Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Основой экстремизма является политика, а не религия

Клара  Гудзик, День (Киев)

22.06.2002

Люди продолжают переживать и обсуждать события 11 сентября, как будто эти события произошли только вчера. Между тем, военный маховик Соединенных Штатов набирает все более страшные обороты. Что, однако, не дает, как свидетельствует ТВ, ощущения безопасности, покоя, защищенности ни гражданам США, ни, скажем, нам, украинцам.
Некоторые российские и украинские СМИ раскручивают свой маховик - активную антимусульманскую кампанию, категорически требуя раз и навсегда покончить с исламом (по крайней мере на нашей территории), покончить с ?никому не нужным? разнообразием культур, а также искоренить из сознания нашего общества все упоминания о таком ?чужом славянам понятии, как общечеловеческие ценности?. Поэтому мы с большим удовольствием публикуем размышления протоиерея о. Николая Забуги, профессора, ректора Киевской духовной академии и семинарии УПЦ Московского патриархата, которыми он поделился с корреспондентом ?Дня?.
В первую очередь, хочу подчеркнуть, что наша церковь - Украинская православная церковь (МП) безусловно и категорически осудила акты терроризма 11 сентября в США. В храме Киево-Печерской лавры прошла панихида по всем погибшим - независимо от их религиозной или этнической принадлежности или гражданства. (До сих пор неизвестно, есть ли среди погибших украинцы, православные).
Терроризм - одно из самых страшных явлений современности - это тройная трагедия - трагедия мировоззрения, трагедия для его жертв и, безусловно, также для самих исполнителей терактов. Ведь кровь невиновных всегда вопиет к небу об отмщении. И оправданий терроризму нет никаких. Относительно него существует только одна задача - искоренить. Но как? Боюсь, что на этот вопрос сегодня или нет ответов, или даются такие ответы, которые только усугубляют противостояние. Исторический опыт свидетельствует, что как акты террора, так и месть за террор, никогда, по большому счету, не достигают поставленной цели. Но ведь чуть ли не каждый американец считает, что нельзя оставить такой акт безнаказанным, что нужно руководствоваться принципом - ?Око за око!?. И перед США стоит выбор худшего среди двух вариантов дальнейших действий - безжалостно покарать или же согласиться на то, что наказание ни к чему не приведет. Здесь стоило бы вспомнить британцев, утверждающих, что в таких случаях нужно вообще отказываться от выбора, не выбирать между двумя плохими возможностями.
Считаю, что терроризм мусульманских фундаменталистов не является явлением религиозным, не отражает противостояние христианство-ислам, т.е. противостояние двух мировоззрений или догматики. В Украине, например, христиане и мусульмане уже несколько лет вместе работают во Всеукраинском совете церквей, что может быть примером нормального спокойного диалога между, как теперь говорят, ?двумя цивилизациями?. Для религиозной вражды отсутствуют мировоззренческие основания - ведь мусульмане считают Иисуса Христа если не Сыном Божьим, то одним из великих пророков человечества. Они периодически посылались Богом (Аллахом) на землю для того, чтобы напомнить людям основы веры и праведности. Напомню, что корни догматики Ислама находятся в Святом Писании христиан.
Существует только одна действительная основа фундаментализма и терроризма. Это политика: мировая, региональная или локальная. А экстремисты любой религии всегда могут найти - и находят - оправдание своих целей и методов в религиозных доктринах, по-своему толкуя священные тексты. Так, считается, что джихад - священная война с немусульманами - позволяет применять любые средства. Между тем, многочисленные мусульманские страны уже давно стали частью мирового сообщества, и не в их государственных интересах ведение религиозных войн, как это было в средневековье.
Если послушать сегодня некоторые СМИ, то можно подумать, что мусульманский терроризм - это что-то новое и исключительное в этом мире. Но разве не политические террористы привели, в конце концов, к революции 1917 года? Не был ли терроризмом сталинский режим? Сколько людей уничтожили, сколько людей унизили и духовно покалечили! И никто даже не покаялся, не попросил прощения. Или вспомнить то, что делалось в Афганистане в течение целых десяти лет при советской власти. Мне пришлось там служить, приходилось обсуждать ситуацию с афганцами - теми, которые были, якобы, на стороне Союза. Запомнилось, как один из таких собеседников сказал по поводу того, что промосковская власть ?раскрепощает? женщин Афганистана: ?Заставлять мусульманских женщин снять чадру - это то же самое, что, например, заставлять русских мужчин бегать по Красной площади без трусов!? Десять лет проливали тогда в Афганистане свою и чужую кровь - чего достигли? То же самое ждет США. От их ударов пострадают, как всегда, только простые люди. Всем очевидно, что отплата, наказание будут и неэффективными и неадекватными, принимая во внимание военную мощь США. Хотя СМИ здесь весьма преувеличивают - война, конечно, будет, но не мировая, а местная. И безрезультатная.
С течением времени, по статистике СМИ, масштабы террора - не только мусульманского - растут. И люди, общество привыкают к этому. Как, например, российское общество привыкло к Чечне, где каждый день убивают. Говорят, что смерть одного человека - трагедия, смерть многих - статистика. Это очень опасно и страшно - привычка, адаптация людей к тому, что не является нормальным, но является повседневными реалиями. Опасно особенно для молодого поколения, которое часто в душе не противится этому, воспринимает это ужасное и ненормальное, как нормальное и обычное. Пока, конечно, оно не коснется лично. Сколько, например, анормальной будничности в сочетании слов ?профессиональный киллер?! Одной из форм современного террора - психического террора - можно считать также те фильмы, которыми переполнено ТВ.
Рад тому, что в Украине уже 10 лет мир, отсутствие серьезных конфликтов. В этом можно видеть проявление глубинной - иногда и несознательной - мудрости как нашего народа, так и нашего государства. Мы, со своей стороны, пытаемся в наших семинарии и в академии соответственно воспитывать будущих священников и богословов. В частности, у нас в программе курс ?История экуменизма?, ориентируем студентов не на изоляцию, не на замыкание в своей конфессии, но на то, что каждый человек имеет право выбора, право свободы совести. Даже в такой традиционно православной стране, как Украина. Ибо, единство и покой нации основывается на праве каждого отличаться от других и на добровольном долге уважать других.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме