрет, что нынешняя модель власть во многом не устраивает). Сторонники этой версии утверждают, что не за горами "воссоединительный" Собор РПЦЗ и РПЦ (возможно, он состоится уже в 2004 году). Если не на этом Соборе, то в обозримом будущем встанет вопрос о преемнике Патриарха Алексия II, состояние здоровья которого внушает все больше опасений. Требующий экономической самостоятельности Церкви митрополит Кирилл (Гундяев) не нравится очень многим в кремлевской администрации. Его возможная альтернатива - митрополит Воронежский Сергий (Фомин; он пришел на смену более "раскрученному" митрополиту Мефодию, отосланному в Казахстан) - сейчас почти не известен. В общем, как знать - почему бы "кандидатом власти" не стать митрополиту Лавру? Его слабая ориентация во внутрироссийских политических и церковных раскладах может быть его главным достоинством с точки зрения политтехнологов, выстраивающих ту самую новую модель церковно-государственных отношений в России.

Как бы то ни было, но исчезновение РПЦЗ с исторической сцены станет церковным итогом процесса "синтеза" наследия дореволюционной России (ее символом в данном случае является Зарубежная Церковь) и советской эпохи (Московская патриархия в своем нынешнем виде оформилась в 1943 году, на ночной встрече трех иерархов со Сталиным в Кремле). Такой "синтез" снимает вопрос о покаянии России и формально "примиряет" жертв тоталитаризма со своими палачами. Насколько это исторически честно и насколько это нравственно возможно - каждый будет судить сам.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Солдатов
Разогнанные и очень обиженные
Как патриарх Кирилл сам создал себе мощную оппозицию в РПЦ, «уволив» почти всех членов своей прежней команды
18.08.2019
На службе "миру сему"
Либеральная правозащита не устраивает власть. Церковь мобилизована на разработку новой "правозащитной концепции"
15.07.2005
Кремлевская птица "Шулхан Арух"
Антисемитские высказывания признаны прокурорами соответствующими российским законам
17.06.2005
Веронетерпимость
Владимир Путин попытался объединить православные церкви. Помешало соперничество митрополита Кирилла и о.Тихона Шевкунова
25.02.2005
Все статьи Александр Солдатов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52