Прочитав статью "Изгнание бесов в Троице-Сергиевой Лавре", я ощутил некоторое недоумение. Нет-нет, предмет статьи я оспаривать не собираюсь. Кроме фрагмента, приведенного ниже, несогласия не вызвало ничто. (Кстати, должен Вас поблагодарить - статья побудила меня приобрести книгу игумена Германа). Но в главе, объясняющей причины одержимости, выделенные мною слова показались мне как минимум странными.
Итак, цитирую:
"Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы, даже если вы убежденный материалист и "вольтерьянец"! Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов, тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор, всегда отстаивает права "пострадавшей стороны" перед Богом. Его "кассационная жалоба" апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь. В момент нанесения человеком "обиды" Люциферу неважно, что последний взбунтовался против Бога (за это Сатана уже получил наказание - вечное отлучение от Всевышнего с низвержением в Тартар!). Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу, как тварь, без повода с его стороны "обиженная" конкретными "словом или действием" отдельного человека.
По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому "обиженному" право в той же мере воздать "обидчику". Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы. А уж последние ждать себя с местью не заставят: великодушие и благородство - не удел падших ангелов, мстят они жестоко и беспощадно!"
Простите, это как? "По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому "обиженному" право в той же мере воздать "обидчику"." - это закон какого Завета - Ветхого или Нового? Когда при крещении человек дует и плюет на сатану - это что, должно "по справедливости" вызвать одержимость у крещаемого? Какой должен быть быть результат слов "...тако да погибнут беси от лица любящих Бога..."? Жалоба: "Меня обидели! Мне смертью угрожают! Во исполнение справедливости я в него вселиться должен."?
Наставления прп. Антония Великого, переданные свт. Афанасием Великим: "Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство" (Житие Антония, 78). "Демоны все делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные... Не должно нам и бояться демонов, потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать" (Там же, 26-27). "Диавол есть человекоубийца искони. Между тем мы живы еще, и даже ведем образ жизни, противный диаволу. Итак, явно, что демоны не имеют никакой силы" (Там же). "Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью, как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраком. Посему то наипаче и должно их презирать как бессильных" (Там же). "Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: Повели нам ити в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию" (Там же, 29). "Посему нам должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их" (Там же, 30)."
Свт. Иоанн Златоуст: "Бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям... Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с обдержимыми ими людьми, которых но и таскали и влачили по пустыни, если б провидение Божие, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления" (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. - М., 1993, кн. 1, с. 318.)
Это цитата. Из книги диакона Андрея Кураева "Оккультизм в Православии". Приведена цитата почти дословно, оригинал документа находится на http://www.kuraev.ru:8101/b15vtoroy.htmlN90. Видимо, св.отцы считали иначе.
И в книге игумена Германа приводится совершенно другое объяснение: причина вселения бесов в человека - отступление от человека благодати. А причиной этого являются грехи (а не справедливость). Человек сам отогнал Христа. Блудом, пьянством, кощунством - "се, оставляется вам дом ваш пуст". Вот и приходят в пустой дом "жильцы". И чем дальше человек от Бога, тем доступнее он становится для бесовских козней. А ни одного упоминания вышеуказанной схемы я так и не нашел.
Бог есть любовь. Есть то, что выше справедливости - милосердие Божие. И, как мне кажется, если человек стремится к Богу, исповедуется, причащается, творит милостыню - не войти в него бесам!
Все сказанное выше, впрочем, нисколько не умаляет заслуги автора. Уважаемый Алексей Верда! Огромная Вам благодарность за то, что вы напомнили всем, кто является ненавистником нашего спасения и что может быть результатом отпадения от Бога.
Спаси Господи!