Станет ли Италия исламской страной?

Разобщенность местных мусульман мешает им выступить единым фронтом в диалоге с государством

Религия 
0
433
Время на чтение 10 минут
Согласитесь, выражение "итальянские мусульмане" звучит довольно непривычно. Тем более когда речь идет о стране, в столице которой находится Ватикан - город-государство, центр Римско-Католической Церкви. Однако если заглянуть в глубь веков, то нетрудно увидеть, что в Италии в отличие от многих других западноевропейских государств ислам получил распространение еще более тысячи лет назад.
Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Свидетельством тому - прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова. Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на континенте. Но позже, уже в эпоху Возрождения ислам нашел отражение в культурной традиции средневековой Италии. Так, в связи в началом книгопечатания и возобновлением интереса к Востоку издатель Паганини выпустил в 1530 году в Венеции первый печатный текст Корана, а в конце XVII века в соседней Падуе появилось первое для западного мира научное издание этой священной для мусульман книги, которое подготовил итальянский теолог и арабист Лудовико Марраччи.
Роль иммигрантов
Сегодня ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и он представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тыс. человек, хотя иногда называются и более существенные цифры, вплоть до 30-50 тыс. Но основная масса мусульман в Италии - это иммигранты, выходцы из 30 примерно стран Азии и Африки, число которых, по наиболее вероятным данным, достигло 560 тыс. Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать 700-800 тыс. и даже одного миллиона человек. Сюда включаются и те, кто находится на Апеннинах случайно или временно, не имея на то достаточных юридических оснований и надежных источников существования, то есть речь идет, по сути, о нелегалах.
Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, следует отнести к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали здесь и ранее. В них состояли в основном выходцы из африканской страны Сомали и в меньшей степени Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями. А в 80-е годы Италия наряду с некоторыми другими государствами Южной Европы (Испанией, Грецией и чуть позже Португалией) стала центром притяжения для иммигрантов из стран "третьего мира". Это было вызвано тем, что началось введение существенных ограничений на въезд иммигрантов в страны Центральной и Северной Европы, где их труд широко использовался в 50-60-е годы, в период восстановления и развития национальных экономик, разрушенных или значительно пострадавших от Второй мировой войны. Эти ограничения были вызваны все теми же экономическими причинами, например кризисом, приведшим к усилению безработицы среди местного населения.
Таким образом, приток в Италию иммигрантов, в том числе мусульман, явился, с одной стороны, одним из следствий тех социально-экономических проблем, которые в 70-е годы встали перед наиболее развитыми странами Запада, с другой - это было вызвано ухудшением условий существования, характерных для ряда бедных государств Азии и Африки. Здесь и тяжелое колониальное наследие, оставившее эти страны в роли поставщиков дешевого сырья и рабочей силы, и конфликты с соседями, перераставшие порою в военные столкновения, и природные катаклизмы, обрекающие миллионы людей на голод и страдания. С началом 90-х годов слово "беженец" прочно вошло в повседневный лексикон итальянцев, ибо помимо иммигрантов из дальних стран на Апеннины устремились тысячи людей из Албании, Боснии, югославского Косово.
Итальянское государство давно уже перешло к ограничению притока беженцев, а начиная с 1991 года оно последовательно проводит линию на общее ужесточение доступа иностранцев в страну. Однако даже политики оказались не в состоянии помешать естественному процессу воссоединения семей иммигрантов и образованию новых, что стало характерным для Италии 90-х годов. Часть приезжих, включая мусульман, основательно устроились здесь, имея постоянную работу или открыв свое дело. Имея надежную экономическую базу, люди оседают в стране, обзаводятся квартирой или даже собственным домом. Между тем на подходе уже второе поколение итальянских мусульман, детей первой волны иммигрантов. Однако их постепенная интеграция в реальность итальянского общества не могла отлучить людей от их этнических и конфессиональных корней.
Религиозные объединения
В настоящее время ислам в Италии, как и в соседней Франции, стал второй религией после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, затем стали основываться различные исламские культурные ассоциации. По последним данным, опубликованным в миланской газете "Иль Джорнал", в Италии насчитывается 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет.
Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то единстве между ними. Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию и параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тыс. человек, за ними вдвое меньшим числом идут тунисцы и албанцы. Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. Они придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других мусульманских организаций.
Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие эту религию. Подобных центров насчитывается в стране более тридцати, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны ими являются Неаполь и отчасти Палермо. В Милане - это исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 году, и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль. Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий.
Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих. Однако в последнее время, особенно после событий 11 сентября в США, этот исламский центр оказался под пристальным вниманием властей, поскольку некоторых из его посетителей подозревают в причастности к "Аль-Каиде". По словам директора института имама Абделхамида Шаари, "у нас работают секретные службы всего мира: итальянские, арабские, американские... Слава Богу, они все регистрируют, все знают. Поэтому мы являемся самым прозрачным и самым спокойным исламским центром, и о нас все известно. Если бы речь шла о террористах, то они были бы глупцами, если бы попытались укрыться у нас".
Другой важный центр мусульман - это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 году и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института. Ведущая роль вот уже 25 лет здесь принадлежит представительству Саудовской Аравии, вносящей основной вклад в обустройство и содержание института и мечети.
Однако в отношениях между исламскими центрами Рима и Милана существует определенное противостояние, что, впрочем, в условиях Италии проявляется не только в вопросах, касающихся религии. Например, на юге страны на роль центра ислама претендует, и не без оснований, Неаполь. Здесь находится Исламский центр, в нем располагается мечеть и кораническая школа, есть даже своя радиостанция.
На пути диалога с государством
Ясно, что в подобных условиях в Италии не раз предпринимались попытки объединения мусульман на общенациональном уровне. Как и в других странах, давно уже стала очевидной потребность иметь единое официальное представительство, столь необходимое для диалога с государством для решения насущных проблем исламской уммы в Италии. Ради этого несколько лет назад создан Союз исламских общин в Италии, в состав которого вошли десяток мусульманских центров и ряд отдельных мечетей. Его генеральным секретарем был избран Хамза Роберто Пиккардо.
Главную роль в этом союзе стал играть вышеназванный Исламский центр Милана, подготовивший проект соглашения между государством и мусульманской общиной в стране. Но Исламский культурный центр из Рима представил альтернативный проект, а затем еще один проект был подготовлен Ассоциацией мусульман Италии.
Наконец два года назад был достигнут определенный прогресс в деле сплочения мусульманского сообщества в стране: создан Исламский совет Италии, объединивший миланский Союз исламских общин, римский Исламский культурный центр, опекающий ныне столичную мечеть, и общину "Курейш", основу которой составляют итальянцы, принявшие ислам. Президентом нового совета избран бывший итальянский посол в Саудовской Аравии Марио Шалойя, а его заместителем - сириец Нур Дахан. Любопытно, что примеру Шалойи, принявшего ислам, последовал другой итальянский посол в той же стране, Торквато Кардилли, причем о его переходе в ислам стало известно в ноябре прошлого года, то есть вскоре после драматических событий 11 сентября в США.
Первостепенной задачей совета стала подготовка соглашения с государством, в котором должны быть изложены основные требования последователей ислама в Италии. При этом они опираются на закон, поскольку свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Итальянской Республики. В частности, статья 8 гласит: "Все религиозные вероисповедания равно свободны перед законом. Вероисповедания, отличные от католицизма, имеют право создавать организации по своим уставам, если это не противоречит итальянскому правопорядку. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с организациями, представляющими соответствующие вероисповедания".
В числе требований итальянских мусульман - преподавание Корана в школах или в качестве альтернативы создание мусульманских школ, уравниваемых в правах с другими, право женщин фотографироваться с покрытой головой при оформлении удостоверения личности, разрешение с места службы или работы на период совершения хаджа, признание пятницы нерабочим днем для мусульман, их права совершать полуденный намаз во время рабочего дня, получать разрешение на признание брака, совершенного по исламскому обряду. И это не считая уже достигнутого: открытие и регистрация молельных домов и мечетей, разрешение на государственном и местном уровне открывать пункты заготовки и продажи халяльного мяса, предоставление мусульманам отдельных кладбищенских участков. Подтверждение этому можно найти в больших и малых городах страны. Но в целом в Италии пока нет еще многого из того, что сделано для мусульман в других западноевропейских странах.
Кроме того, существуют и проблемы сугубо итальянского характера. Так, согласно национальному законодательству, каждый гражданин страны и даже временно работающий здесь иностранец, заполняя налоговую декларацию, обязан "добровольно" внести 0,008 процента от суммы своего заработка в фонд помощи Церкви или другой организации. Но на практике этот взнос, если он имел религиозное предназначение, направлялся до недавнего времени в фонд содействия лишь католическим или иудейским храмам, что, естественно, вызывало протест со стороны итальянских мусульман. Другой пример: в учебных программах итальянских школ предусмотрен "час религии", когда сами дети или их родители решают, какой религии отдать предпочтение или же сделать атеистический выбор, то есть вовсе не посещать этих занятий. Но пока мусульманские дети не имеют достаточных возможностей посещать занятия по исламу, ибо где-то для этого не хватает подготовленных кадров, где-то нет помещения и т.д., а кое-где у начальства срабатывает комплекс исламофобии. Между тем треть итальянских мусульман считают приоритетной проблему преподавания детям основ своей веры. Столь же остро стоит проблема оказания духовной помощи страждущим в больницах, местах заключения, лагерях для беженцев.
Вышеизложенное вовсе не означает, что дело только за одной стороной - за руководством Италии. У ее граждан тоже немало поводов для выражения своего беспокойства, хотя оно адресуется не только мусульманам, но и всем иммигрантам в целом. Не всем из них присуща добросовестность при выполнении своей работы, другие и вовсе избегают ее, предпочитая жить на подачки или пожертвования со стороны различных фондов или религиозных организаций, а некоторая их часть пополняет ряды преступников. В подобных случаях протестует уже итальянское общество, и тогда достается всем иммигрантам: и правым, и виноватым. И масла в огонь подлили, конечно, события 11 сентября, когда на первое место был выдвинут именно исламский фактор.
В те сентябрьские дни автору этих строк как раз довелось быть в Италии, где он стал свидетелем многочасовых словесных баталий буквально на всех каналах государственного и частного телевидения. Взрывы в Нью-Йорке дали антиисламистам повод развернуть яростную кампанию против мусульман в целом и их присутствия в Италии в частности. Дело дошло до того, что сам премьер итальянского правительства Сильвио Берлускони безапелляционно заявил о "превосходстве" западной цивилизации над исламской, что вызвало беспокойство даже у ряда его коллег из других западноевропейских стран. А известная часть итальянских политиков, особенно из объединения "Лига Севера" и крайне правого "Национального альянса", наследника неофашистской партии, потребовала принятия самых решительных мер против иммигрантов: от выдворения из страны всех мусульман и арабов и закрытия некоторых мечетей до запрета въезда других граждан исламского вероисповедания. Впрочем, такое отношение к иммигрантам они проявляли и раньше. Рецидивы неприязни в отношении мусульман наблюдались и в лоне Католической Церкви, хотя ее руководство старалось проявлять известную осторожность в этих вопросах и в свое время даже дало согласие на строительство мечети в Риме. На этом фоне постоянным диссонансом звучали заявления архиепископа Болоньи, кардинала Биффи, который, в частности, призвал к тому, чтобы в Италию пускали в основном иммигрантов-христиан. "Мусульмане слишком далеки от нас, и они хотят сделать нас такими же, как они сами", - так обосновал он свой призыв.
К чести большинства итальянцев, они не поддержали экстремистских подходов к проблеме взаимоотношений с мусульманами, и в обществе восторжествовал в целом здравый смысл. К тому же бьют тревогу итальянские предприниматели, испытывающие значительный недостаток рабочей силы как на промышленных предприятиях, так и в аграрном секторе. По мнению крупнейшей газеты страны "Коррьера делла сера", Италии "нужны ежегодно новые 357 тыс. рабочих-иммигрантов", ведь без них могут закрыться множество мелких и средних предприятий, являющихся основой итальянской экономики. Зачастую иммигранты вынуждены выполнять самую черную работу, от которой отказываются итальянцы. Фактор востребованности в иностранной рабочей силе играет весьма существенную роль и ныне, когда итальянское правительство, уже который раз за последние годы, попыталось еще более ужесточить приток иммигрантов из мусульманских и других стран. Сейчас в стране перерегистрируются все иммигранты, включая и нелегалов. После этого, наверное, будут получены более точные данные относительно их числа и страны прибытия.
Действительно, иммигранты создают немалые проблемы для Италии и других стран Запада, но и без них они практически обойтись уже не могут. Эти проблемы настолько сложны, что ими сейчас вынужден заниматься Европейский союз. И можно не сомневаться, что при их решении будет учтен и исламский фактор.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52