Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Акварели из собрания музея МХАТ

Л.  Савельева, Московский журнал

01.08.2000


Барон М.Л.Боде-Колычев 25 лет собирал роскошно оформленный альбом ?Боярский род Колычевых?, который сейчас хранится в музее МХАТа. …

Бароны Боде - выходцы из французской провинции Турень, переселившиеся в Германию. Во времена французской революции, лишившись большей части своих владений, по приглашению императрицы Екатерины II они прибыли в Россию. Барон Карл Боде, присягнув на русское подданство, принял имя Карла Илларионовича1. Один из четырех его сыновей - Лев Карлович (1787 - 1859) воспитывался в Шкловском кадетском корпусе, стал портупей-юнкером в лейб-гвардии егерском полку, участвовал в сражении под Гутштадтом, а затем в битвах под Дрезденом и Лейпцигом, получил ранение, что не помешало ему завершить заграничный поход 1813 - 1814 годов; вышел в отставку в звании полковника. С 1831 года - камергер, с 1840-го - барон Российской империи, с 1842-го - гофмаршал. Был женат на Наталье Федоровне Колычевой.
В должности вице-президента Московской дворцовой конторы Лев Карлович Боде осуществлял надзор над строительством Большого Кремлевского дворца, по окончании которого в 1849 году получил золотую медаль с бриллиантами и чин обергофмейстера2. 
Домашним учителем в семействе барона служил Ф.И.Буслаев. К моменту его появления в селе Покровском-Мещерском Подольского уезда3 у Льва Карловича было два сына - Лев и Михаил и шесть дочерей: Анна, Наталья, Марья, Екатерина, Елена и Александра. "Старший сын Лев Львович служил в лейб-гвардии, а старшая дочь Анна находилась в Зимнем дворце фрейлиною при особе императрицы Александры Федоровны, которая ее очень любила"4. Четырнадцатилетнего Михаила Ф.И.Буслаев готовил к поступлению в старший класс Пажеского корпуса, а Александру и Елену учил русскому языку.
Барон Михаил Львович Боде (1824 - 1888) по окончании Пажеского корпуса служил в придворном ведомстве, впоследствии был помощником начальника Оружейной палаты и вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя. В 1864-1869 годы он - почетный член Общества любителей духовного просвещения. Впечатления детства, влияние Ф.И.Буслаева и председателя Общества истории и древностей Российских графа С.Г. Строганова (Михаил Львович был женат на его племяннице А.И.Чертковой) дали толчок к историческим изысканиям М.Л.Боде. Двадцать пять лет жизни посвятил он истории старинного боярского рода Колычевых, после смерти последнего представителя которого по мужской линии в 1876 году барон стал Боде-Колычевым. Объемный, роскошно оформленный его труд "Боярский род Колычевых" вышел в свет в 1887 году тиражом 200 экземпляров.
Михаил Львович собирал документы и предметы старины, связанные в основном с историей родов Боде и Колычевых. Коллекция, библиотека и собрание фамильных портретов размещались в подмосковном имении Лукино Звенигородского уезда и в доме Долгоруковых-Боде на Поварской улице в Москве, который, по выражению А.П.Бахрушина, представлял собой "музей средневековых достопримечательностей"5.
Вспоминая Лукино, Ф.И.Буслаев писал: "Это архив боярского дома Колычевых с присоединенным к нему Колычевским музеем. Здесь хранятся книги, рукописи, исторические документы в свитках и листах; фамильные мемуары и другие источники, которыми Михаил Львович пользовался впоследствии для своих исследований. Камзолы бояр Колычевых в течение всего XVIII века, дары Петра и другие семейные реликвии Колычевых... Некоторые из коллекций относятся к позднейшему времени и имеют много трогательного: туалетные принадлежности Натальи Львовны, четки, молитвенник, образок и другие благочестивые предметы из смиренной кельи Марии Львовны"6.
В начале 1930-х годов Комиссия по организации в Москве Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики приобрела альбом, собранный Михаилом Львовичем и надписанный им: "Рисунки барона Льва Львовича Боде 1840 до 1850 годов". Сохранился и другой альбом - зеленой кожи с тиснением и бронзовыми застежками и с владельческой надписью печатными буквами на обороте крышки: "Альбом Боде". Вероятно, он принадлежал самому Михаилу Львовичу Боде-Колычеву. В него вклеены рисунки князя Г.Г.Гагарина, князя П.М.Волконского, А.Е.Тимашева, подписной акварельный рисунок баронессы Анны Львовны Боде, рисованное изображение ее фрейлинской комнаты в Зимнем дворце (1841), карандашный портрет Николая I, стоящего за рабочей конторкой, с сопроводительной надписью: "Списан с Чернышевского Гатчинского альбома б.Анны Львовны Боде", а также фотографии дома Боде на Поварской, виды Рима, фотопортреты самого Михаила Львовича и Марии Львовны (монахини Паисии)7.
Среди семейных документов архива Боде-Колычевых в ГАРФ хранятся три альбома: два из них, принадлежавшие барону М.Л.Боде-Колычеву, содержат фотографии, программки спектаклей, пригласительные билеты; в третьем собраны документы и рисунки, связанные со службой баронессы Анны Львовны при дворе.
В коллекциях М.Л.Боде-Колычева сохранились автографы императрицы Анны Иоанновны, Людовика XVIII, Вильгельма I, императрицы Евгении - жены Наполеона III, Фридриха Георга Августа, принца Гессен-Дармштадтского, А.В.Суворова, митрополита Московского Филарета, епископов и митрополитов Русской Православной Церкви (их письма к барону Л.К.Боде), а также карандашные портреты Николая I и Александра II с пометой: "Собственность Анны Львовны Боде"8.
В 1934 году был опубликован рисунок из альбома, принадлежавшего Наталье Федоровне Боде (урожденной Колычевой), приобретенный еще А.А.Бахрушиным для театрального музея: бал у Трубецких, среди персонажей - А.С.Пушкин. Автор публикации приписывает этот детский рисунок баронессе Наталье Львовне Боде (любительские рисунки в отличие от профессиональных обычно не подписывались)9.
Таким образом, облик собрания М.Л.Боде-Колычева как единого целого на сегодняшний день до конца не выявлен. Здесь мы подробнее расскажем о его части, оказавшейся в музее МХАТа. В 1926 году в издательстве Мосгубрабиса Музеем Московского Художественного театра была приобретена обтянутая красной объярью папка из архива Боде с 31 акварельным рисунком10 - большей частью интерьеры усадебного дома. Можно предположить, что это копии, среди которых есть и работы художника Ф.А.Клагеса (1814 - ?) - ученика А.П.Брюллова и М.Н.Воробьева, участвовавшего в постройке храма Христа Спасителя.
Зачем МХАТу понадобились рисунки "из архива Боде"? Возможно, имел значение факт знакомства К.С.Станиславского с бароном С.Л.Боде: оба принимали участие в гастрольном спектакле "Бесприданница", сыгранном в 1897 году в Туле Обществом искусства и литературы и артистами Малого театра. В записной книжке К.С.Станиславского за 1897 год упомянуто имя Марии Александровны Боде - актрисы, рекомендованной ему артистом Малого театра И.И.Геннертом. Театр мог заинтересоваться этими рисунками и в связи с возобновлением в 1925 году спектакля "Горе от ума". 
В числе публикуемых рисунков из собрания Музея МХАТ - акварель художника К.И.Кольмана (1786 - 1847), датируемая (по подписи) 1814 годом: интерьер кабинета баронессы Елизаветы Дмитриевны Розен (урожденной графини Зубовой) - фрейлины, жены барона Григория Владимировича Розена, состоявшего в переписке с бароном Л.К.Боде11. Еще одна акварель - мастерски исполненная жанровая сцена - скорее всего, также принадлежит кисти профессионального художника. Кольмана?
На выставке Иконография интерьеров "Дом сороковых годов" в Бытовом музее 40-х годов, куда поступили экспонаты коллекций М.Л.Боде-Колычева из имения Лукино, экспонировались, очевидно, акварели того же Кольмана - "Спальня Александра I в Зимнем дворце" из собрания Исторического музея и "Каморка маляра" из частного собрания12.
Акварели "Свадьба баронессы Екатерины Львовны и Павла Александровича Олсуфьева", зарисовки интерьера кабинета баронессы Натальи Львовны в Кремле и комнаты, в которой она скончалась 30 ноября 1843 года, вероятно, выполнены Анной Львовной Боде, старшей сестрой М.Л.Боде, увлекавшейся акварелью, о чем свидетельствуют ее дневниковые записи13.
Рисунок черной тушью на голубоватой бумаге, изображающий сидящего в кабинете мужчину, сделан, скорее всего, с натуры и подписан двумя латинскими буквами: "С.В." Можно допустить, что автором являлась баронесса Екатерина Львовна Боде или одна из двоюродных сестер детей Л.К.Боде - Климентина Андреевна или Климентина Климентьевна.
Все рисунки принадлежат к жанру так называемой "комнатной" живописи и имеют для нас сегодня ценность исторического документа, отражая взаимное влияние живописи, театрального искусства и литературы первой половины XIX века.

