Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О чем не знал Билл Гейтс

Новая газета

18.08.2003


Четыре взгляда на судьбы компьютерной революции и интернета в XXI веке …

В воздухе носится мысль: интернет правит миром. По одним представлениям, это великий объединитель человечества. По другим - всемирная паучья сеть, которая в конце концов обесточит, "обнулит" человека. Из великого многообразия точек зрения на будущее интернета в наступившем столетии можно выделить по крайней мере три.
ПЕРВАЯ. Билл Гейтс считает информационные технологии - на производстве и продаже их программного обеспечения он и нажил свои миллиарды - архимедовым рычагом, который перевернет мир, неузнаваемо изменит все стороны нашей жизни: труд и быт, учебу и отдых, даже развлечения.
ВТОРАЯ. По весьма распространенному представлению, альянс компьютера с культурой - благотворен, ибо компьютерные технологии - это всего лишь технические средства, облегчающие труд мастера, лишь подспорье в творчестве. Но вот, выступая в телепрограмме "Культурная революция", известный режиссер Роман Виктюк сказал, что идеологи постмодернизма вынашивают мысль о создании гигантских компьютерных структур, в которых человек будет избавлен от прошлого, от памяти о себе подобных. У этого компьютерного, "нулевого" человека не будет депрессий по поводу совершенных ошибок, как не будет и самих ошибок. Но тогда из его жизни уйдет тайна, а значит - и магия искусства.
ТРЕТЬЯ. В развитии информационных технологий очевидны две ветви с полярно противоположными знаками. Одна работает на утверждение мирового Добра, другая - на утверждение мирового Зла. Чаши этих весов колеблются и по сей день. Но если трезво смотреть в будущее, учитывая, что скользить по наклонной значительно легче, чем подыматься вверх, нетрудно предсказать, какая чаша перевесит...

Прокомментировать эти позиции редакция "Новой газеты" попросила человека, имеющего прямое отношение и к компьютерам, и к интернету. Он - один из тех выдающихся ученых мира сего, чьим интеллектом, талантом, трудом и движется вперед семимильными шагами эта самая компьютерная революция. Диапазон его научных интересов чрезвычайно широк. Он считается одним из основателей современного математического моделирования. И одновременно имеет отношение к реализации фрагментов созданной нашими математиками схемы, которая способствовала рождению в авиационном КБ Сухого одного из лучших в мире маневренных самолетов.
Предоставляем слово академику Российской академии наук, заместителю директора Вычислительного центра РАН Павлу Сергеевичу КРАСНОЩЕКОВУ:

Итак, точка зрения четвертая. На первый взгляд, все так оно и есть, как утверждает Билл Гейтс. Но... сколько уже раз человечество спотыкалось о наивную веру во всесилие науки и техники! В каждой из тех областей жизни, в которые новые информационные технологии несут фантастические перемены, таятся для них и свои подводные камни.
И наиболее опасно их бездумное вторжение в сферу обучения. Компьютерные технологии покушаются на тысячелетний духовный тандем: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК. Во многих школах, институтах компьютер уже "принимает" экзамены, а точнее - тестирует. Исчезает главный и самый важный элемент экзамена: диалог между учеником и учителем. "Усредняются" все экзаменующиеся: компьютер не различает их лиц, их неповторимой индивидуальности, не может проследить логику мышления отвечающего, не дает ему возможность в диалоге отстоять свою точку зрения.
Однако тестирование - это еще полбеды. Предполагается, что с помощью компьютерных технологий можно унифицировать и лекционный процесс. Вот это уж совсем никуда не годится! Лектор не просто озвучивает теоретический материал. Он его интерпретирует. Сколько лекторов - столько и интерпретаций. Это как у дирижеров: каждый по-своему "прочитывает" одно и то же произведение. Хотя, казалось бы, у оркестра - ноты, и этого достаточно. Не зря ведь есть любимые дирижеры и любимые лекторы. В живом общении учеников с учителем или ученых на семинарах и конференциях и возникает та аура, та среда, без которой живой интеллект не может существовать и развиваться.
В силу своей специфики компьютерные технологии привносят в сферу образования такие любимые американцами атрибуты, как унификация и стандартизация. Полезные в меру, они, если не остановиться вовремя, приведут к бюрократизации образования, и оно как ритуал приобщения человека к знаниям, к истине перестанет существовать. Система станет штамповать автоматы, справляющиеся с рутинной работой, но начисто лишенные культуры творческого мышления.
Начнется распад научных школ - явление, первые признаки которого уже налицо. И это опасно, так как людей, способных к творческому мышлению, не так уж и много: "...большая часть людей не любит думать, и, может быть, это и к лучшему, ибо ими руководит инстинкт... Но инстинкт - это рутина, и если бы его не оплодотворяла мысль, то он и в человеке не прогрессировал бы больше, чем в пчеле или в муравье. Необходимо, следовательно, чтобы кто-нибудь думал за тех, кто не любит думать..." (А. Пуанкаре). Очень важно, чтобы как можно больше людей научились думать.

Что касается компьютерного "нулевого" человека, то на заре мироздания такой "нулевой" человек уже был создан самим Господом Богом. Это милая парочка - Адам и Ева, - которая мирно "паслась" в раю (в самом заурядном, а не компьютерном) под названием Эдем, "избавленная от прошлого, от памяти о себе подобных, от депрессий по поводу совершенных ошибок, коих и не могло быть, не ведающая тайн и магии искусства".
Естественно, что Богу это быстро наскучило, так как "сотворенные по образу и подобию" оскорбляли Творца своей незапланированной примитивностью. Для исправления дел, как мы знаем, был подключен неприятный, но весьма необходимый персонаж - Дьявол. Тот самый Дьявол, что устами Мефистофеля в "Фаусте" Гете говорит: "Я часть силы той, что, сея зло, творит добро". Будучи лишь "частью силы той", он не без ведома Творца соблазнил Еву вкусить от древа познания Добра и Зла, и парочка была отпущена на свободу с напутствием: "рожать в муках, а хлеб добывать в поте лица своего".

