Чудотворная икона Казанской Божьей Матери неожиданно оказалась в центре политической игры. Вчера мэр Казани Камиль Исхаков заявил журналистам о том, что приехал в Москву для того, чтобы выяснить до конца позицию Московской патриархии по вопросу передачи иконы из Ватикана в Россию. В конце октября Исхаков получил получасовую аудиенцию у Папы Римского Иоанна Павла II. Тогда он передал понтифику послание президента Татарстана Минтимера Шаймиева и обратился с просьбой вернуть святыню в Россию. По словам Исхакова, "Папа Римский держит икону у себя и молится ей два раза в день, но уже давно подумывает о том, чтобы вернуть ее". Пикантность ситуации в том, что Иоанн Павел II намеревался передать икону лично Патриарху Алексию II во время визита в Москву. Однако из-за серьезных разногласий между РПЦ и Римом визит Папы так и не состоялся. И тут неожиданно глава Татарстана выступил с идеей вернуть икону, но не в Москву, а в Казань. Появление "конкурентов" вызвало в руководстве РПЦ глухое раздражение.
Мэр Казани объясняет инициативу Татарстана так: идея вернуть святыню в Казань родилась в связи с предстоящим в 2005 г. празднованием тысячелетнего юбилея города. Однако есть и другие объяснения действий Исхакова. Весной 2001 года в Татарстане должны пройти выборы президента. Пока не ясно, сможет ли Минтимер Шаймиев принять в них участие, но в данном случае это не главное. При любом раскладе нынешние власти республики хотели бы обеспечить Шаймиеву или его преемнику поддержку православного населения. Для этого якобы и затеяно дело с возвращением чудотворной иконы в Казань.
История святыни весьма интересна. 8 июля 1579 г. на месте сгоревшего дома ее нашла девятилетняя девочка Матрена. С тех пор чудотворная икона Казанской Божьей Матери стала покровительницей Руси. В XVII веке вместе с ополчением князя Пожарского она попала в Москву и "освободила" город от поляков. Затем Петр I перевез ее в Петербург. Дальше версии расходятся. По одной из них, летом 1904 года икону украл профессиональный вор по фамилии Чайкин, который ее уничтожил, чтобы избавиться от улики. По другой, ее вывезли за границу во время революции якобы с целью спасти. После Польши, США и Португалии лет 9 назад икона попала в Ватикан. По данным Исхакова, она обошлась Ватикану в 3 млн долл., но в переговорах с понтификом никакой речи о деньгах не было.
Сегодня эта икона действительно весьма чтима при Святом Престоле. Увеличенное изображение образа выложено в мозаике на стене папского дворца, выходящей на площадь Святого Петра. Даже в салоне церемониального папского автомобиля установлена его копия.
Как сказали "Сегодня" в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) РПЦ, шансов на то, что Иоанн Павел II действительно передаст икону мэру Казани, практически нет - "это должны быть переговоры другого уровня". Еще три года назад, при подготовке намечавшейся встречи понтифика и Патриарха в Австрии, речь шла о том, что Папа подарит икону главе РПЦ в знак будущего сотрудничества. Однако встреча не состоялась, и больше ни РПЦ, ни Ватикан этот вопрос не поднимали. "Специальные переговоры по поводу отдельной иконы невозможны, так как в наших отношениях с Ватиканом слишком много более глобальных проблем", - сказал "Сегодня" представитель ОВЦС.
Кроме того, представители РПЦ настаивают на том, что нет уверенности в подлинности той иконы, которая находится в Ватикане, - экспертиза не проводилась. "Речь может идти только о трех иконах, - заявил Исхаков, - либо это та, которая была найдена в пепелище в 1579-м, либо один из двух ее чудотворных списков. Мы будем рады любой из них. Я думаю, это не простая икона, не зря же Папа Римский молится на нее два раза в день". Однако есть и другие версии. Самая известная состоит в том, что некий священник узнал в находящейся в Ватикане иконе совсем другую святыню - келейную икону матушки Александры Мельгуновой, устроительницы Дивеевской обители, которую благословил святой Серафим Саровский. После революции, когда обитель была разгромлена, эта икона была вывезена за рубеж, и далее ее следы потерялись.
И еще один спорный вопрос - икона Казанской Божьей Матери является общерусской святыней, и согласится ли РПЦ отдать ее в Казань - неизвестно. Хотя перед поездкой в Ватикан мэр Исхаков формально заручился поддержкой Московской патриархии, во время его пребывания в Ватикане появились поводы усомниться в том, что Патриархия действительно одобряет его планы. Алексий II в связи с праздником Казанской иконы, отмечаемым 4 ноября, ревниво дал понять, что прерогатива решать подобные вопросы целиком в компетенции Русской православной церкви, и "самодеятельность, которую проявляют в этом некоторые руководители городов и регионов, неуместна". Теперь Исхаков пытается окончательно прояснить позицию РПЦ. От Ватикана официального ответа пока нет, однако мэр Казани уверен, что "внутренне" Папа Римский уже решил этот вопрос в пользу Татарстана.