Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

СТАРАЯ МОСКВА НА ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТКАХ. КРЕМЛЬ

Московский журнал

01.02.2003

Успенский собор

Этот древнейший и главный собор Москвы был построен в 1475-1479 годах по желанию великого московского князя Ивана III зодчим Аристотелем Фьораванти, приглашенным из Италии. По условию договора архитектор специально ездил во Владимир, чтобы воочию увидеть и воспроизвести основные формы Успенского собора XII века. Расписывали московский храм, как напоминает нам летопись, "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня".

В Успенском соборе Кремля венчали на великое княжение, а затем на царство. Здесь хранили важнейшие государственные документы, патриархи благословляли воевод на ратные походы...

С 1989 года в Успенском соборе вновь проводятся патриаршие богослужения.

Архангельский собор

Построен на Соборной площади Кремля в 1505-1509 годах архитектором Алевизом Фрязином Новым.

Собор был усыпальницей русских князей, а затем и царей. На его надгробиях - имена собирателя русских земель Ивана Калиты, покорителя Казани и Сибири Иоанна Грозного, победителя в Куликовской битве Димитрия Донского...

В Архангельском соборе нашли последний приют и цари династии Романовых - Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Начиная с Петра I, русских самодержцев стали хоронить в Петропавловском соборе новой столицы - Санкт-Петербурга.

Большой Кремлевский дворец

Этот архитектурный ансамбль, фасадом выходящий на Москву-реку, строился в 1838-1849 годах по проекту академика архитектуры К.А.Тона. К нему примыкают Оружейная палата, Теремной дворец и Грановитая палата.

Большой Кремлевский дворец являлся парадной московской резиденцией императорской фамилии. Цепь двухцветных залов на втором этаже посвящалась русским военным орденам: Георгиевский, Владимирский, Екатерининский...

Андреевский (тронный) и Александровский залы, существенно перестроенные в 1930-е годы, сейчас воссозданы в первоначальном виде.

Владимирский зал

По торжественным дням в этом зале особо отличившимся на гражданской службе представителям московского купечества и мещанства вручался учрежденный в 1782 году орден Святого Владимира.

Восьмигранный и сравнительно небольшой зал кажется круглым благодаря светлому куполу, украшенному орденскими знаками с девизом "Польза. Честь. Слава". Купол необычен тем, что сложен из полых керамических "горшков", которые дали своду легкость, а залу - удивительную акустику.

"Упаковочная" - подпись на открытке. Дата почтового штемпеля на обороте - 1904 - объясняет это: в зале идет упаковка перевязочных материалов для воинов русско-японской войны.

Александровский зал

По свидетельству дореволюционных путеводителей, Александровский зал славился богатой лепниной и имел 14 двусветных окон. Он был назван в честь воинского ордена Святого Александра Невского, учрежденного Петром I. Вместе с Андреевским залом по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица был перестроен в Зал заседаний. Сейчас восстанавливается в первоначальном виде.

На открытке времен русско-японской войны 1904-1905 годов запечатлен момент, когда в зале разместилась швейная.

Оружейная палата

Здание построено архитектором К.А.Тоном в 1851 году специально для музея художественных коллекций на месте существовавшей здесь в начале XVI века палаты, в которой изготавливалось и хранилось боевое оружие.

Среди драгоценностей Оружейной палаты: серебряная чаша основателя Москвы Юрия Долгорукого, одна из главных регалий русских царей - знаменитая шапка Мономаха, неповторимой работы троны, золоченые кареты, расшитые жемчугом седла, а также изделия иностранных мастеров: итальянские ткани, севрские сервизы, английское серебро, оружие из Персии...

 Красное крыльцо

Свидетелем многих событий было Красное крыльцо! По нему московские государи совершали торжественные выходы и поднимались в Святые сени Грановитой палаты после совершения обряда коронования. У его ступеней в 1682 году собрались взбунтовавшиеся стрельцы, требуя выдачи сторонников бояр Нарышкиных, и прямо здесь, на глазах у десятилетнего царевича Петра, закололи боярина Артамона Матвеева, многих родственников и сторонников царской семьи...

Красное крыльцо было выстроено Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари одновременно с Грановитой палатой. В XVI веке украшено двумя каменными львами. Разобрано в 1930-х годах, восстановлено в 1994-1995-м.

Потешный дворец

В 1652 году неподалеку от Троицкой башни на месте Аптекарской палаты вырос дворец боярина Ивана Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Когда боярин умер, дворец забрали в казну. С 1679 года за ним закрепилось наименование Потешный, поскольку в здании начали устраивать "потехи" - спектакли непривычного для богомольной Руси придворного театра.

В XIX веке дворец был перестроен и стал таким, каким изображен на открытке. В нем жил комендант Кремля, отчего примыкавшую к дворцу башню прозвали Комендантской.

Малый Кремлевский дворец

Потери, которые понес Кремль в 1930-е годы, ныне порождают у иных посетителей недоуменные вопросы. Например: если существует Большой Кремлевский дворец, значит, был и Малый?

Был. Малый (Николаевский) дворец возводился в 1775-1776 годах М.Ф.Казаковым. В 1824 году надстроили третий этаж. Дворец примыкал к Чудову монастырю, потому его называли еще и Чудовым. Здесь в 1818 году родился будущий император Александр II.

 Собор Спаса на Бору

Эта церковь считалась самой древней в Москве. По преданию, на ее месте стояла когда-то хижина пустынника Вукола. В 1272 году сын Димитрия Донского Даниил соорудил здесь деревянный храм, а позднее великий князь Иван Калита заменил его каменным. В XIX веке построенная некогда в лесной чаще церквушка оказалась во дворе Большого Кремлевского дворца, являя, как отмечал тогдашний путеводитель, "резкий контраст перед громадой императорского дворца или перед величием храма Христа Спасителя".

Двадцатилетний Иван Бунин записал в дневнике: "Церковь Спаса на бору. Как хорошо: "Спас на бору!" Вот это и подобное меня волнует, восхищает древностью, моим кровным родством с ним..."

Верхоспасский собор (Спас за Золотой решеткой)

Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 годах. Легенда рассказывает, что "золотая" решетка была отлита в 1670 году из медных денег, изъятых из обращения после Медного бунта.

На самом деле решетка - железная, с изображением фантастических птиц, зверей и растений.

Она огораживала боярскую площадку, с которой читались царские указы. Здесь же государь жаловал именинными пирогами бояр и приближенных людей.

Арсенал

Здание для хранения оружия, снаряжения и трофеев русской армии по приказу Петра I заложили в 1702 году, но вскоре постройку повредил случившийся в Кремле пожар, и она была завершена лишь в 1787-м. Во время наполеоновского нашествия Арсенал снова серьезно пострадал. К 1828 году был восстановлен Осипом Бове.

На открытке не видно пушек, которые находятся ныне у стен Арсенала. Раньше они стояли возле Оружейной палаты и перенесены сюда только в 1960 году, когда началось строительство Дворца съездов.

Церковь иконы Божией Матери "Нечаянная радость"

Она была известна более как храм Благовещения Богородицы, что на Житном дворе. В это место по осени свозили зерно из царских вотчин, чтобы выдавать его потом весь год пекарям и многочисленной кремлевской челяди в качестве жалованья.

В Благовещенской башне в глубоком подземелье томились государственные преступники. По легенде, одному из них - воеводе Ивана Грозного - явился лик Божией Матери, а затем засияла из каменной стены икона Благовещения. По сему узника отпустили на волю, а вплотную к башне соорудили деревянную часовню, в 1731 году замененную каменной церковью. Со временем церковным приделом стала и сама башня: вместо бойниц пробили широкие окна, в дозорной вышке устроили колокольню. В 1933 году церковь снесли, башне вернули первоначальный вид.

Кремлевский гарнизон

Московский Кремль раньше был довольно густо заселен. В монастырских кельях жили монахи, в казенных квартирах - чиновники многочисленных ведомств. Но, как писал в одном из своих очерков Михаил Николаевич Загоскин, "часу в одиннадцатом ночи в нем раздаются одни только редкие оклики и мерные шаги часовых".

В справочной книге "Вся Москва" за 1905 год (которым датируется открытка) сообщается, что в Кремле квартировали 1-й и 2-й батальоны I Лейб-гренадерского Екатеринославского императора Александра III полка.

