Житие святого Блаженного Павла Таганрогского

Новости Москвы  Религия 
0
442
Время на чтение 7 минут

Икона Блаженного Павла

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792г. в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению души и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: "...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищымъ: и имyти eмаши сокровище на нбси..." (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Благодать Божия. Он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, старец оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою (1, стр.20)..
Ночи же, как и прежде, проводил в усердной коленопреклоненной молитве. Старец сам неустанно творил Иисусову молитву и других учил никогда не забывать про нее. От всех приходящих к нему требовал прежде помолиться и без Исусовой молитвы никогда никого не впускал к себе в келью (1, стр.23).
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к церковной святыне и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца (5).
Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.
Однажды к блаженному пришел нечестный торговец и со слезами просил: "Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?" Блаженный Павел, утешая его, сказал: "Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?" - "Крал", отвечает тот. -"Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?" - "Нет, никогда не поминал". - "Ну вот добри люде помятуть". И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный (1, стр. 101-102).
Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: "Съ прпбнымъ прпбенъ будеши, и съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши: И со избраннымъ избранъ будеши" (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: "Простите, батюшка, виноват" (1, стр.34).
Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: "Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно", и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: "Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти"; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти (1, стр. 78-79).
Силою Благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал:
"Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може", и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897г. поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (3, статья "Дамиан").
Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, "шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду". Посетители содрогнулись и открыли все как было. "Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей". Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, "пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте" (1, стр. 155-156).
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним (1, стр.213). Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах (1, стр.216).
Преставился блаженный Павел 10 марта 1879г. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу (1, стр.216).
В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость (1, стр.217-218).
В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: "Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?" И услышал голос с небес: "Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича". На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.
На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: "аще зерно пшенично падъ на земли не uмретъ, то едино пребываетъ; аще же uмретъ, многъ плодъ сотворитъ" (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.
20 лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келию, а после его смерти - на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.
Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: "Здравствуй, столпе от земли до неба...", - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович отвечал: "Здравствуй и ты, солнце от запада на восток..." (2, стр.6).
От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему.
Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилось несколько часов. Придя в келию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцеленной, о чем свидетельствовали и врачи. И это утвердило ее веру в Бога и Его святого угодника (2, стр.6).
Блаженный Павел любил говорить: "Хоть я и умру, а мое место не останется пустым". И прибавлял: "Мой куст никогда не будет пуст". Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: "Ой, дивчино, и умрешь у мене..." Мария осталась в его келии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их.
Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного - 10 (23) марта великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.
Литература:
1. Жизнь и подвиги в Бозе почившаго прозорливаго старца Павла (Павловича) Таганрогскаго, (записанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цюрютиной, на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его). Собрал и изложил священник Иоанн Алексеев. Москва, 1911.
2. О канонизации блаженного старца Павла Таганрогского. Доклад священника Алексия Демидова на епархиальном собрании 10 марта 1998г. - Церковный вестник Ростовской епархии,.3, 1998г.
3. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь... Издание под ред. Проф. А.П.Лопухина. Т.4. Пг,. 1903г.
4. История Христианской Церкви в 19 веке. В 2-х томах. Изд. А.П.Лопухина. Т. 2. Пг., 1901г.
5. Обвинительное заключение. - Таганрогский литературно-историко-архитектурный музей-заповедник. КП-9863/59, ФПИ фонд 8,.59 п. 7, лист 5.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27