Между острогом и храмом

Рекомендации по раскрутке всего святого

08.04.2002

Правительство России приняло решение о восстановлении в Тобольске православных храмов и присвоении ему статуса культурно-исторического центра. Были обещаны и деньги. Но время идет, а средств от правительства нет. Восстанавливают исторические святыни Тобольско-Тюменская епархия и областная администрация.
Кого только Тобольск не видел! Протопоп Аввакум и декабристы Анненков с Барятинским отбывали сроки в страшном тобольском централе. Через город по этапу прошли Александр Радищев и Федор Достоевский. Последним тобольским узником был Николай II.
Он под охраной выходил к кремлевской стене и подолгу смотрел на город, расположенный в низине у реки. Жители города утверждают, что Тобольск мало изменился с начала века: так же стоят вдоль раскисших под осенним дождем дорог деревянные домики и между ними - церкви. Некоторые из них смотрят пустыми черными глазницами, некоторые уже убраны в строительные леса. Осклизлые деревянные ступени поднимаются к Тобольскому кремлю. Сохранилась в Тобольске расстрельная стена с желобом для стока крови и тот самый централ, превращенный ныне в общежитие для семейных учащихся духовной семинарии.
История города начинается в XVI веке. Он был основан сподвижником Ермака Дмитрием Чулковым и до 1917 года оставался центром Сибири. Духовным и экономическим. Только большевики перенесли столицу Сибири в Тюмень. Может, и к лучшему. Не все церкви взорвали. До октябрьского переворота в Тобольске их было 35, сохранилась едва ли половина. Полностью восстановлен только Софийский собор, в котором служит службы архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
Он, человек, искренне радеющий за восстановление православных храмов города, рассказал мне, как был поражен красотой Тобольска святейший патриарх. Алексий II был в Тобольске дважды и уже в первое посещение сказал, мол, вот мы говорим: Суздаль - жемчужина России, а Тобольск так же красив, но он еще и уникален, потому что находится в Сибири, в тайге.
Год назад президент подписал указ о восстановлении за государственный счет и возвращении православной церкви всех тобольских храмов. Городу был присвоен статус культурно-исторического центра. Правда, денег с того времени на восстановление ни город, ни епархия не видели. По словам отца Димитрия, помогают, как могут, прихожане и губернатор Леонид Рокецкий.
В последний раз в Тобольск губернатор пригласил и полномочного представителя президента по Уральскому округу Петра Латышева. Чиновники под проливным дождем обошли собор вместе с крестным ходом. Затем отец Димитрий показал им классы духовной семинарии, заполненные разновозрастными учениками. Всего их 670 человек.
Как пояснил мне пятикурсник Алексей, учиться в семинарию, регентскую и иконописную школы, а также в две гимназии приезжают молодые люди со всего бывшего Союза. Есть казахи, украинцы, белорусы. Сам Алексей родом из Свердловской области. С 14 лет состоял при храме. Сюда приехал сразу после школы по направлению прихода. Отучится и вернется.
Пока Леонид Рокецкий, Петр Латышев и отец Димитрий говорили с глазу на глаз, я ходил по семинарии. Ученики со строгими, но не постными лицами одеты в одинаковые полувоенные костюмы, и только некоторые из них в подрясниках.
Как пояснил мне Алексей, это выпускники-пятикурсники. Некоторые из них уже женаты. Чаще всего на слушательницах той же семинарии. Или студентках пединститута. Вот они-то, семейные, и живут в некогда грозном тобольском централе. Алексей говорит, что от камер ничего не осталось - комнаты оклеены обоями и вполне пригодны для проживания.
Отец Димитрий своими учениками гордится и говорит, что "это все молодежь, которая познает православные традиции и стремится возвратить духовные ценности, чтобы не жить так уныло и угрюмо, поражаясь только грехам и порокам. Забыв то богатство православной культуры, которым жил русский народ".
После беседы отец Димитрий рассказал, что Петр Латышев интересовался, как идет восстановление духовной жизни в Тобольске. По мнению архиепископа, представитель президента понял, что восстановление храмов - дело не только церкви, но и государства. Ведь если храмы брошены, то о какой духовной жизни может идти речь? Коснулись и такой важной проблемы, как передача церкви прихрамовых строений. По мнению отца Димитрия, передать их церкви необходимо. После ремонта и переоборудования в них можно будет разместить богоугодные заведения - госпиталь или сиротский дом. Сейчас же большинство из этих зданий пустует или используется не по назначению (чаще всего под склады).
"Профиль": А могут ли быть сглажены имущественные противоречия между государством и церковью?
Отец Димитрий: Могут. Но только тогда, когда будет правильно решен вопрос о передаче церкви ценностей. Тут нужно представить следующее: вот вас встретили, ограбили, отняли все. Потом поймали разбойников, и они должны все вернуть. Но никто ж не говорит, что вернуть должны все сразу.
"П.": Церковь готова принять здания в любом виде и сама их восстанавливать?
Отец Димитрий: Храмы должны быть возвращены церкви при материальной поддержке со стороны государства в их восстановлении. Я не хочу сказать грубо: в каком состоянии отняли, в таком и верните,- но все-таки государственная власть должна нести какую-то ответственность, проявлять заботу о сохранении этих памятников. Ведь это и есть наше отечество и наше государство. Не хлебом единым жить, но и теми духовными символами, которыми жил наш народ тысячу лет. Ведь самый страшный порок - бездуховность. Самый страшный порок - безнравственность. Когда человек не чувствует родства, связи со своими предками - отцом, дедом, прадедом, который жил триста лет назад. Это страшный порок. Это омервщление сознания. Это обретение некоего животного статуса.
Говорят, что каждый должен найти свою дорогу к храму. А их в небольшом Тобольске не перечесть. Только б не заблудиться в пути.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий