Христианская эсхатология - строгий свод знаний о будущей истории человечества и конце света, полученный на протяжении тысячелетий пророками, апостолами и святыми, заповеданный самим Господом нашим Иисусом Христом. Произвольное толкование или отрицание истинности ее - одно из опаснейших заблуждений нынешнего века, вроде бы устремленного к ?познанию мира?.
В отличие от различных языческих (?еллинских?) учений, не предусматривающих конца миру, но представляющих его историческое бытие бесконечным и циклическим, христианская традиция представляет историю линейной: мир имеет начало в творении его Богом из ничего, и конец, когда со вторым Христовым пришествием будет ?небо ново и земля нова?, воскресение мертвым, суд и воздаяние ?комуждо по делом его?. Т.е. эсхатология имеет абсолютный характер и от человеческой деятельности в общем не зависит.
При этом новозаветные пророчества не отменяют ветхозаветных: ?зряще согласие пророка к пророку?, христианские писатели в раскрытии эсхатологических сюжетов опирались и на те и на другие. В связи с этим можно говорить о некоторой общей иудейско-христианской эсхатологической модели, в которой ?последние времена? начинаются Христовым воплощением.
По отношению к нему выявляется концептуальное различие иудейской и христианской традиций: по мнению иудеев, ?последние времена? еще не наступили, т.к. пророчества о Мессии еще не исполнились. Отсюда и различие в понимании того, в каком именно месте известной наперед истории находится настоящее время, ?сегодня?.
В ортодоксально-христианской традиции принятая изначально эсхатологическая концепция не пересматривалась. На Руси она была известна по широко представленным в составе различных четьих сборников переводам сочинений авторов III-IV вв. Ипполита Римского, Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Андрея Кесарийского и других. Сочинения более поздних авторов (Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др.) ничего нового в нее не вносили. Эсхатология этих текстов составляла привычное и неоспоримое целое, служившее мерой для всего происходящего...
Известная наперед история ?последних времен? представлялась таким образом. Последней из четырех всемирных держав, о которых известно из книги Даниила, Римской, современно Христово воплощение. Оно ?истнит и извеет все цесарствия?, Римского же ?часть некая крепка будет, и другая будет сокрушена?. При этом ?цесарство и власть и величество цесарей иже под небесем дастся святым Вышняго?. Откровение Иоанна Богослова уточняет продолжительность этого периода: тысяча лет.
Этот период не безоблачен, заметное место в нем занимает нашествие измаилитов: ?Не зане любит их Господь Бог, даст им силу одержати все земли христианския, но за беззакония и грехи?. Затем ?Въстанет на них цесарь еллинскы сиречь римскы... и съберется земля опустенная ими... и умирится земля, и будет тишина на земли, яковаже не бысть и не имать быти, понеже последняя есть?. Она заканчивается пришествием ?дивиих языков?, заключенных в свое время Александром Македонским в северных горах.
На конце Римской державы является антихрист: его явление ?до своего ему времени удерживается? именно ?римского цесарьства обладанием?. Антихрист является, ?волховною кознию римское обладание восхищь?. Тогда люди обратятся на вражду, ненависть и беззакония (исполнится земля беззаконния и мерзости... Востанет язык на язык и царство на царство, сын на отца своего извлечет мечь, и брат на брата искует копие... Мать дщерь свою предаст на блуд; тогда не муж жены, но жена мужа взыщет да бы посягнула зань... Князи и судии будут неправедни и мздоимцы... Учитилие будут лицемеры и запойцы, черноризцы будут злобесницы и сквернословцы, и т.д.). Отмечается, что в это время будет множество знамений на небеси, в солнце, луне и звездах. За беззакония Бог наводит на людей казни, из которых последняя перед воцарением антихриста - небывалый голод и мор (человеци от глада и жажды скончаются, отец сына объем и мати дщерь, вкупе умрут, и не будут погребаяй их, но и земле всей от телес въвергнутых умерших смрада исполнитися).
В это время антихриста обличат Енох, Илия и Иоанн Богослов. Из живших на земле эти трое не умирали, их убивает антихрист, после чего и воцаряется.
Владычество антихриста довольно продолжительно (это особенно ясно в Словах Ипполита Римского и Ефрема Сирина), оно охватывает не одно поколение людей. И сам антихрист не единствен: составители эсхатологических текстов особенно останавливаются на предупреждении Христа ?мнози приидут во имя мое, глаголюще, яко аз есмь?, а в толкованиях числа имени антихриста говорится, что ?имена мнози числом тем суть?. (Антихрист определяется как противоположность Христа, и единственности Христа соответствует множественность антихриста).
Наконец, собравшиеся в Иерусалиме иудеи рекут антихристу: ты еси Христос, его же мы ожидахом, и тебе ради оскорби нас род римский. (Для византийской традиции ?римляне? и ?христиане? - синонимы; имеются рукописи, где вместо ?род римский? читается ?род христианский?). И тогда будет второе Христово пришествие, общее воскресение и последний суд живым и мертвым.