Меня зачали в Казанском соборе..

Общество 
0
156
Время на чтение 6 минут

"Где находится коммуналка N1? В Мавзолее", - шутили в Москве середины 50-х, намекая на совместное пребывание в нем Ленина и Сталина. Остряки не знали, что самая настоящая, а не метафорическая коммуналка возникла прямо на Красной площади еще в 30-х годах. И располагалась не где-нибудь, а в знаменитом Казанском соборе.
Забавно, но о факте общего жития в соборе ничего не знали ни в Историческом музее, ни в Музее истории Москвы. Так что рассказ 83-летней москвички Валентины Ивановны Березиной тянет на настоящее москвоведческое открытие.
"По адресу Никольская, дом 1, я поселилась по замужеству в 1934 г. Жизнь в церкви я до сих пор вспоминаю с содроганием. Бытовые условия были такие, что никому не пожелаю. Комнатки тесные, в каждой по 4-5 человек. Стены голые: от церковных интерьеров и утвари нам ничего не осталось. Окошечки узенькие, света почти не давали. Кухни и ванной комнаты как таковых не было вовсе. Но в каждой комнате - раковина с холодной водой, и паровое отопление у нас было: печки не топили, это я точно помню, - говорит пожилая женщина, вдруг хитро улыбается и добавляет: - Зато часов нам не нужно было - куранты время отбивали".
В то время Казанская церковь вместе с Иверской часовней выглядели, как несуразный 2-этажный дом с деревянным, грубо сколоченным чердаком. Надо полагать, для полного сходства с сараем бывший собор обнесли дощатым забором с калиткой на месте ныне восстановленных Воскресенских врат. Один вход в "сарай" был со стороны Исторической площади, другой - с Никольской. Последним и пользовалась семья Березиных, жившая в составе 4-х человек на 2-м этаже, над помещением, где теперь продают свечи и пишут церковные записочки.
Известно, что в 1928-29 гг. Казанский собор отреставрировала группа архитекторов под руководством легендарного П.Д.Барановского. Однако большевики, всегда славившиеся своей внезапностью-противоречивостью, надумали передать собор в жилищный фонд. И тотчас, под эту лавочку, казнили свежевыкрашенные колокольню и церковные маковки. Ведь всем, кроме бестолковых Барановского и Ко, было ясно: колокольный звон препятствует отдыху трудящихся, а маковки застят свет от зари новой жизни. Впрочем, уродливый деревянный "курятник", похожий на помост палача, выполнял вполне определенную функцию.
- Ордера на столь "центровую" жилплощадь выдавались только "классово устойчивому элементу", в основном рабочим. Но все равно жизнь в соборе протекала под неусыпным контролем Лубянки. Во время парада или демонстрации в каждой комнате сидел у окна их сотрудник, а еще один - на чердаке. Помню, один раз на майские праздники такая духота была, что энкаведешник наверху в обморок свалился. Мы, жильцы, хотели было ему помочь, а он нас не впустил - ждал, покуда свои заберут. Накануне каждого мероприятия на Красной площади с нас слово брали: будем дома или уедем. И ни разу никто не ослушался. Бывало, если раньше вернешься - демонстрация еще не кончилась, - идешь себе на бульвар гулять или еще куда-нибудь, - вспоминает Валентина Ивановна.
В те годы на Красной площади и вправду было на что поглазеть. Жизнеутверждающие маевки, лихие показы дутой военной мощи и полные нечеловеческого энтузиазма спортивные парады сменяли друг друга. Особенно пожилой женщине запомнилось, как всадник Тухачевский на вороном, высекающем из булыжника искру жеребце приветствует солдат на военном параде. Происходило это в 35-м - маршалу оставалось жить неполных два года... "У Ворошилова белый конь был, но не такой красивый", - констатирует бывшая обитательница Красной площади.
Это эмоциональное потрясение перекрывает лишь память о "церковном" туалете. "Представляешь, на 1-м этаже был деревянный сортир в три очка. Это ужас! - даже спустя 63 года возмущается Валентина Ивановна. - Сидишь ты, а соседки стоят над душой и ждут!.."
Я поинтересовалась, не было ли у жильцов чувства стеснения или неловкости не из-за бытовых коллизий, а потому, что они по сути дела жили в храме. "Нет, - ответила старая женщина. - Мне было 20 лет, но и моя свекровь, и люди более старшего возраста об этом не думали. Наверное, время было другое. Жили бедно, даже одежды нормальной не имели... Зато какие физкультурные парады шли на Красной площади! Каждое спортивное общество выходило в ярких костюмах командных цветов... Это был праздник!.."
"Соборные" жители, как и все в огромной стране, хотели лицезреть своего вождя, наследника нового мумифицированного бога. Валентине Ивановне со товарищи для этого не требовался спецпропуск: "Мы, жильцы, Сталина в окна высматривали - все ждали, когда на трибуны выйдет. А если колонна демонстрантов шла мимо Мавзолея, когда на нем товарища Сталина не было, люди потом очень сокрушались, даже в истериках бились..."
Близость к товарищу Сталину, похоже, и погубила "божью коммуналку" на Красной площади. В 1936 году началось расселение, после чего Казанский собор снесли. Среди жильцов циркулировали слухи о том, что уничтожили храм по просьбе НКВД. Якобы даже при удалении оттуда жильцов всесильную организацию тревожило принципиальное существование объекта, с которого хорошо просматривались трибуны Мавзолея. "Точка" на Красной площади, наверное, действительно отвлекала тайную полицию от ее бурной шпионоискательской деятельности.