    1Российская родословная книга, издаваемая кн. Петром Долгоруковым. СПб., 1855. Ч. 2.
    2Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т.3. С.159.
    3Не эту ли подмосковную упоминает А.П.Чехов в 1894 году в своем письме А.С.Суворину из Мелихова: "В 17 верстах от меня есть село Покровское-Мещерское; тут в старой барской усадьбе теперь губернское земское психиатрическое заведение; директор д-р Яковенко. 4-го мая сюда съезжались врачи земские со всей Московской губернии, числом около 75. Был и аз"... (Чехов А.П. Соб.соч. и писем. М., 1949. Т.IV. С.145).
    4Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897.
    5Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 53.
    6В настоящее время документы и вещи коллекции хранятся в Историческом музее, в Государственном архиве Российской Федерации, куда в 1963 году влились документы из Центрального государственного архива литературы и искусства, в Российской государственной библиотеке и в Государственном литературном музее. В записях Регистрационной книги вывоза усадебных ценностей из имений Московской губернии (1918 - 1922), находящейся в фондах ГИМа, об имении Лукино: "Из усадьбы Боде-Колычевых вывезены архив и 16 предметов (стекло, фарфор, эмаль, резьба по кости и др.), которые определены в Румянцевский музей и НМФ (Национальный Музейный Фонд). В Музей 40-х годов вывезено свыше 30 предметов (перечислены), мебель и книги периода 1850-х годов по описи. В Исторический музей - книги, скуфья Филарета, предметы из археологических раскопок" (Памятники Отечества. Мир русской усадьбы. М., 1993. С. 75). Бытовой музей сороковых годов, открытый в Москве в 1919 году, в 1929 году был расформирован, и его фонды из дома А.С.Хомякова поступили в ГИМ.
    7Оба альбома ныне хранятся в Государственном литературном музее.
    8НИОР ГРБ. Ф. 35.
    9Звенья. Сборник материалов и документов по истории литературы, искусства и общественной мысли XIX века. М., 1934. Т. III-IV. С. 221-227.
    10Информационно-инструктивный бюллетень Московского Губотдела Профсоюза Рабис СССР. 1926, 15 февраля. № 1(3).
    11НИОР РГБ. Ф. 35.
    12Шапошников Б.В. Указатель выставки Иконография интерьеров "Дом сороковых годов" в Бытовом музее сороковых годов. М., 1925. В Указателе - один инициал Кольмана - "К", - поэтому точно установить авторство невозможно: у К.И.Кольмана был сын - художник-архитектор К.К.Кольман.
    13Звенья. Указ.соч.


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится