МИТРОПОЛИТ КОРНИЛИЙ НАПРАВИЛ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ЭСТОНИИ

Религия 
0
81
Время на чтение 4 минуты
Ваше Высокопревосходительство, глубокоуважаемый господин Президент!
Прискорбные обстоятельства взаимоотношений, сложившихся между возглавляемой мною Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и возглавляемым Вами Эстонским Государством, вынуждают меня снова обратиться к Вам, еще раз попытаться достучаться до Вашей души.
На заре церковного конфликта я писал Вам, господин Президент, как гаранту Конституции в надежде на справедливое решение вопроса. Но надежды наши не только не оправдались, но были, фактически, попраны.
Как нам известно, в 1994 г. премьер-министр Март Лаар, занимавший тогда это кресло в первый раз, взял на себя смелость обратиться к Патриарху Варфоломею с просьбой принять ЭАПЦ в свою юрисдикцию, утверждая, что большинство православных Эстонии хотят подчиниться Константинополю, и это будет поддерживаться Правительством. Поступок премьер-министра выглядел бы как самоуправство, если бы в 1995 г. аналогичное письмо Патриарху Варфоломею не направили бы и Вы, Господин Президент, а затем и евроминистр Эндель Липмаа, что недвусмысленно показало, что Государство не пытается создать хотя бы видимости нейтралитета к нашим внутрицерковным спорам и откровенно поддерживает одну из сторон.
В коммюнике Синода Константинопольского Патриарха от 20 февраля 1996 г. прямо говорится, что Вселенский Патриарх решил принять в свою юрисдикцию отколовшиеся от нашей ЭПЦ приходы "внимая настоятельным просьбам эстонского правительства".
С тех пор нами было предпринято много шагов для преодоления конфликта. Было расторжение молитвенного общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, были переговоры, на которых стороны восстановили это общение, подписав соглашение о равноправном размежевании, попеременном служении на "спорных" приходах и т.д. Мы выполнили все условия, противная сторона - ни одного! Ради братской любви, мы пошли на компромисс, согласившись, чтобы у церковной структуры Константинопольского Патриархата были равные с нами права, хотя каноны не предусматривают деятельности двух автономных Православных Церквей на одной территории. Теперь же, добившись этой уступки и злоупотребив нашим доверием, они настаивают на "канонической правде".
В годы советского режима здесь все правящие иерархи были гражданами Эстонии, никаких внутринациональных трений не существовало: мы молились вместе, и прихожане эстонских приходов, которые я посещал в первые годы своего архиерейства, всегда принимали меня с искренней любовью и радушием. Когда же возник вопрос о разделении по национальному признаку (что в корне противоречит Евангельскому христианскому учению), был предложен, ради церковного мира, путь добровольного размежевания (решение о котором было принято на общем Соборе всех православных приходов Эстонии в ноябре 1993 г.). Но под давлением государственных чиновников, присутствовавших на всех собраниях отколовшейся от нас структуры Стокгольмского Синода, этот путь был закрыт.
И Государство не остается нейтральным до сих пор.
Нам пытаются внушить, что Правительство не желает конфликта и стремится зарегистрировать нашу Церковь. Однако последние события убеждают в обратном.
Мы пошли на все возможные уступки для легализации положения ЭПЦ МП. Государство не сделало ни одной! Изменился только тон общения, но вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, беспрецедентная попытка перекроить церковную жизнь по мирскому шаблону, вопреки всем положениям Конституции и Международному праву, перешло всякие границы. Мало того, что Государство взялось предложить свой вариант Устава, но оно вторглось уже и в область церковного канонического права, предложив Церковь переименовать в Епархию (что равносильно тому, чтобы кто-то извне предложил Республику переименовать в область!) и вовсе дойдя до беспредела - исключив в разделе "Иерархия клира" архиерейский сан митрополита!!!
Все эти годы мы не просто отстаиваем свои юридические права. Суть не в церковном имуществе - мы с самого начала заявляли, что для нас главное не леса и земли, а наши храмы и святыни, созданные нашими предками, т.е. то, что нам необходимо для совершения богослужений и делания на ниве православно-духовного просвещения, то, что мы оберегали от расхищения и поругания в период тяжких атеистических гонений.
Добиваясь признания исторического и канонического правопреемства, мы добиваемся свободы от вмешательства в нашу внутреннюю жизнь и от навязывания иного понимания церковной истории. Мы не можем принять ярлык "оккупационной Церкви", потому что Русская Православная Церковь - это Церковь мучеников и исповедников. И не "рука Москвы" здесь в Эстонии, а мы, православные на эстонской земле, протягиваем свои руки к своей Матери-Церкви, моля ее о духовной помощи и поддержке и получая ее, черпая силы в огромном ее наследии, у ее святынь, в ее монастырях, у ее чудотворных икон, а на Святой Патриарший Престол Русской Православной Церкви избран гражданин Эстонской Республики по рождению!
И мне, также гражданину Эстонской Республики, предки которого покоятся здесь в Таллинне с начала XIX века, мне, отбывшему срок заключения в советских лагерях за то, что в моей библиотеке хранились книги, приобретенные в период довоенной Эстонии, начавшему свое церковное служение еще тогда, мне особенно горько и обидно слышать непонятные слова о некоем "новообразовании", да еще и "оккупационном" в применении к той Церкви, в которой я вырос, где бок о бок служил со многими священниками, рукоположенными в 20-е, 30-е годы прошлого века и продолжавшими свое служение в советские годы (часто в тех же самых храмах).
Во все времена Церковь несла в жизнь свою спасительную миссию. Моя паства насчитывает около 100 тысяч верующих, большая часть которых живет в нищете, получая мизерные пенсии, часто не имея гражданства. И, несмотря ни на что, ни на советские гонения, ни на притеснения теперешние, нельзя убить веру, нельзя уничтожить Церковь. Зарегистрированная или нет, она продолжает жить. Нас могут выгнать из храмов (как это было в Валга и Успенском приходе в Тарту), зарегистрировать в Константинопольской юрисдикции приход без ведома настоятеля (как это было в Хаапсалу), но мы будем молиться на кладбищах, на улице, в домах. Наша Церковь все равно есть и будет!
Мы смирялись и уступали, мы терпим вот уже восьмой год, но допустить вмешательство в основы нашего канонического права - против нашей христианской совести. Допустив это, мы перестанем быть Православной Церковью и превратимся в непонятную секту, предавшую основы своего вероучения. Не этого ли добивается Государство, отказывая нам в регистрации, вопреки собственным законам и Конституции?
И неужели же Эстонской Республике (моей родине!) нужен этот конфликт, который не прибавляет ей авторитета на международной арене, который, в конце концов, отражается на течении жизни всего населения Эстонии, ухудшая экономические взаимоотношения с Россией, которая, безусловно, не может оставаться равнодушной к оскорблению религиозных чувств, стеснению свобод православных верующих, своих единоплеменников, и вмешательству во внутреннюю жизнь Церкви.
Как Вы объясните свое нежелание мира и добра Церкви, в основе учения которой только ДОБРО и МИР?!
С уважением
+ КОРНИЛИЙ, МИТРОПОЛИТ ТАЛЛИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ
16 июля 2001 года
Страна.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27