 Никольские ворота

Никольская башня Кремля построена в 1491 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. В 1812 году верх башни взорвали отступавшие французы. Восстанавливал ее архитектор О.И.Бове.

После того, как в феврале 1905 года неподалеку от Никольской башни социалист-революционер Иван Каляев бросил бомбу в карету московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова, здесь установили памятный знак: мозаичный крест, выполненный по эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова, с надписью из Евангелия: "Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят".

1 мая 1918 года памятник был снесен. Сейчас он воссоздан на территории Новоспасского монастыря - усыпальницы великих князей, где похоронен и великий князь Сергей Александрович.

Царь-колокол

В 1733-1735 годах его отлили отец и сын Маторины. Мы не знаем других имен, но трудились над созданием колокола 200 человек. В сплав меди и олова мастера добавили полтонны серебра и 72 килограмма золота.

На звонницу колокол поднять не успели. Во время отделки его чеканных украшений случился в Кремле страшный пожар, и когда вода, которой заливали пламя, попала на колокол, от него отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Через сто лет этот самый большой в мире колокол водрузили на белокаменный пьедестал у подножья Ивана Великого, где он и стоит с тех пор. Вес его - около 200 тонн, высота - свыше 6 метров. Жаль только, что никому так и не довелось услышать звон Царь-колокола!

Тайницкая башня

Она была бы самой древней из кремлевских башен, если б дожила до наших дней в первозданном виде: ее заложил архитектор Антон Фрязин еще в 1485 году. Однако во второй половине XVIII века башню снесли и затем возвели заново. Имя свое она получила от "тайного" колодца, устроенного на случай осады Кремля.

В XIX веке к башне пристроили стрельницу, на площадке которой стояли орудия салютационной батареи; в 1930-е годы стрельницу вновь разобрали.

Набатная башня

На ней когда-то висел набат, звучавший "в дни торжеств и бед народных". Последний раз колокол возвестил о начале кровавого бунта в 1771 году. Бунт был жестоко подавлен, набат тоже наказан: ему "отрезали язык".

Немой колокол еще тридцать лет провисел на башне, пока его наконец не сняли. Теперь он хранится в Оружейной палате.

Спасская башня

Была построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. В начале XVII века над башней соорудили каменный шатер, а вскоре ее украсили различные фантастические фигуры. Царь Михаил Федорович приказал "одеть" их, дабы не смущали благочестивых москвичей своей наготой.

В 1625 году на Спасской башне установили часы.

Водовзводная башня

Возведена архитектором Антоном Фрязином (Чужеземцем) в 1488 году. Называлась сначала Свибловой (по усадьбе бояр Свибловых). В 1633 году в башне установили машину, которая подавала воду из Москвы-реки в Кремль - отсюда нынешнее название.

Во время войны с Наполеоном Водовзводная башня была взорвана, но через несколько лет архитектор Осип Бове восстановил ее.

Боровицкая башня

Все тот же Пьетро Антонио Солари построил ее в 1490 году на Боровицком холме.

По царскому указу башня должна была именоваться Предтеченской - по расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи, но название не прижилось: так она до сих пор и остается Боровицкой.

В 1812 году Боровицкая башня пострадала от французов и была восстановлена О.И.Бове.

Тексты к открыткам на цветной вкладке

Иван Великий

Звон 21 колокола на Иване Великом в праздничные дни разносился за много верст от первопрестольной. Колокольня, получившая такое название, возведена в 1505-1508 годах и надстроена столетие спустя при Борисе Годунове. Она являлась и сторожевой башней - самым высоким сооружением города: 81 метр, 329 ступеней. Царь Михаил Федорович запретил строить в Москве храмы выше Ивана Великого.

Ученик Школы юнкеров Михаил Лермонтов писал в своем сочинении "Панорама Москвы": "Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу из конца в конец, тот, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве..."

 Вознесенский монастырь

Здесь находили свой последний приют жены и дочери великих князей и царей. Как правило, на надгробиях были выбиты подробные повествования о их земной жизни.

