Итак, не следует считать экономику областью исключительно материальных интересов. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев таким образом обозначил обе проекции на нашу жизнь сферы экономических отношений: "Хлеб для меня - это материальная забота, а хлеб для моего ближнего - забота духовная".
Естественно, что данная проблематика не могла оказаться вне поля зрения Русской Православной Церкви: в "Основах социальной концепции" теме труда и собственности посвящены две главы.
Церковь свидетельствует о двух нравственно и религиозно оправданных побуждениях к труду. Первое из них - трудиться, дабы прокормить себя и своих близких, то есть получить материальные блага для поддержания собственного физического, социального и культурного бытия, для обеспечения достойного уровня жизни своей семьи. Второе - это труд на благо тех, кто нуждается.
Современная система ценностей, побуждающая человека к приложению все больших усилий для постоянного повышения уровня личного потребления материальных благ, является греховной и порочной. Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность может быть нравственно и религиозно оправданной лишь в том случае, если человек трудится не только ради себя и своих близких, но и для того, чтобы помогать нуждающимся. Эту мотивацию к труду можно назвать духовным измерением экономики. Церковь побуждает человека трудиться настолько эффективно, чтобы получать максимальную отдачу и при этом передавать излишки тем, кто сами не в силах зарабатывать себе на жизнь или кто по роду своей общественно полезной деятельности не должны производить материальные ценности. Православная этика постулирует очень важный принцип: экономика должна быть эффективной и справедливой.
Возникает вопрос: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах? Не является ли такая экономическая модель эфемерной? Убежден, что это не так. Было бы ошибкой считать, что единственным реальным стимулом к развитию технологий хозяйствования может быть стремление к получению все большего количества материальных благ. Россия в начале ХХ века являлась одной из наиболее динамично развивающихся стран. Двигателями экономической системы страны в то время были русские купцы, большинство из которых не только успешно предпринимательствовало, но и строго блюло церковные и народные обычаи, искренне и активно участвуя в жизни Церкви. Согласно традициям русской православной культуры, богатство подлежало оправданию только в том случае, если употреблялось для блага всех.
Подобное отношение к богатству, будучи этически обоснованным, представляет собой убедительную альтернативу принципам буржуазного взгляда на труд и экономику. Некоторые публицисты называют сегодня Православие причиной экономических проблем нашей страны и обвиняют Церковь в том, что она якобы воспитывает человека, неспособного эффективно действовать в условиях свободной рыночной системы. Совершенно очевидно, что это не так. Православие поддерживает человека в стремлении к производительному труду, ибо плоды труда предназначены не только для его личного потребления, но и для поддержки других.
К сожалению, в течение многих десятилетий производственные отношения в нашей стране не предусматривали реализации первого религиозно оправданного побуждения к труду - личной заинтересованности работника в получении возможно большей прибыли. Трудиться было не выгодно. Думаю, что коллапс экономической системы страны в 1990-е годы во многом был предопределен отчуждением человека от результатов собственного труда.
Каким образом возможен сегодня переход к нравственно оправданным и эффективным экономическим отношениям? Огромную роль в этом процессе должно играть воспитание. Участие Церкви в учебном процессе поможет привить детям высокие идеалы православной трудовой этики. Одной из целей преподавания "Основ православной культуры и этики" является знакомство школьников с моральными нормами Православия, которые обнимают собой не только правила личной и семейной жизни, но и способны выработать нравственное отношение к участию в общественной жизни, включая политику и экономику.
Большую роль в деле перераспределения избыточных материальных ценностей играет благотворительность. Из истории дореволюционной России мы видим, сколь важное место занимали благотворительные организации в общественной жизни страны. Однако следует признать, что добиться справедливого перераспределения материальных благ для поддержки неимущих, обеспечения общественно значимых программ, оплаты труда тех, кто по роду своей деятельности не производят экономических ценностей, только путем благотворительности невозможно. Здесь особая роль принадлежит государству. Именно государство должно взять на себя ответственность за справедливое распределение результатов труда, то есть за реализацию духовного измерения экономики.
Особое место в этом процессе занимает налоговая и бюджетная политика, которая и призвана перераспределять общественные блага в пользу немощных и поддерживать те институты, которые необходимы обществу для нормального существования. Поэтому созидание таковой политики является задачей не только экономической, но нравственной, и даже религиозной. Разрабатывая справедливое и эффективное законодательство, государственные мужи совершают дело богоугодное, их деятельность приобретает очевидное духовное измерение.
