Теперь по поводу арабских завоеваний, связанных с широким распространением ислама в первом веке его существования. Вот что пишет советский исследователь Большаков: "Арабские завоевания по своему размаху и степени влияния на мировую культуру, безусловно, были одним из важнейших событий средневековья. Естественно поэтому стремление нескольких поколений исследователей найти их причины, выявить те силы, которые подтолкнули арабов выйти с оружием в руках далеко за пределы исконных мест обитания. Объяснение этого особой воинственностью ислама, в самом учении которого заключен призыв к священной войне за веру, джихаду, не могло удовлетворить хотя бы потому, что никогда больше арабы-мусульмане не предпринимали ничего подобного" (О.Г. Большаков, "История халифата", т. II, стр. 13). Так рассуждают люди, которые желают разобраться в сути вопроса.
К сожалению, есть немало примеров иного подхода. Чтобы доказать агрессивность ислама, часто приводится высказывание пророка Мухаммада: "Рай находится в тени ваших мечей". При этом либо по незнанию, либо намеренно умалчивается о том, что эти слова являются только частью хадиса, который в полном виде выглядит так: "О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что рай находится в тени ваших мечей!"
Вопросы, имеющие отношение к джихаду, в шариате трактуются подробно и ясно. Так, напутствуя воинов, которым предстояло принять участие в битве при Муте (629 г.), причиной которой послужило убийство византийцами посланника мусульман к правителю Бусры, пророк сказал: "Сражайтесь во имя Аллаха и на пути Аллаха с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно, не совершайте набегов, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в кельях, не вырубайте пальм и других деревьев и не разрушайте никаких строений". В другом случае пророк запретил своим воинам сжигать врагов заживо, так как "лишь Господь огня может подвергать мукам огня".
Таковы необходимые условия джихада согласно установлениям ислама. А теперь посмотрим, насколько варварская акция в Нью-Йорке соответствует его установлениям? Погибли женщины, старики, дети; значительная часть людей нашла свою смерть в огне; были разрушены здания. Все это имеет такое же отношение к исламу, как рейд ворвавшегося в роддом Буденновска Басаева.
Поражает легкость, с которой некоторые люди обвиняют мусульман в том, что они, не задумываясь, прибегают к джихаду против всякого, кого считают своим противником. Но читаем в хадисах, что пророк Мухаммад сказал: "Если два мусульманина сойдутся в бою, скрестив свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду". Человек, передавший этот хадис, спросил пророка: "О посланник Аллаха, будет справедливо, если туда попадет убивший, но почему же и убитый?!" Он ответил: "Ведь и он хотел убить своего товарища!"
Кого винить в том, что установления ислама грубейшим образом нарушаются? Ислам? Пророка Мухаммада? А может быть, все-таки людей, совершающих эти тягчайшие грехи? Уж точно можно винить дремучее невежество многих мусульман, которым их религия вменяет в обязанность стремление к приобретению знания, но которые выполнением этой обязанности пренебрегают. Не меньше проблем создают и люди, которые берутся судить об исламе, не зная предмета. Особо надо сказать о лицах, которые допускают прямые оскорбления по адресу ислама и мусульман (и это в стране, где количество людей, исповедующих эту религию, исчисляется десятками миллионов!). Удивительно, как до сих пор никто из официальных представителей мусульманского духовенства не обратился в прокуратуру с жалобой на тележурналистов Доренко, Леонтьева, Соколова, которые позволяют себе бросаться такими выражениями как "исламская зараза", "неоисламистская сволочь" или "исламские изуверы"...
Возвращаясь к теме джихада, хотелось бы привести еще один хадис, в котором сообщается, что пророк Мухаммад сказал: "Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом Аллах спросит: "И что же ты сделал в благодарность за них?" Он ответит: "Я сражался ради Тебя, пока не погиб!" Аллах скажет: "Ты лжешь, ибо сражался ты только ради того, чтобы люди говорили: "Смельчак!" - и они говорили так!" - после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад".
Место избитых штампов и набивших оскомину ярлыков должны занять выполненные на должном уровне переводы первоисточников, серьезные труды исламоведов.