Переезд из храма стал для Березиных счастьем, тем паче что семейство ждало пополнения. Их переселили в гостиницу "Днепр", и не случайно. В 1935-40 гг. "железный занавес" вкупе с жесткой системой прописки заставил пустовать многие московские гостиницы. В том же году у Валентины Ивановны родилась девочка. "Меня зачали в Казанском соборе на Красной площади", - любит повторять дочь...
"Ты говоришь, Казанский собор заново построили? - интересуется Валентина Ивановна. - Я это одобряю, и то, что восстановили храм Христа Спасителя, мне по душе. Молодцы городские власти! Только Казанский собор я уже не увижу - зрения совсем нет. А жаль..."
В охваченной жилищным кризисом Москве 20-30 гг. "божьих коммуналок" было великое множество. При различных обстоятельствах были заселены храмы и кельи Покровского, Рождественского и Новодевичьего монастырей, две церкви Вознесения Господня - на Б. Серпуховской и Вознесенской улицах, церковь Николая Чудотворца на Таганке, помещения Константинопольского патриархата на "Трубе"...
У Новодевичьего монастыря был "особый профиль". Там помещалось нечто вроде "резервации" для дворян и интеллигенции.
Жилищные условия в монастыре были много хуже, чем даже в Казанском соборе. Воду добывали из уличного колодца, естественные нужды справляли во дворе, в деревянной холодной постройке; отапливались печками-буржуйками. И уж совсем туго было тем, кто обитал в тех самых нарядных башнях.
Князя П.С.Вяземского вместе с женой, урожденной графиней Шереметевой, и маленьким сыном поселили в Новодевичьем в 1922 г. Последний владелец "русского Парнаса" - Остафьева - принял революцию и добровольно сдал имение новым властям. Дворец, в котором хранилось множество реликвий, связанных с именами Пушкина и Карамзина, немедленно разграбили, а князя с семьей поместили под самую кровлю башни - наподобие голубей.
Сходство с миром пернатых усиливали "птичьи права", на которых жили Шереметевы-Вяземские, несмотря на академическую степень Павла Сергеевича. Как рассказывают теперь во Дворце-музее "Остафьево", супруги Шереметевы умерли во время войны от холода и недоедания. Их сын выжил лишь потому, что воевал и был по ранению демобилизован, за что еза что ему полагались продуктовые карточки. Теперь это известный художник Василий Павлович Шереметев.
В подклети Успенского собора монастыря жил литератор Борис Александрович Садовский. Его "каморка" была постоянным местом "тайной вечери" для деятелей культуры, которые горячо обсуждали судьбу очередного находящегося в опасности объекта, строили планы его спасения...
Конечно же, эти "сходки" посещал и упомянутый здесь спаситель собора Василия Блаженного Петр Дмитриевич Барановский. Причем далеко ходить ему было не нужно - ведь он вместе с супругой тоже "квартировал" на территории монастыря, в Больничном корпусе. Каково было житье-бытье Барановских, иллюстрирует рассказ сотрудницы филиала Исторического музея в Новодевичьем монастыре: "Очень хорошо помню, как Мария Юрьевна Барановская, красивая, породистая дама, сидит за столь же благородным антикварным столиком XVIII века и что-то пишет, а рядом торчат трубы, все зеленые от плесени, и с них ржавая вода капает прямо на витую ножку столика". Забавно, что Петр Дмитриевич так привык к своей обители, что не хотел с ней расставаться в 1961 году, когда монастырь расселяли, а ему, лауреату всех мыслимых премий, давали роскошную "академическую" квартиру...
Многие решат, что "экзотическое" житье в церквах и кельях - дела давно минувших дней. А между тем последнюю "божью коммуналку" расселили в... 1999 году! Это произошло на территории Рождественского монастыря - "последнего из могикан" культовых поселений.
Хорошо помню, как мы, романтические второклашки, ходили в этот монастырь XV века искать клад, и кто-то из жильцов облил нас водой из таза. Ведра и тазы для воды фигурировали у местных жителей по причине отсутствия водопровода - пресловутые "удобства" располагались во дворе, перемежаясь там с кучами угля для отопления... Честно говоря, мы тогда очень дешево отделались мокрыми штанами. Потому что по своему контингенту и образу жизни рождественские "насельники" более всего напоминали колоритных обитателей Хитровки времен Гиляровского, с некоторой поправкой на современность. На территории монастыря вольготно расположились бессчетные алкоголические и наркоманские притоны, воровские "малины" мелкого пошиба и четыре публичных дома...
Полукриминальные "хитровцы" не упустили своей выгоды, когда в 91-м году Рождественский монастырь передали Православной Церкви. По словам реставраторов, фиктивные браки и прочие махинации позволили им заполучить на окраинах города большие квартиры. Правда, не обошлось и без стойких ностальгирующих граждан. Один "келейник", живший в ужасающих условиях, упорно отвергал все предложенные варианты нового жилья. Маргинальный "патриот" выселился только после совместного "наезда" милиции и экскаватора.
На этой трагикомической ноте в начале 1999 года и завершилась абсурдная история московских "божьих коммуналок".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

С. Одоевцева
Все статьи С. Одоевцева
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45