Кто программирует матрицу?

Рецензия на американский фильм "Матрица"

0
332
Время на чтение 5 минут
Что такое "Матрица"? Главный образ на котором построен новый голливудский шедевр заставляет задавать философские вопросы. Ведь фильм-то философский. И даже богословский.
Представьте себе гигантский кинотеатр, оборудованный по последнему слову техники - отличный звук, картинка создающая иллюзию присутствия. Замурованные в свои кресла, погрузившись в виртуальную жизнь на экране, сидят несчастные зрители. Их собственная (реальная) жизнь почти ничтожна - к тому же она начинает восприниматься в образах, видимых на экране: так девушка, сидящая рядом, как-то связывается с героиней фильма, сам ты почти ощущаешь себя суперменом, уже готовым сказать себе "я - избранный, бог - я". Так возникает деление на два мира - мир "реальный" и мир "иллюзий", причем неизвестно, какой же из них более настоящий, более подлинный. По крайней мере, энергичные фигуры движущиеся на экране живут заведомо более полной жизнью, чем вялые зрители прикованные к своим местам.
Создатели фильма "Матрица" доводят это распорядок до конца. И в этом смысле именно в "Матрице" кинематограф наконец-то достигает вершины своего самопознания. Расклад такой: весь мир погружен в виртуальную реальность. Народу кажется, что он живет полной жизнью в конце ХХ-ого века, на самом деле все не так. На самом деле на дворе XXII век и миром управляют захватившие власть машины - они посадили людей в пробирки и показывают им грандиозное кино - создают тотальную иллюзию. Мир, в котором, как им кажется, люди живут, на самом деле вообще не существует.
Жизнь лишь компьютерная симуляция. Сюжет фильма - повествование о неких посвященных "Посланцах Зиона" (!), которых вырвали из пробирок, в результате чего они познали иллюзию, и теперь борются против Системы. В фильме показан решающий момент этой борьбы - история инициации и деяний "избранного" Нео (в начале фильма - банального компьютерщика господина Андерсона), который предречен некоей Пифией, чтобы стать Спасителем человечества от тиранической власти машин, создавших компьютерную иллюзию.
Вообще сюжет фильма чисто гностический (или если угодно оккультный). "Матрицу" можно рассматривать как почти классический киноучебник, открывающий простому народу разного рода масонские премудрости. Причем замечательно, что здесь нет никакой дешевизны! Фильм открывает только то, что составляет самое ядро гностико-масонского учения, по крайней мере доступного для непосвященных: гностическую космологию (учение о мире), сотериологию (учение о спасении и "Спасителе") и учение о инициации (путь "посвященного").
Начнем с космологии. В фильме сообщается, что мир, в котором людям кажется, что они живут, на самом деле создан ужасной бездушной машиной - "Матрицей". Разумеется, всякому кто интересовался историей мистических учений ясно, что это всего лишь вариант популярной как в древних гностических сектах, так и в тайных обществах Нового времени идеи о том что мир на самом деле создан бездуховным (и поэтому злым) существом - Демиургом, который сам был порожден на поздних этапах эволюции "высших эонов" в результате печального недосмотра. Понятно, что этот миф является радикально не христианским и вообще противоречащим любой позитивной духовной традиции, для которой Создатель нашего мира - все-таки благой Бог.
Учение о "Спасителе" и "спасении", изложенное в фильме воскрешает ересь древних докетов, которые учили о призрачности и иллюзорности Тела Христа-Спасителя жившего среди людей и распятого. Докетизм - условность тела и телесности - в фильме идет даже дальше древней ереси - иллюзорным здесь является не только тело "спасителя" - Нео, но и вообще всех людей.
Наиболее интересны, правда, не эти идеологические мотивы, а более практическая часть - рассказ о жизненном пути героя-избавителя. Этот рассказ выдержан в соответствии с классической схемой: инициация (пробуждение) героя - его обучение - испытание - смерть - второе рождение("воскресение") и самообожествление "избранного".
Все диалоги сцены и ритуалы на каждом этапе при этом выдержаны со строгим педантизмом. Они насыщенны многообразными скрытыми цитатами из разных популярных в эзотерических кругах сочинений от "Парсифаля" Вольфрама фон Эшенбаха - вплоть до новейших сочинений оккультного толка. Разберем по порядку.
В начале фильма простой компьютерщик господин Андерсон проходит обряд инициации, который осуществляется посвященными - с эзотерическими именами Морфиус и Тринити (то есть Троица). Обряд осуществляется весьма грамотно, в несколько этапов, со встречами сначала на не сакральной (дискотека), а потом и сакральной территории. В результате инициации Андерсон также получает эзотерическое имя Нео и приобщается к тайному обществу "Детей Зиона" (то есть конечно Сиона), плавающих на корабле "Новохудоносор". Неофит узнает, что мир обычных людей (профанов) - всего лишь иллюзия, внушенная "Матрицей", поэтому с ним можно и обращаться по-свойски. В частности, можно безболезнено (и для их же блага, разумеется) уничтожать профанов, ставших "друзьями системы".
Замечательно, при этом, что весь антураж героев, борцов с Системой в фильме, удивительным образом напоминает зрелую эстетику Третего Рейха с его суперменством и самоизбранничеством. А прекрасные форменные черные кожанные плащи героев для российского зрителя не могут не ассоциироваться с чем либо иным, как с одеяниями незабвенного Штирлица и его друга Мюллера. В то же время агент "Матрицы" Смит выступает в обличье "тупоголового янки". Как мы это понимаем!
Дальше Нео проходит процедуру магического обучения при помощи волшебных компьютеров (между прочим, изучает ритуалы восточных единоборств). Затем он проходит и ритуальное испытание, связанное с рядом подвигов - поединков с агентами Системы - а также, что более существенно, выбором между жизнью и смертью и спасением "Учителя" - Морфиуса. После того как Нео успешно прошел все испытания и убедил всех, что он и есть "Избранный", случается самое главное - смерть, воскрешение и самообожествление героя. В результате которого он говорит себе "Я - избранный" и становится "как бог".
Именно это и есть конечная цель всего. Убедить себя в собственном величии и посредством этого получить магическую власть над миром - это и есть цель духовного процесса, показанного в фильме. Вообще вся мистика "Матрицы" подчеркнуто анти-христианская. Дело не только в том, что Нео выводится как второй (после Христа) "Спаситель" пришедший к тому же "во имя свое" - то есть в христианской традиции как анти-христ. Дело и не только в подчеркнутом использовании либо только до-христианской (ветхозаветной), либо пост-христианской (оккультной) символики. Это все можно списать на творческую самобытность авторов картины. Важнее то, что духовный путь, предписанный в фильме - путь гордости, бунта и самообожествления - радикально противостоит христианскому пути смирения и обожения свыше.
В то же время иллюзорная докетическая двоиственность реальности и иллюзии, стоящей по ту сторону добра и зла имеет свою логику. Поэтому я рискну порекомендовать создателям фильма сюжет для "Матрицы-2". Разумеется, его основная идея должна содержаться в строгой тайне, иначе ничего не получится. Идея же эта вот какая. На картину выделяется скромный бюджет, равный примерно бюджету небольшой российской губернии, пишется сценарий, фильм снимается, но его содержание держится в секрете. Затем устрояется грандиозная мировая премьера. На первый показ собираются ведущие кинозвезды, режиссеры, критики, политические деятели и топ-модели. Показ начинается. Высокая публика бьется в восторге. Напряжение нарастает и вот…В тот момент когда развитие действа достигает высшей точки, начинается перфоманс. Появляются до зубов вооруженные и тшательно одетые герои и методически расстреливают экран и всю видео и звуковую аппаратуру. Публика бьется в экстазе и в этот момент на сцену выходит герой по имени ЛЮЦИУС и сообщает людям новую весть: "Радуйтесь! Вы свободны. Мы освободили вас от иллюзии. Теперь начинается настоящая жизнь. Добро пожаловать в пустыню реальности". И в этот момент стены кинотеатра обрушиваются...
sap@ihst.ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Леонидович Сапрыкин
Об образовательной концепции для России
Обращение к Архиерейскому Собору 3-5 октября 2004 года
21.09.2004
Православная культурная альтернатива
Приглашение к дискуссии
11.06.2001
"... ОДИН НАРОД, ОДНА СТРАНА, И ОДИН БОГ, И ОДНА ЦЕРКОВЬ"
Интервью с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем
08.01.2000
Все статьи Дмитрий Леонидович Сапрыкин
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Сергей из НН
25.11.2024 07:16
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 06:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34