По замыслу Петра Нижняя дорога проходила таким образом, что расположенные вдоль нее усадьбы были обращены лицом к Финскому заливу. Вокруг разбиты пейзажные парки и расчищены бухты. Сегодня все это великолепие оживает лишь на старых гравюрах. Реальность суровее: заболоченные земли у залива (вся комиссия неслась за губернатором, пачкая начищенные ботинки), старый консервный завод, заброшенный яхт-клуб с моторками на берегу да захваченные под мини-огородики земли... Все это придется снести.
Пока освоены первые 100 метров будущей 8-километровой дороги, которая станет грунтовой и практически пешеходной, - даже президентский лимузин здесь будет исключением, приоритет получат пешеходы, конники и велосипедисты. Если планы воплотятся в жизнь, пройтись будет приятно. По правую руку - развлекательно-туристический центр "Голландская деревня", пансионат "Нижняя дорога", парк аттракционов, яхт-клуб "Императорская гавань". По левую - Александровский парк, дворцово-парковые ансамбли "Михайловка" и "Знаменка" (бывшие дворцы Великих князей) и еще на три страницы наименований типа "ферма "Крейт" или "деревня "Поэзи". Плюс обширные лужайки перед дворцами, зеленые откосы каналов и проток, поля для мини-гольфа и выездки скакунов...
Сейчас в Александровском парке (еще летом он был похож на дремучий лес) прореживают деревья, сжигают старый валежник. Как рассказал журналистам Владимир Яковлев, на совещании с управделами президента Владимиром Кожиным решено создать наблюдательный совет по строительству морской резиденции Путина. В совет вошли сам губернатор, полпред Виктор Черкесов, нобелевский лауреат Жорес Алферов, директор музея-заповедника "Петергоф" Виктор Знаменов и другие, всего 15 человек. На Нижнюю дорогу деньги выделены из бюджета Санкт-Петербурга, а обустройство дворца возьмет на себя управделами президента, в том числе привлекая и инвесторов. По замыслу Кожина, Константиновский дворец в Стрельне будет не хуже, чем Рамбуйе под Парижем, Букингемский дворец в Лондоне или Кремль в Москве.
Санкт-Петербург