Русская православная церковь и российское государство: мнения читателей

Общество 
0
102
Время на чтение 7 минут

В первом выпуске новой тематической полосы "Религия" (21.01) была напечатана статья публициста Андрея Зубова "Плетью обуха не перешибить". Главный ее тезис: в силу естественных и неумолимых исторических процессов Россия предпочтет "модель либерального конфессионального европейского общества, в котором сохраняется унаследованная от прошлых веков близость господствующей церкви с государством при свободе иных конфессий..."
Читатели живо откликнулись на эту публикацию; отзывы были самые разные - и по стилю, и по глубине. Владимир ГАГАРИН из Екатеринбурга не без некоторой язвительности предлагает "малосущественную поправку" к доводам Зубова: "Анализ тенденций национально-демографической ситуации в России - да и во всем мире - подсказывает нам, что на роль государственной религии больше подходит не православие и даже не христианство, а другая мировая религия, ислам".
И.В. КУЛИКОВ, напротив, поражается: "...почему одни страны процветают, а другие еле сводят концы с концами, хотя имеют более древнюю культуру? Если рассмотреть особенности процветающих стран, будет видно, что в них преобладает протестантская религия, лютеранство. Протестантизм воспитывает детей так, чтобы они не тратили время и деньги зря, копеечку к копеечке собирали капитал и вкладывали его в дело".
Что касается "протестантской этики" и ее перспектив в новой России, то к этой теме мы обратимся в ближайшее время. Пока же скажем о другом. На Церковь сегодня многие смотрят как на социальный механизм, лишенный собственно религиозного содержания. Она нужна (или не нужна) для того-то и потому-то; чтобы капитализм помогала строить - или нравственный авторитет власти поддерживала - или под ногами не мешалась. То, что ее основная забота - человеческая душа, личность, что государство, культура, капитал интересуют ее ровно в той мере, в какой затрагивают судьбы людей - способствуют или препятствуют их движению к вечной жизни, - это даже и в расчет не берется.
Поэтому сегодня мы публикуем два отклика на зубовскую статью, написанных изнутри самостоятельного религиозного опыта, с точки зрения людей церковных. Практически во всем несогласных между собою, но слишком хорошо понимающих, зачем люди приходят в Церковь. И почему подчас уходят из нее.

+ + +

Православный коммунизм внутри нас?

Россия сейчас переживает кризис идентичности. Его не было в эпоху православного самодержавия. Такого кризиса не было и в эпоху самодержавия коммунистического. Народ, как ему и положено при автократиях и патернализме, безмолвствовал, ухмылялся, пил, а наиболее смекалистые диссертации защищали и языки изучали. Главная православная добродетель, "послушание", здесь была очень к месту. Кто не в послушании, тот в гордыне, да и, вообще-то говоря, "нет власти не от Бога" (Рим. 13, 1). Диктаторам эта фраза очень нравилась. О том, что следует "повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Дн. 5, 29), вспоминали значительно реже.
Коллективизм - это наиболее древняя форма человеческого общежития, где коммунальные ценности подавляют личность, а термин "коммунизм" буквально этот аспект отражает. Единственным серьезным иммунитетом против всех видов коллективизма оказался либерализм - критически осмысленный западный персонализм, уважение к человеческой личности и ее относительной автономности. Как сказал наш поэт, "самостоянье человека - залог величия его". У нас же с легкой руки славянофилов западный персонализм приняли за эгоизм. А западный рационализм (методологию последовательного продумывания вопросов) - за мелочную расчетливость и формализм (в праве).
Когда тоталитарный коммунистический монстр, в основе которого была коллективистская социальная парадигма, рухнул под собственной тяжестью, - и возникла проблема национальной самоидентификации. Люди получили некоторые свободы, за которые они не боролись, и поэтому готовы в любой момент от них отказаться. Казалось бы, у нас есть Конституция - чисто западная по своей исходной философии, устанавливающая, что государство существует для человека, а не человек для государства. Но ясно, что Конституция в России не явилась результатом развития российской социальной мысли, не укоренена в социально-этических ценностях. Народ хочет не коммунизма, не либерализма и вообще никакого "изма", а элементарного порядка. Но этот порядок не ассоциируется с либеральными ценностями - скорее с чем-то сталинско-брежневским, привычным. Сходные проблемы есть везде, где нет правового государства, где нет уважения к отдельной человеческой личности, где есть право силы, а не сила права. Это - страны "третьего мира". Те же попытки выдать нужду за добродетель - мол, за духовность страдаем!
У Русской православной церкви тоже появилась - может быть, впервые за всю ее историю - возможность для нового самоопределения в условиях свободы. Можно вспомнить, что христианство, утверждая свободу личности, побуждает нас не к древнему коллективизму и к патриотическому заединству, а к личностному самоосознанию, к ответственности и к уважению других людей, также сотворенных по образу и подобию Божию, тоже наделенных свободой. Именно христианство дает серьезную основу для примата личности над любыми общностями, для права на непохожесть, т.е. для прав человека. Эта мысль окольными путями просочилась даже в нашу Конституцию (ст. 2).
Известно, что церковь должна служить не народу, и тем более не государству, а Христу, который по церковному же учению и является ее Главой. Но если в общественном сознании отсутствует личностное измерение, то и церковь, состоящая из тех же членов общества, сталкивается с дефицитом психологически взрослых людей, ответственных перед Богом, обществом и друг перед другом.
Возникает вопрос: на какую систему социокультурных и политических ценностей может ориентироваться современная церковь? На архаически коллективистскую или на либеральную, соответствующую новому этапу в развитии нашего общества? Обреченно впадать в фактопоклонство, как профессор Зубов (мол, "плетью обуха не перешибешь"), - или попытаться все-таки народу что-то объяснить о правовом государстве, где существует верховенство закона, а не очередного чиновничье-криминального клана? Судя по последним социологическим данным, мы еще сами твердо не решили, куда нам двигаться: возвращаться в родной "коммунистический Египет" или на свой страх и риск продолжать продираться в землю обетованную, к свободе. Думается все же, что христианство побуждает нас к последнему. Как было сказано - "Первоначально эта идея (идея Христа. - В.Н.) была монархической, потом она стала республиканской".
Игумен Вениамин (Новик), кандидат богословия, Санкт-Петербург

