Иван Охлобыстин: "Обычная бесовня"

Новости Москвы  Общество 
0
122
Время на чтение 4 минуты
Иван Охлобыстин - бывший кинорежиссер, а ныне священник храма Николая Заяицкого на Раушской набережной в Москве - это человек, который убил в себе постмодерниста. Всего несколько лет назад он еще сам варился в той культуре, с проявлением которой верующие столкнулись на выставке "Осторожно: религия!", имел репутацию человека, склонного к эпатажу. Теперь он сравнивает свое прежнее состояние с невесомостью.
- Что такое эпатаж - состояние души или элемент бизнеса?
- Корни эпатажа как явления чисто экономические. Для артиста, политика, художника, это либо показатель отсутствия его популярности, либо желание ее приобрести незатратным методом. Если что-нибудь натворить, к тебе приедут и бесплатно возьмут интервью. Вот и все. Но даже в области эпатажа есть некие неписаные правила, которые соблюдают все и которые нарушили организаторы выставки. Правило номер один - не навреди. Можно, например, киноартисту запереться на Останкинской башне или приковать себя к памятнику Пушкину - от этого никому, кроме него самого, не плохо. Два певца средней популярности могут устроить драку в ресторане. Но драка должна состояться по взаимному согласию, и результат ее должен быть таков, что непонятно, кто кого побил. Если же просто один известный человек подходит к другому и бьет его по лицу, то такой эпатаж проходит по разряду "беспредел". Это случается крайне редко, это просто никому не выгодно. Потому что через несколько дней обидчика могут физически обработать где-нибудь в подворотне и уже не для широкой публики.
- Испытали на собственном опыте?
- Слухи о моей эпатажности сильно преувеличены. Если вы по любой поисковой системе в Интернете наберете мою фамилию, то убедитесь, что о моих подвигах никогда не говорят очевидцы. Все - через третьи руки. Я не бунтарь, я одиночка, живущий по принципу "надышаться можно только ветром".
- Что произошло на выставке - нечаянное столкновение двух систем мировосприятия или агрессия одной из сторон?
- Безусловно, агрессия. Те, кто устраивал эту выставку, отлично понимали, что делают и чем это кончится. Окажись я там, не знаю, как бы я себя повел. Скорее всего присоединился бы к братьям по вере. Слава богу, меня там не было. Я все могу понять. Я могу понять честолюбцев. Это немного болезненно, но по крайней мере у них есть какая-то сверхидея - вот добьюсь чего-то, меня признают, я стану солидным мальчиком. Но людей, которые, заведомо зная результат, идут на прямое оскорбление, я не понимаю. Я не сторонник запретов, но это духовный терроризм, и здесь запрет является самозащитой общества.
- А как же чувства неверующих? Сейчас много говорят о том, что у неверующих тоже есть чувства, которые требуют не меньшего уважения, чем чувства верующих.
- Чувства, чьи бы они ни были - верующих или неверующих, не могут выражаться в оскорблении ближнего. Можно говорить на разных идеологических языках, но язык оскорбления понятен всем. И не надо делать вид, что осквернение иконы - это насущная потребность человека, которая гарантирована Конституцией.
- Вы каждый день общаетесь с мирянами - какова их реакция?
- От многих я уже слышу высказывания типа: "Ну вот, опять армяне". Среди художников, устроивших эту выставку, армян семеро, кроме них там были и русские, и грузины, и евреи, и даже кубинец, но когда люди одержимы гневом, они мыслят предельно просто. Я думаю, что армянской общине нужно серьезно подумать о том, чтобы официально осудить действия художников. Ведь есть третья сила - и не наша, и не ваша - экстремисты, которым только дай повод. И без того православным пастырям с великим трудом приходится гасить подобные настроения, зачем подливать масла в огонь? Я не удивлюсь, если что-нибудь случится с организаторами выставки. И даже при всем терпении православных людей - я не уверен, что они будут скорбеть об этом.
- Как можно бороться с людьми, которые используют эпатаж? Ведь любой шум они оборачивают в свою пользу.
- Эти люди, как и любые другие, не любят сидеть в тюрьме. Они любят длинные судебные процессы, они делают из них спектакли, но больших сроков они не любят. Я бы на месте властей посадил бы их, причем максимально быстро. Потому что, если они останутся безнаказанными, их здесь убьют. А если на религиозной почве пролилась малая кровь, то до большой крови - один шаг.
- А что движет этими художниками с мистической точки зрения?
- Сатанизм. Типичная бесовня.
- Сатанист - это любой неправославный?
- Нет, конечно. Просто есть некие морально-нравственные пределы, которые можно переступить только в состоянии одержимости. Вот вы позволили бы себе публичное оскорбление по отношению к родителям своего друга, приятеля, соседа? Нет? А если он вам ничего не сделает? Его может не быть просто. Он уехал. Умер. Они - два беззащитных старика, смелее! Что вас останавливает? Этический запрет? Да, но он имеет истоки. Его истоки - в Боге. А если вы все же это делаете, то истоки вашего поступка в другом. Атеисты называют их нелюдями, люди верующие говорят, что они одержимы бесом.
- Так, может, вся современная постмодернистская культура - это бесовня?
- Это обычное язычество. А язычество - просто глупое прыщавое детство. Язычник - это пэтэушник. У него такая смешная подростковая реакция: "А я против". Почему против? "А потому что хочеца". Хочеца везде слово из трех букв нарисовать. Если кто-то всерьез начинает разбираться в себе и в окружающем мире, то он неизбежно приходит к религиозным ценностям, которые тянут за собой ценности морально-этические.
- Вы помните тот этап, когда вы устали от этого язычества?
- Такого момента не было. Я поступательно шел к вере. Когда я учился режиссуре и пытался понять истоки мастерства великих предшественников, я вдруг осознал - для того чтобы сделать что-то по-настоящему, надо заложить в жертву всего себя. Я стал искать и не нашел такой темы, такой идеи, ради которой я готов заложить свою жизнь. Тогда у меня начался довольно длительный период, когда я просто зарабатывал деньги. Он продолжался до тех пор, пока я не столкнулся с людьми, которые обладали такой идеей. Религиозный фактор - один из главных составляющих компонентов хомо сапиенс. В основе любой религии лежит готовность глобальной жертвы. Другое дело, что у разных религий и мотивы разные. Христианский мотив - любовь. Но если у человека нет ради чего пожертвовать жизнью, его жизнь бессмысленна.
- Прошлое не мешает?
- Иногда мешает, иногда помогает. Мешает, когда приходят посмотреть не на пастора, а на артиста. Но многие, посмотрев на артиста, остаются уже как у пастыря.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Соколов-Митрич
Все статьи Дмитрий Соколов-Митрич
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45