О главных целях зарубежной церкви

"Мы не принижаем своей веры и не идем на компромиссы", - заявляет митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

Политика 
0
161
Время на чтение 4 минуты

Из досье "НГР" Преосвященный Лавр (Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 г. в Ладомирово (Чехословакия), по происхождению карпаторосс. В 1944 г. стал послушником монастыря преп. Иова Почаевского во Владимировой. В 1947 г. принял постриг в рясофор в Свято-Троицком монастыре (Русская Православная Церковь Заграницей) в селении Джорданвилль (США). 19 марта 1948 г. пострижен в мантию, а 14 января 1950-го рукоположен во иеродьякона. 27 июня 1954 г. становится иеромонахом. С этого же года и по сей день преподает в Свято-Троицкой духовной семинарии. 6 сентября 1959 г. возведен в сан игумена с возложением палицы, в 1966-м становится архимандритом. 13 августа 1967 г. хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии, назначен секретарем Архиерейского Синода. 18 июля 1976 г. утвержден настоятелем Свято-Троицкого монастыря (главный редактор его изданий, в том числе и популярнейшей газеты "Православная Русь"). На Соборе 17-27 октября 2001 г. избран первоиерархом РПЦЗ.
-Ваше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед РПЦЗ, нуждаются, на ваш взгляд, в скорейшем разрешении?
- Перед Русской Православной Церковью Заграницей, являющейся частью Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос. Это, во-первых, проповедь миру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня.
К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то время как нам отпущено время на покаяние. Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам и непониманию как слева, так и справа по той причине, что она чужда как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности. Идти таким средним царским путем, каким идет Русская Зарубежная Церковь, очень и очень трудно, но это верный путь, и нельзя уклоняться от него.
- Что препятствует единению МП и РПЦЗ сегодня?
- Когда мы говорим о препятствиях, стоящих на пути единения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, то важно понимать, что позиция РПЦЗ по всем важным вопросам современной церковной жизни уже давно выработана и провозглашена. Она фактически не менялась на протяжении последних десятилетий. Остается неизменной она по своей сути и сегодня. Эта позиция может быть выражена тремя словами: служение истине Христовой. В отношениях с Московской Патриархией РПЦЗ никогда не заботилась и не заботится о своих политических выгодах и конъюнктуре, главная цель РПЦЗ - это чтобы восторжествовала истина Христова. И если истина восторжествует во всей чистоте и полноте, то миссия РПЦЗ будет выполнена, и она не будет ожидать для себя каких-то заслуженных почестей, а со смирением возблагодарит Бога. Торжество истины в Русской Церкви - это и есть главная награда для РПЦЗ. Мы молитвенно ждем полного очищения Московской Патриархии от наследия советского времени, следим за этим процессом и радуемся каждому положительному шагу в этом направлении. По большому счету все зависит не от РПЦЗ, а от МП. Скажем, МП прославила святых царственных мучеников и этим сняла одну из важных причин нашего разногласия. Теперь одним из наиболее важных вопросов является вопрос участия МП в экуменическом движении. Чем больше русский верующий народ в Московской Патриархии узнает об РПЦЗ, тем больше он поддерживает ее борьбу за церковную истину. РПЦЗ отдает себе отчет, что не она своими малыми силами, а только сам церковный народ в МП может преодолеть ересь экуменизма (подобно тому, как народ добился прославления в МП святых царственных мучеников). В этой борьбе за истину РПЦЗ будет всячески помогать русскому церковному народу.
- Что такое для РПЦЗ экуменизм?
- Так называемый экуменизм - это ложно понятое стремление к вселенскому единству между христианами всех конфессий, и даже между всеми представителями всех религий мира. Разделения между христианами были попущены Богом по грехам людей. Но в то же время в истории любого разделения мы видим одних правыми, а других неправыми. Ибо Христос не разделился и Церковь Его святая не разделилась. Таким образом, тайна Церкви Христовой состоит в том, что, пройдя через все разделения, а лучше сказать, через отпадения от нее раскольников и еретиков, Церковь осталась той же, какой она была и при апостолах. Это и есть Православная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
- Как жесткая позиция по вопросу экуменизма может сосуществовать с благополучным пребыванием РПЦЗ в инославном окружении?
- Так же, как могло сосуществовать пребывание юной Церкви Христовой в первые века во враждебном христианам иудейском и языческом окружении. Естественно, мы имеем бытовые, деловые и даже добрые отношения с представителями инославного, иноверного и секулярного мира, окружающего нас. Но ради угождения людям мы не принижаем своей веры, не идем на компромиссы, и когда вопрос заходит о нашем уповании, то мы смело и честно свидетельствуем о Православии перед лицом неправославных.
Православные экуменисты много говорят о любви, но истинная любовь к инославным и иноверным, по нашему суждению, состоит в том, чтобы не скрывать от них истину Христову, свято хранимую в Православии.
- Не могли бы вы сформулировать, что такое для вас "сергианство" после крушения советской власти.
- Московская Патриархия приняла новую "Социальную концепцию" в 2000 году. В концепции заявлено, что Церковь не должна подчиняться богоборческим решениям власти. Хотелось бы увидеть в свете этой новой "Социальной концепции" честную оценку деяний митрополита Сергия (Страгородского). Такая оценка со стороны Московской Патриархии поставила бы точку в вопросе о "сергианстве". Сделать это нужно ради будущих поколений русских православных людей, чтобы они в подобных ситуациях в будущем твердо знали, что поступать нужно так же, как поступали новомученики и исповедники Российские, а не так, как обновленцы и митрополит Сергий.
Конечно, деяния митрополита Сергия - это уже неотъемлемая часть истории Московской Патриархии. И наша цель не в том, чтобы перечеркивать историю МП советского времени, а в том, чтобы дать ей православную оценку. И лучше всего, если такую оценку даст сама Московская Патриархия.
Сергианство, как и экуменизм, прежде всего должно быть преодолено в среде церковного народа и большей части священства и епископата, и тогда официальные идеологи Московской Патриархии вынуждены будут учитывать мнение народа Божия. Подобное уже было с вопросом о прославлении святых царственных мучеников.
- Насколько реально единение РПЦЗ с Московской Патриархией?
- Надежду на такое единство, а значит, и на торжество Русского Православия вселяет в нас кровь бесчисленного сонма новомучеников и исповедников российских. Эти новомученики и исповедники пролили свою кровь за веру Христову и не пошли на сделку с собственной христианской совестью. Пример их очень важен для нашего времени. Их святой сонм молится за русский православный народ у Престола Божия, и хочется верить, что молитвы эти будут услышаны Господом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Шевченко Максим
Спор-зал
21.10.2004
Антропологический формат насилия
Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
23.02.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
Все статьи Шевченко Максим
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 14:10
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
27.04.2024 13:02
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 12:08
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 12:06