Печаль моя светла

В память о безвинно убитых монахах ставят часовню и скит

Религия 
0
152
Время на чтение 3 минуты
Озеро это, расположенное в 30 километрах от Енисейска, в сосновом бору, будто отгороженное стеной леса от мира, -кажется, грустит до сих пор. Потихоньку зарастает тиной светлая вода, крутые берега покрываются мелколесьем так, что через него не пройти, не пробраться, зверствуют стаи комарья. И все равно на самом высоком месте уже стоит большой деревянный крест, увитый резьбой, - его установили еще в конце 80-х.И готовы проекты храма-часовни и скита, и есть строительные материалы, которые пожертвовал на святое дело житель Енисейска Константин Гуляев. То и дело к Монастырскому озеру добираются паломники - на недавней панихиде, к примеру, были богомольцы из Кемеровской области.
- Озеро давным-давно принадлежало Енисейскому Свято-Спасскому мужскому монастырю, а он, в свою очередь, был основан в 1642 году, - рассказывал мне в этой обители иеромонах Варахиил. - На берегу был скит, здесь жили, молились монахи, отсюда и название - Монастырское озеро. Но в начале 20-х годов, когда большевики стремились вытравить веру в Бога, монастырь был закрыт. Некоторое время потом действовала община, своего рода артель - таким образом люди пытались сохранить святое братство, однако в 1923 году и она была разогнана. Монахов увезли на озеро, убили и сбросили в воду. Никаких документальных свидетельств этого не сохранилось, но старожилы о трагедии рассказывали, эти устные повествования передавались из поколения в поколение. И память жива...
Массовые расстрелы происходили и позже, в 37-38 годах - прямо на территории монастыря. Документы, подтверждающие это, хранятся в краевой научной библиотеке. Сама обитель была разрушена и разграблена, десятилетиями здесь размещались какие-то склады и прочие хозяйственные службы. Восстанавливать ее стали в начале 90-х, но дела идут очень медленно. Монахи, взвалившие на свои плечи заботы по воссозданию монастыря и новое строительство на берегу озера, живут бедно.
Они перебиваются пожертвованиями прихожан, а среди них богатых и щедрых почти нет - все больше малоимущие и социально незащищенные. Добывают пропитание своими трудами - сажают картошку за городом, выращивают овощи на монастырском огороде. Как говорит послушник Александр, растет все - капуста, помидоры, чеснок, даже портулак и базилик, хорошо, потому что работа делается от души, по благословению. И самим стол в трапезной накрыть хватает, и для других остается. Делятся урожаем с самыми обездоленными прихожанами, периодически помогают детским домам, больницам, осужденным. Конечно, Церковь - не социальный институт, а духовный, ее задача не столько кого-то кормить, сколько - души спасать, очищать их от грехов и воспитывать добродетели. Но куда же деваться, если времена на дворе такие тяжкие, а для многих - голодные.
...Хотя и их силы ограничены - в Енисейском монастыре сегодня всего 5 монахов да несколько послушников. Последние, не принявшие еще постриг, в большинстве все время меняются: единицы остаются, другие то покидают эти стены, то возвращаются. Бывает, дают слабину, нарушают здешние устоявшиеся порядки и становятся обузой - в маленьком, закрытом коллективе такое переживается очень болезненно. Увы, отречься от мира с его соблазнами, жить впроголодь, работать с утра до ночи, не получая ни копейки, не каждый может. Обычному человеку вообще не понять, почему люди становятся монахами и ради чего несут свой тяжкий крест.
Они говорят - это просто другой путь, каждый ищет его сам. Иеромонах Варахиил, например, в прежней жизни был токарем и слесарем, имел много друзей и совершенно не верил в Бога. Потом его сознание стало раздваиваться: атеистическое прошлое и привычки тянули в одну сторону, а совесть говорила, что жить надо совсем по-другому. Когда он попал в монастырь впервые - 11 лет назад и пожил здесь пару дней, вдруг понял, что это именно то, что он бессознательно искал всю жизнь. А монах Иван до сих пор мечется, сам себе напоминает некий маховик, который раскрутили да никак не остановят. Говорит: "Я пришел сюда с таким настроением, что здесь меня никто не найдет, скроюсь от мира. Но от себя-то никуда не убежишь, как сказано в Евангелии - ищите Царствие Божие в себе. И все равно монастырь - это порядок, которого нет в миру, в монастыре еще можно спастись"...
Послушник Александр, бывший железнодорожник, ждет пострига 8 лет, но духовник пока не дает благословения. Родные, которых он оставил, иногда пишут ему письма, однажды навестили. За это время там, на суетной земле, у Александра успел родиться внук - он его никогда не видел. На вопрос: понимают ли его близкие? - отвечает коротко: "Не знаю". На следующий - хочется ли ему встретиться с внуком? - говорит такие слова: "Может, и хочется, но не все полезно, что мы хотим". Фраза звучит смиренно, а в глазах заметна горечь. Все они - живые, по-своему страдающие люди.
- Да, нас мало, - размышляет настоятель монастыря игумен Мефодий, - но дело ведь не в количестве, а в качестве. Если вспомнить историю, император Константин Великий сделал христианство господствующей религией за счет того, что при его власти нехристианин не мог занимать государственный пост. В результате количество верующих быстро росло, а вера ослабевала. Мы же, хоть и малым числом, возносим молитвы Богу и пытаемся возродить святыни. Здесь, на Монастырском озере, были убиты наши братья, и мы построим храм-часовню, чтобы можно было молиться за убиенных, и восстановим скит, чтобы, как раньше, тут жили и совершали богослужения монахи.
...Слова заупокойной молитвы звучали над тихим, мрачноватым озером печально и протяжно. Сколько их, принявших смерть за Христа в этих водах, было на самом деле - десятки или сотни, точно теперь не может сказать никто. Да и не имеет это особого значения, ведь даже одна душа, погибшая безвинно, достойна нашей памяти.
Аминь.
Красноярский край
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Любовь Рак
Страх за сыновей и дочерей
Cегодня в Красноярске прощаются с Полиной Мальковой. местные жители говорят о ритуальных убийствах
03.04.2007
Просветленный лик Богородицы
В красноярском храме Святого апостола Луки на глазах обновляется икона Казанской Божьей Матери
26.09.2006
В ожидании конца света
"Община Виссариона": вход - свободный, выход -опасен для жизни
08.12.2005
Попутчица Виссариона
Жесткая диета, принятая в общине, довела 24-летнюю девушку до инвалидности. При росте 170 сантиметров она весит 23 килограмма
01.10.2004
Все статьи Любовь Рак
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06