Церковь призывает своих чад к законопослушанию, однако нельзя не признать, что сегодня добросовестное соблюдение всех законов, подзаконных актов и административных установлений ставит предпринимателя на грань разорения. Церковь напоминает законодателям, что их долгом является создание такой системы законов, которые не налагали бы на людей "бремена неудобоносимые". Однако пока что человек не может создавать избыточные материальные ценности, не нарушая существующего законодательства.
Но если ныне действующее уложение подталкивает даже самых честных людей к обману государства, то можно ли называть сложившуюся в России экономическую систему нравственной? Сложившаяся ситуация не способствует формированию у российских предпринимателей представлений о деловой и хозяйственной этике. Если положение дел останется неизменным, через пять или десять лет трудно будет найти предпринимателя, желающего вести дело открыто и честно.
Необходимы механизмы, позволяющие совершенствовать государственную систему сбора и распределения средств. К числу таких механизмов относятся общественный контроль, прозрачность бюджета и многое другое. Вызовами нравственному чувству являются также такие негативные явления нашей жизни, как уклонение от уплаты налогов, вывоз капиталов за пределы России, особенно тех, что были получены от продажи природных ресурсов.
Обострение социальной напряженности в стране объясняется и некоторыми особенностями общественной психологии: избыточные материальные ценности, находящиеся в руках другого человека, у большинства наших сограждан вызывают недобрые чувства. Зависть была положена в основу почти всех революционных катаклизмов. Революционеры во все времена считали, что для достижения всеобщего счастья достаточно отнять ценности у богатых и раздать их бедным. Однако история свидетельствует, что перераспределение ценностей насильственным способом никогда не приводит к созданию справедливого общества.
Что же делать сегодня? Снова, как это было уже не раз в российской истории, начать насильственно перераспределять собственность в надежде достигнуть, наконец, справедливости? Или построением разумной и справедливой бюджетной и налоговой политики, путем ответственного участия государства, работодателей и трудящихся изменить характер экономических отношений, обеспечивая рост производства и справедливое распределение результатов труда?
Если вернуться к теме вывоза капитала, - десятки миллиардов долларов исчезают ежегодно за рубежом, а экономика продолжает функционировать. Что же будет, если эти миллиарды останутся в нашей стране? Приходится говорить не столько о принципиальных недостатках экономической системы, сколько о необходимости срочного создания механизмов возврата капитала, о воспитании честного отношения к налоговым обязательствам, о совершенствовании налогового законодательства. И, может быть, этого будет достаточно для того, чтобы в рамках нынешней системы, без ее радикальных перемен, добиться становления эффективной и справедливой экономики.
Надо помнить, что с религиозной точки зрения единственным законным собственником всех земных благ является Бог - Творец мира, а мы лишь временно пользуемся ими. Не следует забывать, что, поскольку Бог дал нам эти блага, Он может их и забрать их у того, "кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет".
Экономика - зона повышенного этического и религиозного риска, ибо "не можете служить Богу и мамоне". Если человек главной целью своей жизни поставил получение материальных благ, то он потерян для Царствия Божия. Богато обставленный дом, дорогие украшения и машины - все это лишь временно может приносить радость, и если человеку чужды иные, высшие ценности, он замыкается в тесном мирке материальных интересов и лишает себя полноты жизни.
"Невозможное человеку возможно Богу", ибо только Бог может спасти и богатого, и бедного. Но богатый должен знать, что его путь ко Спасению непременно предполагает разделение с неимущим избытков своего состояния.
Церковь не предлагает конкретных методик или пропорций перераспределения избыточных материальных ресурсов. Какую долю плодов своего труда оставлять себе, а сколько отдавать нуждающимся согражданам и направлять на общественно значимые программы - дело совести каждого человека и вопрос общественного регулирования. Если общество сможет установить стандарты потребления, исходя из нравственных норм, станет неприличным выставлять напоказ свое богатство.
В создании основ справедливой экономики должны принять участие все институты гражданского общества, в том числе профсоюзы, различные объединения граждан, а также деятели науки и культуры и, конечно, религиозные организации.
Уверен, что силой Божией и в ответ на наши общие усилия нестроения закончатся. Созидание всегда требует несравненно больших усилий, нежели разрушение, поэтому будущее России в огромной степени зависит от того, насколько мы готовы самоотверженно трудиться ради блага своей страны.