Алексий II: "Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям"

Религия 
0
101
Время на чтение 8 минут
О взаимоотношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом, мировых событиях, тревожащих Церковь, и отрадных тенденциях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказывает в интервью газете "Известия".
- Ваше Святейшество, о проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви с Ватиканом вы высказывались, в том числе и в редакции "Известий". Но ситуация продолжает оставаться острой. Недавно кардинал Каспер своей статье заявил, что "православная церковь признает свою пастырскую и евангелизаторскую слабость и поэтому опасается католичества", "РПЦ живет по двойному стандарту", "стремится закрепить свою гегемонию в ущерб свободе личности".
- Подобные заявления представляют собой пропагандистскую дымовую завесу, под прикрытием которой совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления учитывать интересы друг друга. Напомню, католические епархии были учреждены в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный образ действий рассматривался бы как бесцеремонность.
О том, что именно так были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД России, а также подчас весьма острая реакция российской общественности. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по благословению папы Римского в России были учреждены католические структуры, параллельные соответствующим структурам Православной Церкви, а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус "церковной провинции" Ватикана.
Понятие канонической территории, отвергаемое Ватиканом из конъюнктурных соображений, лежит скорее не в догматической, а в историко-церковной плоскости и относится к тем странам, в которых большинство традиционно составляют католики или православные. Однако наличие в мире государств с преобладающим католическим или православным населением является реальностью духовной и религиозной жизни народов, что отрицать невозможно. Сказанное выше имеет прямое отношение и к проблеме католического прозелитизма. Правда, священники и прелаты Римско-католической Церкви отводят упреки в проведении подобной миссионерской политики, утверждая, что они подбирают лишь "ничейные", "заблудившиеся" души. Однако известно достаточно свидетельств обращения в католичество православных, в том числе по причине недостаточной осведомленности людей о вероисповедных различиях между католичеством и православием или даже их тяжелого материального и финансового положения. А кроме того, хотелось бы знать, какого рода души католики рассматривают как "бесхозные" и "ничейные" в стране две трети населения которой принадлежат к Православию либо по вере, либо по крещению, либо по воспитанию, либо по культурной самоидентификации.
Вместе с тем глава российских католиков не скрывает, что католическая паства в истекшем десятилетии существенно не возросла. Это говорит только о том, что, несмотря на миссионерскую активность католических проповедников и не сравнимые с нашими материальные возможности католических приходов, люди в России не отрекаются от отеческой веры. Таким образом, у нас нет причин опасаться заметного роста католического влияния в России. Мы лишь стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с Римско-католической Церковью.
Хотел бы подчеркнуть: наша Церковь принципиально не приемлет попыток перенесения на сферу межконфессиональных отношений идеологии и принципов рыночной конкуренции.
Что же касается обвинений в "использовании двойного стандарта". Наши католические критерии указывают на наличие в Западной Европе епархий Русской Православной Церкви. Но, во-первых, православные священники окормляют в основном соотечественников и единоверцев, находящихся за рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не могут получить официальную регистрацию в таких странах, как Франция, Австрия или Аргентина, где традиционно сильны позиции Ватикана.
Не всем известно также, что накануне обнародования решения о католических епархиях в России Римский понтифик встречался с делегацией нашей Церкви, приезжавшей по приглашению Ватикана в Ассизи. Но в тот момент Папа Римский ни словом не обмолвился об уж принятом им решении.
Справедливости ради надо отметить, что Русская Православная Церковь поддерживает добрые связи с отдельными католическими епархиями, монастырями, учебными заведениями и благотворительными организациями, простыми верующими Римско-католической Церкви. Но это не те католики, которые приезжают к нам с единственной целью - обратить в свою веру как можно больше российских граждан. Поэтому ссылка кардинала Каспера на некую "помощь" нам католических структур в данном случае абсолютно неправомерна. Тем более, что некоторые католические организации, сотрудничающие с нашей Церковью в образовательных, социальных, благотворительных и иных программах, не скрывают своего негативного отношения к односторонним действиям Ватикана в России.
- Не ощущаете ли вы давления со стороны политических сил с целью изменить вашу позицию в контексте вобще процессов глобализации? Не усилилась ли кампания по дискредитации Русской Православной Церкви?
- Мы не вправе игнорировать того факта, что Православная и Католическая Церкви являются реальными и влиятельными духовными силами в Европе и в мире. Мы убеждены, что Московский Патриархат, Ватикан, другие Поместные Православные и иные европейские церкви призваны к взаимодействию с различными институтами объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе интеграционных процессов религиозный фактор жизни народов не оказался вытеснен на периферию общественного внимания.
Что касается вопроса о деятельности Ватикана в России в контексте процессов глобализации, то мы не склонны усматривать здесь прямую взаимосвязь. Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное измерение просматриваются вполне отчетливо. Практически это стремление проявляется в практике прозелитизма, в жестоких утеснениях православного меньшинства греко-католиками в западных областях Украины. В основе подобной политики лежит принципиальное нежелание считаться с традиционными религиозно-культурными ценностями православных народов. Впрочем, история свидетельствует о том, что католическая экспансия в России чаще всего хронологически совпадала с периодами временного ослабления Русского государства и Православной Церкви. Если говорить о сравнительно недавних временах, достаточно вспомнить попытки Ватикана завязать диалог с большевистским правительством в разгар жесточайших гонений на Православную Церковь или активное участие греко-католиков в деятельности националистических, прежде всего антирусских сил.
- Можете ли вы сформулировать условия примирения с Ватиканом?
- Как уже не раз заявлялось русской Православной Церковью, имеется принципиальная готовность к встрече ее Предстоятеля с Папой Римским Иоанном Павлом II. Однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет выработана общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип канонической территории. Иными словами, прежде всего должен найти окончательное разрешение затянувшийся конфликт между греко-католиками и православными на Западной Украине, где были фактически разгромлены три православные епархии - Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Кроме того, Ватикан должен отказаться от практики прозелитизма среди традиционно православного населения России и стран СНГ.
- Возможен ли такой вариант возобновления диалога, при котором ваша встреча с папой Римским состоится на нейтральной территории?
- Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана однажды уже планировалась и должна была состояться в Австрии в 1997 году. Была проделана огромная подготовительная работа, стороны в предварительном порядке согласовали чрезвычайно важные для будущего православно-католических отношений итоговые документы. Однако этот шанс был упущен по вине католической стороны, когда папа Римский из уже подготовленных к подписанию документов собственноручно исключил вопрос об отношениях между православными и греко-католиками на Западной Украине.
Русская Церковь по-прежнему убеждена в том, что подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если послужит уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению болезненных проблем двухсторонних отношений. Нас же пытаются убедить в том, что главное - сам факт встречи Предстоятелей двух Церквей. Однако визит папы Римского на Украину свидетельствует: подобный формат встречи не только не способствует конструктивному решению накопившихся вопросов, но и чреват еще большим обострением существующих в обществе разделений.
- Какие события, происходящие в мире сегодня, тревожат более всего вас? И что вызывает оптимизм?
- Наше время богато тревожными тенденциями. Многие из них являют собой прямые вызовы хрупкому миру на земле и самой перспективе выживания человечества. Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и территориальной целостности государств, сегодня уступает место новому, базирующемуся на принципе глобальной ответственности и "праве сильного". Нравственным обоснованием мирового порядка становится не справедливость, а своеволие. Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам - безразличием; нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены на получение прибыли любой ценой. Не может не беспокоить и стремительное расползание очагов напряженности по лицу Земли.
На мой взгляд, в основе названных тревожных явлений лежит определенное стремление к навязыванию миру культурной и мировоззренческой унификации. Навязывание "универсальной формулы счастья" всем народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического своеобразия будет иметь разрушительные последствия.
В то же время осторожный оптимизм вызывает внимание, оказываемое правительствами многих стран и европейскими международными организациями мнению институтов гражданского общества, к числу которых относятся и религиозные объединения. Ранее, как правило, идеи и соображения религиозного характера оставлялись, так сказать, за скобками мировой и национальной политики. Нельзя считать религиозные убеждения людей и целых народов исключительно частным делом, чем-то a priori неважным, ведь для верующего человека верность Богу и нравственная обязанность жить в соответствии со своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому можно только приветствовать готовность общества к тесному сотрудничеству с религиозными объединениями в деле решения насущных проблем современности.
Что опаснее для России: противостояние православных и католиков или православных и мусульман?
Сергей ШИШКАРЕВ, заместитель председателя комитета по международным делам Государственной думы:
- Опасно и то, и другое, когда это противостояние переходит в экстремальные формы. За всеми религиями стоят миллионы людей. Что касается мусульман, проживающих на территории России, ситуация более или менее управляемая. Угроза есть с обеих сторон, а решить, что опаснее, можно только в конкретном случае.
Алексей ЗОТОВ, священник синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
- Опасность представляет не церковь или конфессия, а экспансия. Почти тысячу лет православные и мусульмане жили вместе, строили единую и сильную Россию, и никогда у нас не было религиозных конфликтов. Со стороны мусульман мы не чувствуем экспансии на традиционные территории Русской православной церкви. А вот Римско-католическая церковь пытается создавать свои епархии на Украине, в Сибири. В свое время эмиссары Ватикана предлагали Иоанну Грозному победу в войнах, которые вела Русь, в обмен на принятие католичества. Царь ответил: "Вас крестил апостол Петр, а нас его старший брат Андрей. И потому храни Русь веру православную, тем и победиши".
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
- Как говорил товарищ Сталин, "оба хуже". В первом случае отвратительно противостояние религий, противоестественная свара, существующая на протяжении многих лет между нашей церковью и Ватиканом. Религии, которые проповедуют мир и благотворение воздухов, никак не могут договориться и повышают и без того высокий градус международного напряжения. Что же касается второго, между мусульманами и православными нет войны, есть противостояние мусульманских ортодоксов западному миру, использование религии в политических целях, что кажется мне отвратительным.
Борис БОЛОТИН, политолог, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
- Я считаю противостояние христианских церквей позором. Мне странно и стыдно, что люди, называющие себя православными, могут поднимать шум из-за людей, верующих в одного Бога. В наше время вера - это любовь к человеку, как к творению божьему. Что касается противостояния православных и мусульман, то и его можно предотвратить. Это доказывает сосуществование азербайджан, татар, башкир, якутов в составе Российской империи. Но если говорить о крайне нежелательных экстремальных случаях, то противостояние христианства и ислама гораздо опаснее.
Борис КАЗАКОВ, филолог, член Клуба "Известий":
- На мой взгляд, именно от ислама исходит сейчас основная угроза нашей цивилизации. А христианский мир - и православные, и католики - занят междоусобными распрями, вместо того чтобы предупреждать эту, уже вполне осязаемую, опасность. В тех редких случаях, когда они солидарны, предпочитают не говорить об угрозе со стороны ислама. И патриарх, и папа в один голос осудили израильтян, осквернивших церковь Рождества в Вифлееме, и ни словом не обмолвились об арабских террористах, захвативших святыню.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27