+ + +

Сможет ли Русская православная церковь стать совестью страны?

В интересных рассуждениях А. Зубова заметны существенные упущения. Прежде всего - юридическое оформление наивысшего статуса какой-либо конфессии необходимо лишь при наличии у значительной части общества определенного религиозного сознания. Православное христианство, вера - это состояние ума, это осознанное стремление конкретного человека жить по божественным заповедям, участвовать в жизни Церкви, подчинять свои плотские мудрования надмирным законам. Для того чтобы страна считалась православной, недостаточно, чтобы религия "срослась с культурой, с почвой, с языком". Она должна срастись с сердцем человеческим, стать "единым на пот"единым на потребу". Иначе - пластмассовая европейская религиозность, в принципе никого ни к чему не обязывающая. Очень хорошо, что в иных странах сохранились остатки уважения к христианству, но не станем же мы всерьез говорить, что Великобритания или Швейцария - христианские страны. В первой даже и королева есть, но не называть же из-за этого строй монархическим.
Действительно, в нашей стране многие тянутся к Православию. Но боюсь, что у большинства (а это по статистике - десятки миллионов) тяга эта вызвана модой, суеверием или же просто стремлением избежать духовного вакуума. Доказать это просто: в храмы на богослужение приходят лишь немногие, регулярно причащаются Святых Христовых Тайн - и того меньше. Впрочем, в советское время появилась и "вера" без Бога, и Православие без православного вероучения. В последнем, однако, виноваты не столько коммунисты. Хотя А. Зубов справедливо говорит о высоком "рейтинге" патриарха и епархиальных архиереев, общеизвестно, что среди рядовых прихожан их авторитет довольно низок.
Положение усугубляется тем, что в руке современного русского епископа нет того таинственного пастырского жезла, который изображают жезлы золотые и серебряные. Жезла - символа наказания, которому может подвергнуть пастырь строптивую овцу. Конечно, церковную старушку или непослушного батюшку могут и отлучить от Причастия, и запретить. Ну а кроме них кому сейчас страшны такие меры? Да, патриарха приглашают и благословлять, и освящать. А часто ли он отказывается это делать? (Я уже не говорю: может ли отказаться?) Однако любое влияние Церкви на мирские дела возможно лишь в том случае, если она готова (и способна) не только благословлять, но и запрещать.
Вспомним и о том, что в нынешнем своем весьма прискорбном состоянии духовенство еще и сильно зависимо. Если раньше простой сельский батюшка подчинялся только уполномоченному да архиерею, то теперь ему приходится кланяться и местной администрации, и нуворишам-спонсорам, и бандитам (что также общеизвестно). Конечно, современное духовенство охотно откликается на предложения как-то влиять на жизнь общества. Но без внутренней обусловленности такого влияния, без стремления народа жить по-христиански... как-то страшно становится жить под такой "опекой". Реплики типа "батюшка благословил, значит, не грех" приходится слышать все чаще.
А. Зубов совершенно прав, говоря, что Церковь должна быть совестью народной, но мы знаем, что в принципе отношения человека со своей совестью могут быть самые разные. Совесть может быть "больной" и "позволять" вещи совершенно недопустимые. Русская Церковь сначала сама должна пройти по пути покаяния, и это необходимо сделать не ради "борьбы со злом" или "за общество", а просто ради верности Христу.
Сергей Суворов, староста храма
''"Один александрийский епископ, не привыкший к суровостям монашеской жизни, был как-то вынужден провести ночь в монастыре Эннатон. Он заметил на полу трех клопов. Епископ позвал одного из братьев и сказал ему: "Ты видишь?" - "Не тревожься, владыко, - отвечал тот, - ведь это всего лишь клопы. И потом, погляди, они мертвы.
Поднявшись спозаранку, епископ при виде того брата сказал: "Три вчерашних клопа действительно были мертвы, но что за толпа собралась на их похороны!''
Из книги "Отцы-пустынники смеются".
''Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь: "Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?" "Примите мои соболезнования, бедные сиротки", - отвечал им святой старец.''
Из книги "Отцы-пустынники смеются".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Архангельский
Все статьи Александр Архангельский
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии