Борисов городок

Царев-Борисов городок возник в конце XVI века на южной границе государства как один из форпостов против крымских татар...

Общество 
0
681
Время на чтение 7 минут

Конец XVI века - "время Бориса Годунова" - чрезвычайно интересный период в истории русского зодчества, когда создавался московский "Белый город", возводились стены Смоленска, строились новые города - Курск, Кромы, Ливны, Елец, Оскол и Валуйки на реке Оскол, Воронеж "на Дону на Воронеже", Белгород на Донце. Среди них два приняли имя Бориса Годунова: Царев-Борисов при слиянии Оскола и Северного Донца и Борисов городок на высоком берегу Протвы.
Царев-Борисов город возник на южной границе государства как один из форпостов против крымских татар. Он участвовал в восстании Ивана Болотникова, в Смутное время признал Лжедмитрия I; впоследствии был разрушен.
Борисов городок строился в двадцати километрах от Можайска, тоже как пограничная крепость на подступах к Москве и одновременно - царская резиденция. Ансамбль, состоявший из великолепной шатровой церкви Бориса и Глеба и дворца, начал создаваться в селе Борисове, когда Годунов еще был боярином1.
В 1606 году Борисов городок был занят Иваном Болотниковым, потом служил опорным пунктом в борьбе с польскими интервентами. После смерти Бориса Годунова и убийства его сына царский дворец и службы очень скоро оказались заброшенными и со временем уничтожены. Борисов городок до 1731 года состоял в ведомстве Можайской воеводской канцелярии, потом его приписали к Верее, а в 1773-м он снова отошел к Можайску.
К 1775 году церковь Бориса и Глеба обвалилась и лишилась креста. Между тем Географический словарь 1788 года говорит, что она "искусным мастерством представляет царское великолепие. Внутри колокольни (так названа здесь церковь. - Т.В.) сделана каменная лестница, по которой до самого верху, где кресту быть, всходить можно".
В настоящее время от Борисова городка остались округлая площадка размерами 75 на 60 метров, ров глубиной до 2 метров, фрагменты белокаменных фундаментов башен и стен. На площадке - могилы времен гражданской и Великой Отечественной войн. Церковь и дворец утрачены полностью.
В архивах Москвы и Санкт-Петербурга хранится много чертежей, актов и описей "Города Борисова" XVII - XVIII веков, позволяющих реконструировать его стародавний облик. Самым древним (конец XVII века) является, вероятно, "План города Борисова и его окрестностей"2: аксонометрическое изображение крепости, церкви Бориса и Глеба, каменной колокольни, казачьей слободы с деревянной церковью, места поселения пушкарей и бобылей и "лебяжьего дома".
К концу XVIII - началу XIX века относится "План Борисову Городку, построенному Борисом Годуновым"3. Здесь уже мы видим "часть каменной стены", церковь Бориса и Глеба, церковь "села Борисова", крестьянское строение и мельницу на реке Протве. Прилагаются и чертежи церкви Бориса и Глеба на отдельных листах. Они сопровождаются "Выпиской из журнала главнокомандующего в Москве, при осмотре им той губернии", в которой дано краткое описание церкви и остатков крепости: "Между городами Можайск и Верея на горе весьма высокой стоит Борис городок, построенный царем Борисом Годуновым, на берегу реки Протвы из белого тесанного камня (здесь и далее выделено мной. - Т.В.), стена во многих местах уже упала, как и две башни; в расстоянии саженях ста от оного городка построена башня готической работы прекрасной, которая также требует поправки, а паче, что медью крытая крыша поржавела, и сквозь оную внутри течь. Работа тех древних веков столь хороша, что без сожаления и сломать не можно. Вышина ж оной равенствует4 Ивану Великому; но та башня многим лучше, и легче и в правилах совершенных готической архитектуры; и весьма малым бы коштом могла быть поновлена.
Сей городок и башня окружены селением экономических деревень, но внутри городка нет никакого жилья. И так по не присмотру везде железо в перемычках выломано; но со всем тем трещин капитальных нет"5.
Большой интерес представляют также "План Городка Борисова с показанием около оного ситуации" и "Фасад церкви, крепости Борисова городка от реки Протвы" (XIX век), хранящиеся в фондах ГНИМА.
На основании перечисленных архивных материалов можно провести достаточно подробную реконструкцию. Центром архитектурного ансамбля являлась белокаменная крепость полукруглой формы с четырьмя башнями и двумя воротами, окруженная глубоким рвом. Диаметр крепости в плане - около 90 метров. Башни и ворота имели шатровое завершение. Стены венчались зубцами схожей с зубцами Московского Кремля формы (так называемый "ласточкин хвост"). Глубина рва составляла не менее 20 метров. Через ров были перекинуты деревянные мосты. К крепости примыкал деревянный острог на земляном валу. В 1600 - 1603 годах насыпали дамбу, образовавшую большое искусственное озеро, построили конюшенный и лебяжий дворы, вырастили фруктовые сады. С юго-западной стороны, за глубоким оврагом располагался "лебяжий дом" и жили "пушкарские босяки". Чуть выше по течению Протвы был мост и плотина, благодаря которой участок напротив крепости заливался водой, - при этом оставался остров.
С востока к крепости примыкал царский двор с церковью Бориса и Глеба, отдельно стоящей звонницей и, вероятно, деревянным дворцом. Особенно примечательной была Борисоглебская церковь - вне крепости на высоком берегу реки. Вышеупомянутые архивные графические и письменные материалы позволили исследователю П.А.Раппопорту воссоздать ее облик. Церковь задумывалась как символ недавно воцарившейся новой династии - Годуновых6.
Крепость и царский двор полукругом огибала главная улица села - Казачья слобода. Ее название говорит само за себя. Исследователь В.К.Ушаков пишет: "Сейчас известно, что крепость Борисова городка играла значительную роль в войне с поляками. Сын короля Сигизмунда Владислав, претендовавший на русский престол, в 1617 году вновь начал боевые действия. В ноябре 1617 года, чтобы преградить дорогу Владиславу, в Можайск были посланы воеводы Б.М.Лыков и Г.Л.Валуев с отрядом войск, в котором насчитывалось 400 татар и 1600 казаков. Все попытки захватить Можайск не приносили успеха. Так же держала оборону и крепость Борисова городка. Польский автор писал, что шляхтичи собрались "высадить ворота петардою, но сии надежды, однако, не сбылись - ров был так широк, что действовать петардою не было никакой возможности. Ходкевич приказал войску броситься на приступ, оно раза два пыталось на сие и оба раза было отбито".
В 1619 - 1620 годах 105 казаков было поселено рядом с Можайском в Борисовом городище на бывшей десятинной (т.е. церковной) земле. На посаде "против городовых задних ворот" казакам были отведены дворовые места. Земля в Борисове не была размежевана, и, по словам очевидца, "были у них за землю брань и бой великой"7.
Композиционным центром Казачьей слободы являлась площадь с деревянной церковью, непосредственно примыкавшая к царскому двору. Ограда вокруг него нигде не показана, но, по-видимому, она была. Через слободу проходила "Большая дорога из города Можайска в город Верею". Название церкви на планах отсутствует, но из других документов известно, что "в селе Борисове значилось место, где был храм во имя Иоанна Предтечи, выстроенный прихожанами и сожженный литовцами"8. По писцовым книгам 1629 года в селе значится место храма Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Обновления храма Воскресения Христова в 1628 году числилась как приходская в Малоярославской десятине. В 1767 году ее ветхий иконостас заменили новым. В 1811 году вместо деревянной возвели каменную церковь Воскресения Христова с приделами во имя Собора Пресвятой Богородицы и мучеников Бориса и Глеба. Под Борисоглебским приделом погребен благотворитель - крестьянин Матвей Яковлев, около храма - представители родов Савельевых и Померанцевых9.
Все эти данные позволяют графически реконструировать вид Борисова городка рубежа XVI - XVII веков. В начале XIX столетия он был полностью уничтожен, поселение же при нем сохранилось и продолжало жить своей жизнью.
Сведения о селе Борисове довольно скудны. "В уезде города Можайска на десятой версте по дороге в город Верею, на берегах реки Протвы находится Борис-городок, построенный Борисом Федоровичем Годуновым. Здесь была небольшая каменная четырехугольная крепость (вероятно, автор зафиксировал только то, что оставалось от крепости тогда. - Т.В.) с угловыми башнями, имевшая протяжение вокруг 180 саженей. Внутри возвышался храм Борисоглебский, замечательный по прекрасной и богатой архитектуре и по величине колокольни, превосходившей Кремлевскую - Ивановскую. Здания, построенные Годуновым, сломаны, а из материалов сооружена в 1809 году существующая ныне церковь. Борис-городок именуется ныне селом Борисовым удельного ведомства и разделяется на слободы: Удельную, Смоленскую, Заруцкую, Непахатную и Пушкарскую"10. Здесь содержится важная информация о количестве и названии слобод в селе Борисове на описываемый период, хотя церковь Бориса и Глеба названа колокольней, а ее месторасположение указано внутри крепости.
О борисовских слободах читаем и в Экономическом камеральном описании за 1800 год: "Городка Борисова Смоленская слобода казенкова ведомства Андреевской волости: число дворов - 60; по ревизии душ - мужских 198, женских 179". Заруцкая слобода (новое название Казачьей слободы) в 1800 году принадлежала Экономическому ведомству. В ней насчитывалось 62 двора (165 душ мужчин и 183 - женщин). "Заруцкая слобода по обе стороны реки Протвы. Церковь деревянная Обновления храма Воскресения Христова. И по обе стороны Больших дорог, соединяющихся из городов Вереи и Медынска в город Можайск. На реке мучная мельница о трех поставах, действие имеет во всякое время, пользуются крестьяне. На реке плавучий мост обывательского содержания... Крестьяне состоят на оброке, промышляют извозом... Женщины упражняются в пряже льна и ткании холстов".
Итак, село Борисово в XIX веке представляло собой довольно крупное поселение. Пять дорог сходились в нем. Три дороги, в том числе Старосельская и Можайская, образовывали треугольную площадь. Еще одна проходила через вершину треугольника перпендикулярно к главной улице, на западе вливавшейся в также треугольную площадь, обозначенную на историческом плане как "площадь с амбарами жителей", и далее переходящая в дорогу, название которой плохо читается. С востока к главной улице примыкала трапециевидная площадь с церковью Воскресения Христова и с небольшим прудом в центре.
Археологами были обнаружены здесь остатки кирпичеобжигательных печей - их продукция, вероятно, использовалась при возведении крепости Борисова городка.
Изучение историко-архитектурного ансамбля Борисова городка еще не закончено. Он уникален - прежде всего за счет церкви Бориса и Глеба, превзошедшей высотой и масштабами все существовавшие до нее каменные шатровые храмы и как бы идеально, итогово воплотившей этот тип построек на Руси в XVI веке11. По своей красоте и величию она сравнима с церковью Вознесения в Коломенском. Неслучайно некоторые ученые считают, что ее зодчим мог быть прославленный Федор Конь.

1Раппопорт П.А. Борисов городок. М., 1955. № 44. С. 59-60; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 60.
2РГАДА. Ф. 27, д. 484, ч. 3, ед.хр. 41.
3РГВИА России. Ф. 418, д. 476.
4Здесь некоторая неточность, повторяющаяся и в других изданиях. Первоначально колокольня Ивана Великого имела высоту 60 метров, после надстройки в 1599 - 1600 годах Борисом Годуновым высота ее с крестом стала 81 метр. Высота же "каменной церкви, построенной во имя благоверных Бориса и Глеба", составляла 34 сажени и 2 аршина, то есть примерно 74 метра, но по чертежам и "Выписке" трудно судить - с крестом или без креста. Вероятно, все же без креста. Тогда с крестом, высота которого могла быть 5-6 метров, получаем отметку около 80 метров, так что церковь Бориса и Глеба была ниже колокольни Ивана Великого примерно на 1 метр.
5РГВИА России. Указ. соч.
6Дата освящения церкви - 1601 год - была уточнена А.Л.Баталовым.
7Ушаков В.К. Казаки в Можайске (XVI - XVIII века) // Макарьевские чтения. 1995. C. 82.
8Скворцов Н.А. Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). М., 1907.
9Можайские акты 1506 - 1775. Сообщил архимандрит Дионисий. СПб., 1892. С. 485, 492, 494, 501-502.
10Величков А.Н. Город Можайск, его святыни и окрестности. М., 1880.
11Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI - XVII веков. М., 1994. С. 168.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04