Но вот камень с предельно лаконичной надписью: "Евфросинья". Здесь схоронили когда-то основательницу Вознесенского монастыря жену Димитрия Донского великую княгиню Евдокию, принявшую постриг после смерти своего мужа.

Столь же лаконична - просто "Софья" - надпись и на надгробии Софьи Палеолог, племянницы последнего императора Византии, выданной в 1427 году замуж за великого князя Ивана III. Одна из образованнейших женщин своего времени, она привезла с собой в Россию множество книг, составивших библиотеку ее внука Ивана Грозного, поисками которой вот уже сколько лет безуспешно заняты не только специалисты...

 Памятник императору Александру II

Открыт в 1898 году.

Из путеводителя тех лет: "Место... выбрано удивительно хорошо: против дворца, где родился Царь-Освободитель, на открытой площадке, на высоком, красивом берегу Москвы-реки".

Автор скульптуры - Александр Михайлович Опекушин, создатель памятника Пушкину на Тверском бульваре. Окружающая галерея сооружена по проекту художника Павла Васильевича Жуковского - сына знаменитого русского поэта.

Почетный караул у монумента несли ветераны лейб-гвардии. Они тоже были своеобразной достопримечательностью Кремля и потому не могли не попасть на иллюстрированные открытки.

 Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Орден Святого Георгия Победоносца давался не за выслугу лет, не за высокое происхождение, а только за личную воинскую доблесть. И зал, посвященный этому ордену, замышлялся как храм славы русского оружия.

На стенах - барельефные изображения святого Георгия, многократно повторяющийся орденский девиз "За службу и храбрость", высеченные на мраморных плитах названия отличившихся воинских частей и имена кавалеров ордена.

И старые, и новые путеводители единодушно отмечают особо яркую освещенность зала. Только книги начала XX века пишут о 3200 свечах, а нынешние справочники - о "трех тысячах электрических лампочек в бронзовых люстрах с ажурным узором, включающим знаки ордена".

 Чудов монастырь

Только на старых фотографиях его и можно сегодня увидеть.

Легенда рассказывает, что на этом месте был ханский двор, и разрешение на постройку обители митрополит Алексий получил в благодарность за исцеление от слепоты жены хана.

В Чудовом монастыре традиционно крестили младенцев царского рода, в том числе будущих царей Алексея Михайловича, Федора Ивановича, Петра I. В XVI веке монастырь стал крупным центром книжной культуры Московского государства. Над переводами и исправлениями богослужебных книг здесь работал Максим Грек.

Чудов монастырь закрыт в 1918 году, его постройки разобраны в 1929-м.

 Благовещенский собор

Благовещенский собор появился в Кремле через десять лет после Успенского. Строили его псковские мастера, имена которых до наших дней не дошли.

Сохранились фрагменты росписи храма кисти Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.

Собор являлся домовой церковью московских государей. В 1572 году к нему было пристроено крыльцо, по которому царь Иван Грозный поднимался в личную молельню. Причиной этого было не тщеславие - после четвертой женитьбы, по церковным канонам, он не имел права присутствовать на общих богослужениях.

Теремной дворец

В 1636 году его построили для первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича - каменных дел подмастерья Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков.

Во дворце находились жилые покои, мыленка (баня), Мастерские палаты, в которых шили и хранили царские одежды. В златоверхом Теремке, венчающем здание, заседала Боярская дума.

Одно из окон кабинета царя называлось челобитным - под ним стоял ящик, куда жители Москвы опускали свои прошения и жалобы. Считалось, что царь и приближенные редко в него заглядывали, отсюда и пошло: "Положить дело в долгий ящик".

 Царь-пушка

Имя мастера (Андрей Чохов) и год изготовления орудия на Пушечном дворе (1586) увековечены на поистине "царских" размеров стволе длиной почти пять с половиной метров.

Сразу после отливки пушку установили на Красной площади возле Лобного места. Затем она переместилась во двор Арсенала, чуть позже - к его главным воротам, спустя еще какое-то время оказалась у старого здания Оружейной палаты, где к ее подножию положили четыре декоративных ядра, каждое весом в тонну. На этом месте Царь-пушку и запечатлела старая открытка.

Я.М.Белицкий




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме