Век: Всплеск подросткового насилия, кульминацией которого стал погром на московском рынке у станции метро ?Царицыно?, заставил общество искать причины новой угрозы и способы ее устранения. Правоохранительные органы ищут то, что им и положено искать, - подростков, совершивших преступление, и возможных организаторов. Уже арестованы два обвиняемых в погроме. ?Век? решил выяснить, какие духовные и социальные проблемы порождают подростковую агрессию. Клирик Российской Православной Автономной Церкви иеромонах Григорий (Лурье) известен тем, что не понаслышке знает о проблемах молодежи, он интересуется их увлечениями, постоянно общается с подростками, в том числе и с ?трудными?.
- Последние трагические события в Москве выплеснули на поверхность острую проблему: общество, похоже, не знает, что происходит с молодежью, кто оказывает на нее влияние и чего ждать от нового поколения. Что такое произошло в обществе, что толкнуло подростков на массовое насилие?
- Мне кажется, подростки всегда достаточно склонны к насилию, но, чтобы стать массовым, это насилие требует организации извне. Обычно этим занимаются не подростки. Теоретически можно было не отдавать подростковый экстремизм на откуп неизвестным дядям, а заняться направлением его в полезное русло. Те, кто сейчас попадает во всякие ?скинхеды?, - это отнюдь не худшая часть молодежи. Это люди, способные идти на большой риск ради принципов, хотя и неспособные оценивать достоинство этих принципов. Вместо этого они оценивают проповедников, которые с ними работают и которым, значит, есть до них дело. Понятно, что подростки не смогут различить тех, кому есть дело собственно до них, и тех, кто профессионально умеет их использовать. Если бы я был в начальстве силовых ведомств - МВД, спецназа и тому подобных, - то я бы давно уже развернул специальные отряды для подростков, которым интересно приобщиться к реальной работе. Так и смену себе подготовят, и социальные проблемы уменьшат. Силовые ведомства пока что на это совершенно не ориентированы, увы. Но ведь очевидно, что трудно найти для подростка что-то привлекательнее настоящей войны, риска, презрения к смерти (ну разве что монашество...). По-моему, это вообще единственный радикальный метод покончить со всякими этими отрядами скинхедов и прочих непонятных организаций. Причем, я уверен, что среди нынешних военных найдется немало людей, которые и свое дело любят, и детей, и были бы рады этим заняться. А денег на всякие нелепые цели по линии ?работы с молодежью? у нас во все времена выбрасывали на ветер большое количество. Вот бы немного этих средств и завернуть к военным.
- ?Герои? погромов, которые давали интервью по телевидению, утверждали, что они ?воюют? против ?нерусских? - выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Так ли это по-вашему? Ведь увечья наносились и ?русским?. Кто может стоять за подростками?
- Думаю, что те, кто давал интервью, были искренними, но, когда доходит до дела, в ?лица кавказской национальности? назначат того, кто подвернется под руку. Важен устрашающий эффект акции, который только повысится, если она будет не особенно селективной. А за подростками может не ?стоять? только ленивый (вот государственные службы - они уж у нас точно ?стоять? ни за кем не могут). Подростки - это огромный и совершенно бесплатный силовой потенциал.
- В 80-е годы на всю страну гремели ?любера? - крепкая молодежь из небольших городков, державшая в страхе Москву. Есть ли какие-нибудь общие причины бунта ?люберов? и нынешних скинхедов, фанатов, радикалов?
- А разве у ?люберов? был какой-нибудь бунт? По-моему, хулиганские группы подростков и бунт - вещи разные. Скинхеды - это, по-моему, тоже не бунт, а подразделения фашистских организаций, которые пока не бунтуют, а лишь ограничиваются тренировками. Что до фанатов, то они, кажется, во все годы вели себя приблизительно одинаково, и с проблемами молодежи это никак особенно не связано.
Сейчас я не вижу оснований говорить о каком-то всплеске специфически ?молодежного? экстремизма. Просто появился новый фактор, сам по себе не молодежный. Каким-то организациям (отнюдь не молодежного происхождения) довольно удачно удается собрать молодежь, а цели у этих организаций - а не собственно у молодежи - связаны с дестабилизацией обстановки. По-моему, есть вполне реальная возможность отсечь молодежь от таких лидеров. Но для этого надо предложить каких-нибудь других лидеров и настоящее дело.