На этом, по существу, закончилась история "нулевого" человека и началась эпоха человека свободного. Правда, и по сей день дают о себе знать пережитки сомнительного эдемного блаженства: привычка пастись, то есть добывать хлеб в поте лица ближнего своего; предаваться различного рода излишествам и наслаждениям, ностальгировать по былому "нулевому" существованию. Для наставления заблудших душ на путь истинный Господь применил весьма "крутые" меры: учинил Всемирный потоп, стер с лица земли Содом и Гоморру, разрушил Вавилонскую башню, выказав тем самым себя первым в истории антиглобалистом. В дальнейшем он использовал для увещевания различных пророков, судьба коих известна, и, наконец, решился на отчаянный шаг: принес в жертву сына своего Иисуса ради спасения неразумного человечества.
С тех пор прошло более 2000 лет. В течение всего этого времени Господь не выказывал заметных признаков внимания к спасенному человечеству. Предоставленное себе, оно предалось столь необузданному "творчеству", что применение карательных санкций и присылка пророков стало делом бесперспективным. Неутомимо "рожая в муках" - так, что еле поспевали "добывать хлеб в поте лица", люди расплодились по Земле во всех мыслимых и немыслимых местах. Они учредили великие религии и начали вести между собой войны за приватизацию самого Бога и всего его имущества, включая Гроб Господень. Для оправдания всего этого было пущено в ход малопонятное слово "цивилизация", которым продолжают спекулировать налево и направо и по сей день. Наконец, свободное от пророческих нравоучений человечество вступило в эпоху технического и прочих других прогрессов, учинив при этом столь жестокие и разрушительные войны, что пред ними померкли все ужасы Апокалипсиса.
Периодически ужасаясь своему "творчеству", люди стремились бежать от реальности, измышляя для себя утешительные теории райского существования то в мире коммунистического изобилия и праздной лени, то в мире эгоистического индивидуализма, демократической вседозволенности и коллективной безответственности.
Сегодня они, почти разучившись читать, писать и правильно говорить, впали в новую ересь: придумали свободу неведомо чьего слова, "ограниченную только временем и Савиком Шустером". Затем сами же испугались этого и решили закуклиться, "занулиться" в пресловутой "всемирной паутине", где можно безответственно болтать что угодно, превратившись из человека в некую "точку RU" или нечто подобное.
Но Бог медлит с вынесением приговора. Что же вынуждает Бога не торопиться с жесткими оценками?

Мне думается, что Всевышний наконец заметил в образе человека частицу самого себя: творческую потенцию. Конечно, творческая инициатива человека не может быть реализована без его ведома и участия. Бог всерьез стал воспринимать человеческие фантазии. Люди придумали микро- и макромиры. Они выдумали элементарные частицы, всякие там электроны, протоны, фотоны и т.д., вплоть до немыслимых кварков. Выдумали галактики, пульсары, квазары и искривили пространство-время, изобретя невообразимые "черные дыры". И Богу пришлось все это реализовать. Он понял, что Сотворение мира продолжается.
Спасение человечества - теперь в его собственных руках. На коварном и извилистом пути познания Добра и Зла это - непростая задача. И в решении этой вечной проблемы громадная роль принадлежит искусству. Как мне кажется, задача искусства - помогать людям отличать Добро от Зла, хорошее - от дурного, прекрасное - от безобразного. Не знаю, насколько полезен компьютер мастеру, ведь многие шедевры были созданы при помощи простого гусиного пера, примитивной кисти и даже молотка. Искусство - дело рукотворное. Именно Мастеру принадлежат слова, что "рукописи не горят". Поэтому лучше поменьше увлекаться всяческими ноу-хау, многие из которых, я уверен, человечество рано или поздно сдаст в утиль. Мы же не обезьянки, чтобы хватать в руки все, что ни попало.
Теперь - о колеблющихся чашах на весах Добра и Зла. Перевешивает всегда чаша Зла. Просто потому, что Зло тяжелее. Но это вовсе не означает, что Зло побеждает. Абсолютного Добра и Зла не существует, и во многом от нас зависит превращение одного в другое. Достижения науки и техники, прогресс в этих областях лежат вне Добра и Зла. Как и любое наше деяние, они лишь потенциально способны служить как тому, так и другому. И в этом - суть любого творения. Все наши свершения употребляются во зло лишь потому, что это кому-то выгодно.
Избавиться от Зла, как от такового, невозможно. Главное - не путать одно с другим. "Скольжение по наклонной плоскости" начинается именно тогда, когда мы подпадаем под намеренно пропагандируемое "очарование" Зла. И если на этом скользком пути вовремя не останавливаться, чтобы критически переосмысливать навязываемые нам "ценности", может случиться так, что свет истины, столь необходимый человеку на пути познания Добра и Зла, померкнет, действительно произойдет абсолютное "зануление" человека и сама возможность отличать одно от другого перестанет существовать.

Публикацию подготовили:
Иосиф РАБИНОВИЧ, эксперт по иннова-ционным проектам,
Ким СМИРНОВ, научный обозреватель "Новой газеты"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме