Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Учебник - не Священное Писание

Ю.  Седова, Прочие периодические издания

30.06.2002


Больше концепций, хороших и разных …

Как отнестись к пожеланиям ?верхних этажей? современной политики ?упорядочить историю?, действительно несколько взбаламученную перестроечной эрой? Впрочем, история как предмет страдает не впервые, справедливость требует не возводить здесь в призеры ?распоясавшуюся демократию?. За минувший век историю отечества не раз пересматривали, переписывали, вымарывали из нее страницы и имена.
Однако известно, что ?свято место пусто не бывает?, а значит, где-то уже пишется очередная ?историческая правда о российской действительности? и кем-то вновь ?стыкуются? базис с надстройкой. Мы решили выявить на этот счет мнение профессионалов.
?Еще в ?ельцинское время? стали складываться некоторые основные постулаты новой концепции российской истории, – рассказывает главный редактор академического журнала ?Отечественная история? Станислав Васильевич Тютюкин. – Так, например, стало модным считать, что царская Россия начала ХХ века была не ?тюрьмой народов?, а конституционной монархией, Октябрьскую революцию стали называть ?переворотом?, советское общество тоталитарным. ?Есть установка?, что теперь мы ?двигаемся в нужном направлении?, к сильному государству и многоукладной экономике. Влиться же должны ?в семью? мировой цивилизации?.
Безусловно, беседуя с главным редактором журнала, до 1992 года именовавшегося ?Историей СССР?, нельзя пройти мимо темы школьных учебников истории и системы преподавания этого предмета в наши ?постновейшие? времена.
?Честно говоря, на фоне последних событий в мире и в нашей стране проблема изучения истории в школе далеко не самая насущная, – считает С.В. Тютюкин. – Тем не менее она затрагивает более серьезную проблему: должна ли быть в свободной демократической стране, на звание которой претендует современная Россия, своя государственная идеология, пропагандируемая и внедряемая в сознание народа и через систему государственного (подчеркиваю) школьного образования? На мой взгляд, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным, что не предполагает, однако, отказа от идеологического плюрализма, отмены свободы слова и восстановления цензуры.
В конце концов, власть наряду с политическими партиями и течениями тоже имеет право на свое видение истории, не преследуя при этом инакомыслящих, давая им возможность свободно высказать любое мнение по поводу текущих и исторических событий. Более того, государство просто обязано иметь такую идеологию, и чем лучше оно будет удовлетворять интересы народа, тем скорее народ в большинстве своем ее примет и будет поддерживать и защищать. При этом учителя и ученика, которые имеют иное мнение, не должны преследовать, ведь учебник – это не Священное Писание. В нем должны быть установленный программой минимум фактов и имен исторических деятелей и максимально нейтральные их оценки. Учитель, на мой взгляд, вправе изложить на уроке свое понимание данной темы, а также познакомить учащихся с основными концепциями, существующими в исторической литературе, избегая лишь непроверенных ?жареных? сенсаций?.
Кстати, редакция журнала ?Отечественная история? тоже старается ?избегать сенсаций?, считая подавляющее их большинство ?мыльными пузырями?, готовыми вот-вот лопнуть на потеху публики. ?Зато публикуем ?неизбитые? материалы, открывающие новые клеточки в исторической мозаике, – рассказывает Станислав Васильевич. – Причем представляем мнения не только российских, но и зарубежных авторов, публикуем статьи английских, американских, немецких, израильских, датских историков. Кроме того, поскольку наш журнал академический, то даем возможность на его страницах высказаться людям с ?противоположными точками зрения?, например, до сих пор находящихся под обаянием личности Сталина или считающих его злобным тираном. Так, мы опубликовали воспоминания встреч со Сталиным бывшего 1-го секретаря ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко, яркого, незаурядного человека, бывшего в годы войны начальником штаба партизанского движения Белоруссии, который возглавлял и все партизанские отряды в масштабах страны.
Но мы даем слово и ?противоположной стороне?... Вы, наверное, знаете версию о подготовке Сталиным нападения на Германию? Ее ?основоположником? был бывший советский разведчик Резун, сбежавший на Запад и занявшийся там литературным трудом и историческими изысканиями под псевдонимом Суворов (с намеком на полководца Александра Васильевича Суворова). На Западе вышла его ?нашумевшая? книга ?Ледокол?, главная идея которой в том, что Гитлер ?просто? на 2 – 3 недели опередил Сталина. А когда Сталина у нас особенно старательно разоблачали, нашлись и российские сторонники этой версии, отыскавшие планы его генерального штаба, по их мнению, подтверждающие эту версию. И в 2000 г. вышла книга Мельтюхова ?Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу. 1939 – 1941 гг.?, считающего реально существовавшими подобные планы Сталина. Мы же помещаем две рецензии на эту книгу: ?сочувствующего? и оппонента, причем обе статьи очень корректные (грубый тон, стиль, выражения для нас неприемлемы), подавая материал как дискуссию, ведь еще столько истин сокрыто в архивах... И неизвестно, на чьей стороне правда?.
Кстати, сейчас редакция готовит к выпуску ‹ 1 за 2002 г., посвященный теме ?История и художественная литература?, где будут напечатаны статьи, посвященные ?идеологии советской песни? и теме ?грядущей войны?, отраженной в литературных произведениях 30-х годов. Ранее подобных материалов для страниц ?Истории СССР? не существовало. Так, может быть, слом идеологических запретов и возможность высказывать публично, а не перепуганным шепотом самые невероятные и спорные для специалистов и обывателей мнения и есть важнейшие достижения наиновейшей ?отечественной истории??




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме