itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Небесный сад земных наслаждений

Искусство ислама

Общество 
0
143
Время на чтение 4 минуты

"Аллах красив, и Он любит красоту" - это изречение пророка Магомета можно поставить эпиграфом к чарующей выставке в Эрмитаже "Земное искусство - небесная красота. Искусство ислама".
Красота затопляет пространство выставки, она журчит и струится, как прохладный ключ в мраморе восточного фонтана, она - в ажурной резьбе каменных решеток, в вязи каллиграфии древних пергаментов, в нежности миниатюр и в узорах ковров. Вазы, стеклянные курильницы, ткани, ювелирные украшения источают особый аромат, ощутимый в воздухе, - это не собрание единичных предметов, но непрерываемый поток декоративного великолепия, растворяющий столь важные для европейца различия времени, географии и национальности. На выставке ислама XII век спокойно соседствует с XIX, а Индия оказывается рядом с Испанией, и это ни в коем случае не воспринимается как насилие над материалом.
Подобная свобода от всяческих границ свойственна сказкам "Тысячи и одной ночи", безустанно расстилающим повествование, подобно ковру с бесконечным орнаментом. С помощью джиннов красавицы и красавцы перемещаются из Магриба в Сирию, из Египта в Индию, совсем и не замечая расстояний. История, рожденная в другой истории, порождает внутри себя еще одну. И это волшебное повествование завораживает своим строгим ритмом, ничего общего не имеющим с реальностью, как ее воспринимают европейцы. Время вообще исчезает из этого мира. В тексте сказок о нем не упоминается, и только по каким-то отдельным деталям оказывается возможным определить с некоторой долей вероятности, когда была создана та или иная новелла.
История отношений Запада и Востока, христианства и ислама насчитывает сотни лет. Буквально с самого своего зарождения они оформились как противостояние двух миров, и крестовые походы, столкнувшие рыцарей креста и рыцарей полумесяца, стали естественным результатом этого противостояния. Кровавые схватки, утомительные осады и зверские избиения мирных жителей с той и другой стороны сопровождают историю попытки возвращения Западом священных равнин, на которых возникла его религия. Крестовые походы потерпели неудачу, но безрезультатными их нельзя назвать ни в коем случае - благодаря им грубые франки и германцы увидели мир, столь сильно отличавшийся от привычной им реальности, что разум и чувства цепенели в завороженном удивлении. История, сочиненная великим ренессансным поэтом Ариосто о рыцаре Роланде, плененном восточной волшебницей Армидой, стала символическим изображением отношений Европы и Азии. Физическая влюбленность в дух Востока, в его пряную декоративность станет одной из характернейших черт европейской культуры.
После Ариосто и Тассо, в XVI веке создавших фантастические поэмы о приключениях христиан и мусульманских красавиц, мало было европейских поэтов и художников, которых бы не коснулось увлечение Востоком. Воспринимаемое сначала как сказочная экзотика, увлечение восточной исламской культурой становилось все более и более осознанным и все более серьезным. Уже в XVIII столетии для Монтескье, автора "Персидских писем", и для Гете, написавшего "Западно-восточный диван", Восток перестал быть обиталищем волшебниц и магов. Ни тот, ни другой на Востоке не были, однако восточная поэзия и восточная мудрость из красочной легенды стали превращаться в нечто конкретно-реальное. Следующее столетие сделало Восток еще ближе, и теперь, в XX веке, исследования исламской культуры сняли мифологические покровы с прекрасной легенды о Востоке.
Сколь бы позитивно-положительными ни были эти научные исследования, сколь бы упорно ни твердили нам серьезные ученые, что реальный Восток не имеет ничего общего с теми представлениями, что насадили в Европе поэты и художники, ничто не может охладить пылкое воображение, когда речь заходит о восточных темах. Несмотря ни на что, исламский мир невозможно воспринимать без воспоминания о "Тысяче и одной ночи", и хотя сегодня исламская тема приобрела угрожающую реальность, поэтика исламского Востока продолжает пленять европейский разум, невзирая на все политические неурядицы.
Одним из замечательных воплощений европейской трактовки восточной темы стал фильм Паоло Пазолини "Цветок тысячи и одной ночи". Конечно, это - очередное европейское прочтение замечательной книги, но завораживающий мир превращений и перемещений, любви, красоты и непрекращающихся наслаждений, сотворенный итальянским режиссером, окутывает разум и душу, как облако пьянящего аромата, как порция опиума из резного кальяна. Фильм Пазолини - это признание искусства XX века в любви к сияющей декоративности исламской культуры. Надо было пройти школу модернизма для того, чтобы это признание прозвучало столь искренне и открыто.
Выставка в Эрмитаже - это тоже признание в любви к исламскому искусству Востока. Она делится на несколько больших тем, как-то: "Паломничество", "Исламский мистицизм", "Дворец", "Мавзолей", "Сады и рай". Это деление, достаточно общее и широкое, чем-то напоминает деление на новеллы в фильме Пазолини. За ажурными каменными решетками, представляющими раздел "Дворец", рисуются сладостные тени потаенных гаремов; покрытые орнаментом письмен камни в разделе "Мавзолей" напоминают о суровой изысканности мусульманских кладбищ; ковры и изразцы "Сада" говорят о роскоши и неге пиршеств, когда "нарциссы смотрят на розы глазами негров". Орнаментальность повествовательности, столь характерная для искусства ислама, в отличие от более определенной и рационалистичной сюжетности христианства, замечательно передана стелющейся, как тканая поверхность, эрмитажной экспозицией.
Как ни странно, но в последнее время западная культура гораздо лучше и больше знает о Дальнем Востоке, о Китае и Японии, хотя традиционно искусство Ближнего Востока гораздо более понятно и притягательно. Между христианством и исламом снова наметилось противостояние, и выставка "Земное искусство - небесная красота" воспринимается как мост, соединяющий эти два расходящихся берега.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Ипполитов
Религия четвертого Рима
"Религиозный Петербург" в Русском музее представляет город властвующих особ, а не верующих
14.01.2005
Все статьи А. Ипполитов
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии