28 декабря 2000 года в Москве открылся Музей русской гармоники.
Театр, говорят, начинается с вешалки. Этот музей тоже начинается сразу, как только вы переступаете его порог. Стены фойе увешаны фотографиями известнейших наших исполнителей - лауреатов международных конкурсов Анатолия Иконникова, Виктора Заходяева, Валентина Осиповича и других. Они - частые гости музея, выступают перед посетителями в небольшом концертном зале.
В киоске - богатый выбор учебно-методической и справочной литературы: все о русской гармошке.
Залы маленькие, уютные. Обстановка камерная, почти домашняя. Многие экспонаты уникальны и имеются только здесь. В запасниках хранится обширная коллекция учебников и нот, изданных как в России, так и за рубежом. Старейшее издание датировано 1872 годом. Запасники и экспозиция постоянно пополняются: по сей день совершенно незнакомые люди приносят инструменты, ноты, афиши, фотографии.
Экскурсовод неторопливо ведет свой рассказ о гармониках, и я погружаюсь в воспоминания. Вот я еще маленькая девочка. В доме суета: ждут гостей. Пекут пироги, покрывают стол белой скатертью. Гости приходят - шутят, улыбаются. Среди них давний друг моего дедушки Михаил Андреевич Стрельцов, или просто дядя Миша, как я его называю. В руках у него футляр, а в футляре гармонь ?хромка? (я всегда недоумевала, почему такая красивая вещь так некрасиво называется). Дядя Миша выжидает: на улице мороз, инструмент должен нагреться. Наконец он берет гармонь. Заливисто звучат ?Коробейники?, ?По Дону гуляет?, ?Когда б имел златые горы?, ?Степь да степь кругом?. Дядя Миша входит, что называется, в раж, все больше ?поддает жару?, пальцы стремительно бегают по клавишам: ?Барыня?, ?Цыганочка?. Гости пускаются в пляс...
Экскурсовод переходит от экспоната к экспонату. Вот саратовская гармоника с колокольчиками - разве можно под нее петь грустные песни? Вот вологодская однорядная. Ливенка, тульская, касимовская... А вот гармоника очень старая - начала XIX века...
В одной из витрин - сразу целая ?семья? миниатюрных гармоник-?черепашек?. У каждой - свой фиксированный строй. Их использовали большей частью в концертной практике: исполнитель играл на каждой по очереди.
Создатель музея - Альфред Мартинович Мирек - академик Академии теоретических исследований, профессор, заслуженный деятель искусств России, автор энциклопедии ?Гармоника?, посвятивший коллекционированию 40 лет и недавно подаривший свое уникальное собрание городу Москве.
- В музее работают настоящие энтузиасты. При этом все наши сотрудники - музыканты-профессионалы, так что не только рассказывают об инструментах, но и демонстрируют их ?в деле?. Например, Валентина Миронова - замечательная баянистка, Геннадий Васильев - гармонист-виртуоз, Наталья Вороненко прекрасно играет на фисгармонии. Экскурсовод Елена Устименко и хранительница фондов музея Светлана Подшивалова - лауреаты Международного конкурса аккордеонистов в Клингентале и Международного фестиваля аккордеонистов в Вильнюсе.
Сейчас мы работаем над созданием новой экспозиции ?Знакомство с русскими народными инструментами?. И жалейка, и сопелка, и рожок, и балалайка, и даже пила зазвучат со сцены. В настоящее время, когда западная культура бурным, мутным потоком ринулась к нам, все это просто необходимо. Наша молодежь должна знать свою культуру, свои национальные истоки, свою историю. А нам есть чем гордиться! Ведь зачастую то, что Западом преподносится как нечто новое, у нас давно уже было. Доказательства - на стендах Музея русской гармоники.
Сегодня, в начале XXI века, не менее злободневны, чем в начале XIX столетия, слова Н.М.Карамзина:
?Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужеземцев?.