- Какую работу ведет РПАЦ с молодежью? С какими неизвестными тенденциями пришлось столкнуться и, самое главное, как избежать конфликта подростков-бунтарей и общества?
- РПАЦ, по-моему, никогда не мыслила себя без этой самой ?работы с молодежью?. В Суздале с 1991 года действует воскресная школа, дети всеми возможными для них способами участвуют в богослужениях. На улицах Суздаля владыка Валентин почти всегда бывает окружен детьми. Теперь уже ?старые? дети выросли. И из них понемногу формируется новое поколение нашего духовенства. Успех нашей церковной миссии в ближайшие 10 лет будет едва ли не в первую очередь зависеть от того, удастся ли нам вырастить новую смену священнослужителей и вообще всякого рода церковных работников. Так что нельзя даже сказать, что РПАЦ взялась за это в результате какого-либо сознательного выбора: выбора-то ведь нет. Вся надежда на наши собственные резервы, а это и есть молодежь. Если я сейчас больше говорил о священнослужителях, то лишь потому, что применительно к священнослужителям все проблемы острее. Но и о прихожанах можно сказать в принципе то же самое. Нынешняя российская молодежь находится в исканиях Истины, и здесь, конечно, есть огромное поле для работы.
Сам этот поиск Истины - это, собственно, и есть главное проявление ?молодежного? экстремизма. Большинство людей, когда взрослеют, бросают эти поиски, ничего особенно не найдя. Но молодежные поиски не всегда, то есть не у всех, связаны с потребностью в войне, физическом риске. Все остальные формы поисков отнюдь не менее важные и достойные, а заодно и отнюдь не менее чреватые социальными проблемами. Если сказать одним словом, молодежи нужен смысл жизни. В частности, это означает найти именно то, за что не жалко отдать жизнь. Мне кажется, что именно с этим связано преобладание тематики ?смысла жизни? и, разумеется, смысла смерти в русском роке и тот очень примечательный факт, что именно в 90-е годы увлечение русской рок-музыкой (в которой всегда важнее были слова, а не музыка) так или иначе коснулось едва ли не всех школьников без исключения. Еще в 80-е годы такого не было. Это искусство изначально было формой молодежного самосознания и самовыражения, и поэтому оно обладает огромной силой заставить подростков задумываться прежде всего именно о смысле жизни. К сожалению, сейчас барьером между ним и подростками стал шоу-бизнес, который действует куда эффективнее советского КГБ 80-х годов. На всю страну есть одна специальная FM-радиостанция. Но у нее такой ?формат?, который рассчитан, как они сами говорят, на работников офисов, то есть потребителей рекламы. Но работникам офисов уже некогда задумываться о смысле жизни. Им отдохнуть подавай.
А уж об одном молодежном телеканале я просто не хочу говорить. Из тинейджеров воспитывают биороботов, которых хоть сейчас передавай на соседний канал - ?за стекло?. Фашисты - они хотя бы учат героизму и самопожертвованию, хотя лишь для того, чтобы на этом спекулировать. Но такие программы направлены на превращение детей в животных. Это я не чтобы поругаться, а чтобы обосновать практическое предложение: я уверен, что одна FM-радиостанция со всероссийским вещанием некоммерческой музыки, без рекламы оказала бы огромное влияние на молодежь.
Вы еще спрашиваете о неожиданностях в работе с молодежью. Скажу только за себя. Меня поразила степень распространенности суицидальных настроений в среде нашей молодежи. Конечно, на молодость всегда приходится один из пиков в статистике самоубийств. Поразило меня то, что единственная мощная религиозно-идеологическая ?конкуренция?, с которой приходится сталкиваться православной проповеди в нашей молодежной среде, исходит именно от суицидальной идеологии. Это действительно целая идеология. Она не всегда приводит к самоубийствам или хотя бы к попыткам самоубийств, но всегда формирует специфический и очень последовательный взгляд на жизнь. ?Переспорить? такое можно только личным примером. Только тут, пожалуй, потребуются не военные, а скорее монахи...
Количество резервов у нас огромное, нужно только их задействовать да потеснить куда подальше от детей шоу-бизнес. Это во-первых. А потом - всяких нехороших дяденек-фашистов. Два мощных резерва нашего общества я назвал: это военные и авторы так называемой некоммерческой музыки. Ну а о Церкви - тут и говорить нечего.