Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О буддийской цивилизации

Прочие периодические издания

17.04.2002


Болсохова Н. …

Фундаментальная монография С.Ю. Лепехова "Философия Мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации", выпущенная издательством БНЦ СО РАН, посвящена одной из самых актуальных проблем российской и зарубежной востоковедной науки. Глубокое знание предмета, тщательный отбор оригинальных письменных памятников на восточных языках и удачно найденная форма изложения сложнейших вопросов буддийской философии делают рецензируемый труд весьма интересным для специалистов-востоковедов.
Монография состоит из введения, трех глав, заключения и нескольких приложений, где представлены переводы автора на русский язык базовых источников с подробными комментариями, помогающие уяснению замысла автора и его исследовательской технологии, и обширной библиографии. Это, пожалуй, одна из лучших библиографий по буддийской философии и по формированию учения Махаяны, сложившегося под влиянием буддийской цивилизации и культуры.
Чтобы читатель мог получить достаточно полное представление о рецензируемой книге, мы приводим названия параграфов первой главы и называния второй и третьей глав. Глава I - "Становление буддийской цивилизации и ранняя Махаяна": "Буддийская цивилизация" - к определению понятия"; "Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации", "Некоторые проблемы формирования буддийской культуры и буддийской цивилизации", "Влияние праджняпарамиты на формирование ранней Махаяны"; "Цивилизация Ашоки и распространение буддизма Махаяны". Глава II - "Генезис основных философских категорий и концепций буддизма". Глава III - "Воздействие философских идей буддизма на политику, культуру и идеологию стран Центральной и Восточной Азии". В первом параграфе I-й главы автор, анализируя работы своих предшественников, которые в той или иной мере касались определения понятия "буддийской цивилизации", предлагает собственную интерпретацию этого понятия. "Под буддийской цивилизацией в том смысле, в каком это понятие используется в данной книге, мы будем понимать социально-историческое явление большой длительности (в смысле Ф. Броделя), хронологические рамки которого определяются на временном промежутке: от эпохи Ашоки до наших дней; характеризующейся особой культурой, хозяйственным укладом и формой политической организации общества и гетерохронно существовавшей на евразийском пространстве от Калмыкии на западе до Японии на востоке, от Бурятии на севере до Индонезии на юге; общей идейной основой которого явилось учение, зафиксированное в буддийском каноне и комментариях, а социально-исторической памятью - собственная единая историография". Это четкое определение позволило С.Ю. Лепехову строго построить научную концепцию монографии и сделать весьма убедительные выводы, изложенные в заключении.
Второй параграф I-й главы посвящен скрупулезному анализу буддийской философии. Важно отметить, что в данном параграфе автор монографического исследования рассматривает особенности буддийской философии как их представляли европейские специалисты в области истории философии и как сами буддийские мыслители. В результате компаративного изучения специальной литературы и источников на восточных языках С.Ю. Лепехов пришел к выводу, что единой основой буддийской цивилизации служит буддийская философия.
Третий параграф I-й главы содержит в себе немало интересных наблюдений. С.Ю. Лепехов видит возможный путь формирования буддийской цивилизации, как самостоятельного культурно-исторического явления собственно буддийской историографии, позволившей буддизму не только влиять на общественное сознание, но и на организацию его определенным образом в рамках культурно-исторической целостности, носящей глобальный характер.
В четвертом параграфе I-й главы мы наблюдаем абсолютно новый подход в определении времени создания первых праджняпарамитских текстов, занимающих одно из важных мест в канонической литературе Махаяны ("Великой колесницы"). Тщательное изучение и исследование литературы по этому вопросу и анализ восточных текстов дали возможность автору монографии сделать весьма убедительный вывод о том, что Праджняпарамита - древнее учение, известное, по крайней мере, с IV века до нашей эры. С большим интересом читается пятый параграф I-й главы. Здесь автор удачно сочетает свои обширные теоретические знания в области буддизма с конкретным материалом. В качестве примера можно привести анализ концепции императора Ашоки о политическом единстве царской власти и буддийской дхармы (учения). Эта идея Ашоки получила огромное распространение во многих странах Азии. Именно объединение светской и религиозной власти способствовало буддизму Махаяны занять доминирующее положение на обширном регионе Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.
Хотелось бы высказать одно соображение, продиктованное большим значением рецензируемой монографии. В книге С.Ю. Лепехова много специальных (технических) терминов и понятий, без тонкого знания которых было бы невозможно создать столь глубокое по содержанию исследование. Отсутствие глоссариев, а также индексов создает определенные трудности при чтении рецензируемого труда. Надеемся, что автору удастся восполнить этот пробел, что сделает фундаментальный труд С.Ю. Лепехова более доступным не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Это замечание, разумеется, не умаляет достоинств монографии С.Ю. Лепехова. Рецензируемая книга - ценный вклад в востоковедную науку. Хочется пожелать автору больших успехов.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме