Религиозное образование или техника безопасности?

Полемика с Вячеславом Бочаровым

Общество 
0
176
Время на чтение 3 минуты

На страницах "НГ" развернулась дискуссия по поводу возможной перспективы открытия кафедр теологии в светских учебных заведениях, в частности в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Данная статья - размышление на данную тему выпускника одного из московских духовных учебных заведений.
Наблюдая за тем, как на страницах "НГ" развивается борьба против введения теологического образования, мы видим, что наиболее существенным аргументом противников этого начинания является, видимо, нарушение принципа конституционности в пользу целесообразности данного шага. Делая поправку на то, что демократические институты являются новыми для Российского государства и окончательная их конституционная форма, возможно, будет дорабатываться, мы готовы согласиться с тем, что имеет место формальное противоречие между декларированием светского характера образования в государственных учебных заведениях и открытием кафедр теологии. В то же время, сделав краткий, менее чем в сто лет исторический экскурс, мы заметим, что ревнители принципа отделения Церкви от государства, а школы от Церкви являлись одновременно ярыми сторонниками дискриминации религиозного населения собственной страны.
Россия взяла на себя ответственность за финансовый долг СССР. Несет ли нынешнее демократическое Российское государство ответственность за моральный долг бывшего Советского Союза? Несет ли оно ответственность за нравственную деструкцию общества, за тысячи храмов, сровненных с землей, за десятки и сотни тысяч христианских мучеников, убитых атеистической властью, за уничтожение русской культуры, порожденной православием? Несет ли оно ответственность за уничтожение русской богословской школы, имевшей вековые традиции?
Кстати, исторически светская школа в России вторична по отношению к духовной. На заре образовательного просвещения в России духовные учебные заведения имели, так сказать, монополию на любое преподавание вообще - как светское, так и духовное. После же учреждения при Петре Великом Св. Синода образовательный курс духовных школ, имевший продолжительность восемь лет, содержал и такие предметы, как логику и диалектику. Так что вряд ли правомочно связывание Бочаровым логики с его собственным атеизмом.
Если же говорить об образованности начального уровня, то, вопреки расхожему мнению о ликвидации безграмотности в советское время, мы знаем, что к 1911 году Россия была по уровню грамотности в процентном отношении на втором месте в мире после Англии, опережая Францию, благодаря системе церковно-приходских школ, созданных по инициативе Победоносцева.
Вопрос же о нужности или ненужности кафедры теологии в светском вузе является в некотором роде праздным. Культура вторична по отношению к культу, как это прекрасно показал в своих работах отец Павел Флоренский, да это, впрочем, прекрасно известно любому человеку, мало-мальски знающему историю. Противники широкого духовного просвещения, видимо, склонны забыть о широком распространении кафедр "научного" атеизма в советское время и кафедр религиоведения сегодня. Такой специфический предмет, как история религии, вне религиозного контекста рассматривать бессмысленно.
Вопрос о возможности существования кафедр теологии на деньги нерелигиозных налогоплательщиков порождает ряд аналогичных вопросов. Возможно ли существование кафедр "научного" атеизма на деньги религиозных налогоплательщиков? Или кафедр религиоведения, на которых преподаватели-атеисты излагают вопросы, непосредственно связанные с историей религии. Возможно ли адекватное восприятие вопросов культурологии и этики вне увязывания этих предметов с преподаванием теологии, вне религиозного контекста. Мы оставляем за рамками этой статьи рассмотрение того, что является критерием нравственности для человека, считающего совесть общественным продуктом.
Существуют статьи расхода в российском бюджете, которые одобряют далеко не все налогоплательщики. Например, такие затраты государственной необходимости, как финансирование войны в Чечне. Постараюсь показать дальше, что преподавание нормальных представлений о религии также может быть делом государственной необходимости.
Вряд ли конструктивное знакомство представителей разных конфессий с основами богословия может привести "к разделению страны по конфессиональному признаку", как пишет в своей эпатажной статье Бочаров. Напротив, мы считаем, что знание основ других вероисповеданий более способствует конструктивному диалогу представителей разных конфессий, чем ругани между ними. Также вряд ли оправдано беспокойство Бочарова по поводу "разделения по конфессиональному признаку" страны, в которой для значительной части граждан гороскоп, прочитанный в газете, значит куда больше, чем Евангелие. Как это ни парадоксально, но побудительная причина для написания этой статьи для нас та же, что и у Бочарова. Причина эта - борьба с религиозными предрассудками.
Традиционные христианские конфессии, такие, как православие, католичество и протестантизм в его традиционной форме - лютеранство, так же как и другие мировые религии - ислам, буддизм и иудаизм, являются культурообразующими в отличие от множества сект, наводнивших нашу страну. Если не дать в вузах сейчас представления о нормальной духовной и религиозной жизни, то при растущей активности деструктивных сект, финансируемых их зарубежными инспираторами, придется в самое ближайшее время вводить в школах такой предмет, как "техника религиозной безопасности". Это может стать вопросом жизнеспособности Российского государства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35