Корреспондент газеты "Сегодня" Наталья Бабахина встретилась с апостольским администратором для католиков Европейской части России архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.
- Ваше Высокопреосвященство, российские католики готовятся встретить последнее в этом тысячелетии Рождество. Все ли услышат праздничную службу в католическом храме?
- Не все. Из 220 католических приходов, зарегистрированных в России, 40% не имеют храмов. А приехать в города, где храмы существуют, могут далеко не все католики - диаспора разбросана по огромной территории России.
- 10 лет назад, когда был восстановлен статус Католической церкви в России, католиков в России было 600 тысяч.
- Их и сейчас столько.
- Пастырская деятельность не способствует увеличению этой цифры?
- Способствует, но есть другой процесс. Вы знаете, что немцы почти все уехали? Но радует то, что 70% крещеных - младенцы, а не взрослые, как это было в начале 90-х.
- Как отразился на деятельности священников закон о свободе совести?
- Закон 1997 года противоречив. Были большие баталии, но кое-что нам удалось. Нет, например, так называемых панроссийских организаций.
- Что это означает?
- Организация называется общероссийской, если ее приходы находятся в более чем половине субъектов Федерации. Для многих это было ужасно. Мы добились определения "централизованная общероссийская организация" - та, что имеет 3 зарегистрированных местных организации в разных субъектах. В преамбуле закона сказано: "четыре религии - православие, ислам, буддизм, иудаизм и другие". Вместо "конфессии" сказано "религии". Стыдно, что у нас в стране принят закон с грубейшей ошибкой в самом начале.
- Кто может способствовать улучшению закона?
- Русская православная церковь. Наша Церковь очень мала и инициировать какие-то изменения нам сложно.
- Как идет диалог с РПЦ?
- С 1994 года существует Межхристианский консультативный комитет, объединяющий около 30 зарегистрированных христианских конфессий. Сопредседатели: митрополит Кирилл, пастор Петр Коновальчик и я. Ведется диалог на уровне Ватикана и Московского патриархата. В Москве часто бывают высокие представители Ватикана, которые стараются встретиться с Патриархом. Но есть и трудности. Нас все еще обвиняют в прозелитизме на канонических территориях РПЦ.
- Что подразумевается под каноническими территориями?
- Мне это непонятно. Возьмем Польшу - это католическая страна, но там есть епархии православные, и митрополит Варшавский и всея Польши. Московский же патриархат утверждает: один город - один епископ. Но в Вильнюсе, Риге все епископы нормально сосуществуют. Прозелитизм - это переманивание из одной конфессии в другую: подкупом, посулами и т.д. Для меня это неприемлемо.
- Вас обвиняют в прозелитизме в открытую?
- Постоянно. Доктрина РПЦ: родился русским - принадлежишь нам, крещеный или некрещеный. Но если этот русский почему-то захотел стать католиком, я не буду спрашивать его национальность. Я спрошу: почему ты хочешь быть католиком? Год будешь готовиться и, если не раздумаешь, примешь крещение. И это называется прозелитизмом!
- Приезд Папы в Россию смог бы изменить ситуацию?
- Да, но священноначалие РПЦ говорит: мы готовы принять Папу, но сначала нужно прекратить прозелитизм.
- Есть ли еще примеры экуменических акций?
- В наших конференциях часто принимают участие православные. В Петербургской семинарии преподают два православных профессора. В нашем колледже в Москве много православных преподавателей.
- Какие проблемы вам приходится решать?
- Нормальный епископ должен заниматься только пастырскими проблемами. Но приходится быть прорабом: храмы - одна из главных проблем. Вторая - недостаток священников. В прошлом году в Петербурге были рукоположены первые трое священников через восемьдесят лет, в этом - еще пятеро. Сейчас в семинарии учится 80 человек, курс рассчитан на 6 лет.
- Смотрите ли вы каналы российского ТВ?
- Конечно. В основном новости. Иногда футбол, баскетбол, хоккей.
- Вы за кого-то болеете?
- Да, за "Спартак"! Когда жил в Литве - болел за "Жальгирис", когда в Белоруссии - за минское "Динамо".
- Что вы пожелаете читателям в преддверии Рождества?
- Хотел бы поздравить всех католиков и всех христиан, которые празднуют с нами Рождество, а также наших братьев православных, которые готовятся к своему торжеству. Пожелать, чтобы родившийся в вифлеемских яслях Господь всех одарил своей благодатью, верующих и неверующих.