Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто соблазнит одного из малых сих…

Дмитрий  Митюрин, Православный Летописец Санкт-Петербурга

01.03.2000

Как учебный предмет "валеология" сейчас внедряется повсеместно. Под нее создаются кафедры в крупнейших вузах страны. Почти в каждом детском саду можно встретить человека, занимающего загадочную должность "валеолога-эколога". Большинство родителей не обращает внимание на такое стечение обстоятельств. А зря.
Православный медико-просветительский центр "Жизнь", возглавляемый священником Максимом Обуховым, подготовил к изданию книгу "Что скрывается под маской валеологии?" (М., 1999), которая помогает православным людям разобраться, что же это за предмет "валеология"?

Рассмотрим один из документов Российской Академии Наук, утвержденный в 1998 году. Он называется "Перечень приоритетных направлений и фундаментальных исследований в российской науке". Этот "Перечень" отражает изменения тенденций в развитии мировой науки и соотносится с открытиями, которые происходят постоянно. Основу этого документа составили предложения и рекомендации всех отделений и институтов РАН, которые, в свою очередь, проанализировали, обобщили рекомендации, опыт и состояние мировой науки. Неудивительно, что в постановлении, сопровождаемом этот документ, написано, что научные учреждения РАН должны руководствоваться в своей деятельности, а также при подготовке заданий по планам работ данным "Перечнем". В нем есть раздел 4: "Науки о жизни", который охватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобезпечения, включая экологию и "физиологические механизмы адаптации". Но он не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что называется "валеология".
Официально "валеология" называет себя "наукой об индивидуальном здоровье", подразумевая гармонизацию духовного и физического начал. Это определение тесно переплетается с точкой зрения специалистов Всемирной Организации Здоровья, принятой в 1946 году. В проекте устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году, здоровье определялось, как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора, составляющего здоровье - "социальное благополучие". Таким образом получается, что "валеология", скорее, предмет о здоровом образе жизни, куда входят педагогика, анатомия, физиология, санитария, гигиена, микробиология, география, природоведение, дисциплины медицинские и псевдомедицинские, такие как сексология, контрацепция, сексопатология, дерматовенерология, то есть это плохо соединенная смесь дисциплин естественнонаучного цикла.
В связи же с тем, что официально утвержденной Министерством образования программы по "валеологии" нет и учебные пособия отсутствуют, эта "лженаука" открыта для любых методик и традиций. В зависимости от широты подходов "педагога", он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова (душевнобольного человека, последователей которого можно отнести к сатанистам), и система у-шу, с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов "педагог" может порекомендовать и йоготерапию. Можно перечислять еще очень много оккультных и сектантских направлений, под тем или иным видом, встречающихся в "валеологии".
Налицо лишь один факт. Существует нарушение Закона "Об образовании" (ст. 1, п. 5; ст. 2, п. 4 - о праве ребенка на светское образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях), а также "Конвенции о правах ребенка" (ст. 29 - о праве ребенка воспитываться в традициях своего народа).
Оккультные психопрактики, кроме нарушения статьи Закона о светском характере воспитания детей в государственных образовательных учреждениях, являются психотехнологиями управления сознанием, психонасилием ("Конвенция о правах ребенка" - ст. 19).
К сожалению, очень многие родители этого не понимают, считая, например, йогу системой безобидных физических упражнений. Но если обратиться к книге Ж. М. Дешане (французского монаха-бенедиктинца) "Христианская йога", то можно прочесть следующее: "Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты". Даже монах-бенедиктинец говорит о том, что йога - это не физические, а духовные упражнения. "Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он и не догадывается". Для православного человека обращение к Богу - это молитва, а для индусов - йога. Йога - это не физические упражнения, которые построены на динамической нагрузке на определенные группы мышц в процессе движения. Йога - это статическое положение тела, цель которого "погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественная, он есть бог, об остальном можно только молчать".
"Валеология" провозглашает главной ценностью жизни здоровье. Именно так! Его величество здоровье, а не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец! Нетрудно представить, как может отнестись ориентированный подобным образом ребенок к инвалиду, к неизлечимому больному. А если ему, став матерью или отцом, доведется произвести на свет больного ребенка - не вычеркнет ли он его из своей жизни вообще как не соответствующего "главной ценности жизни"? Подобная программа нацелена прежде всего на формирование бездуховной личности. Там вопроса нравственности, морали вообще не ставится, а одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление морально-нравственного значения болезни, которое происходит в "валеологии", к сожалению, свидетельствует о скрытых принципах мировоззрения, находящегося в логической непротиворечивой связи с фашистской идеологией. Так как именно "центральное базовое местоположение ценности" здоровья человека и здоровья нации послужило основанием создания известной всему миру "программы эвтаназии" по отношению к "жизненно неполноценным", то есть больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии в 1933-1939 годах. Результаты и последствия принятия подобных "идеологий", которые начинались с безобидного признания ценности здоровья и особого положения здоровых людей, уже хорошо известны культуре.
Формирование "культа тела" способствует разрушению всей системы ценностей русского народа, одной из них является семья. На уроках "валеологии" (тема: "Генетика пола" - 1 класс) детям неоднократно внушается, что "женщина рожает ребеночка СЕБЕ", "родить может ТОЛЬКО женщина, мужчина не может" (что, в общем, естественно). Но в сознание ребенка явно закладывается представление о главенствующей роли женщины. По данным ЮНЕСКО, уже в начале этого столетия в мире будут преобладать неполные семьи, то есть женщины будут рожать детей СЕБЕ. Впечатление такое, что "валеологи" стараются реально обезпечить выполнение этого прогноза-плана. Мало этого, здесь еще есть опасность. Для русского православного сознания (и для исламского, кстати, тоже) как раз характерно все наоборот: мужское творческое начало во главе мира - Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой (в исламе - Аллах, пророк Магомет) и мужчина, как глава семьи. А детям навязывается противоположное. Ведь это преднамеренная ломка архетипа, разрушение семьи, традиционных представлений о семье. Родителям, впрочем как и учителям, "валеологи" советуют не читать детям морали, исключить наставления. Ребенку предлагают самому сделать для себя осознанный выбор - жизнь или смерть. Вместо безпощадной борьбы с теми, кто производит, завозит, распространяет наркотики, кто рекламирует никотин и алкоголь, распространяет рекламу о "безопасном" сексе в школах хотят переложить всю ответственность осознанного выбора на ребенка.
"Независимость от семьи является нормой. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими сверстниками. И чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает ребенок". А вот как учат этой "независимости от семьи" ярославские "педагоги". На своих уроках они преподавали такой "правовой аспект": говорили девочкам, что по новому закону они могут с 15 лет делать аборт без согласия на то родителей, так что маме "в случае чего" можно и не говорить. Такая вот трогательная забота о "самостоятельности", ввергающая беззащитных детей в нравственные бездны.
Но и это еще не все. Анализ программ новых школьных дисциплин позволяет говорить не только о широкомасштабном нарушении Закона РФ "Об образовании", прав и интересов детей и родителей, но и о несоответствии их принципам и положениям дидактики. Нарушение принципов и правил обучения, экспериментирование в методах, подходах и содержании образования ведет не только к разрушению системы образования, но и уже привело к разрушению интеллектуального и соматического здоровья детей. Необходимо вернуть дидактику в образовательные учреждения, тем более, что это не требует каких-то финансовых затрат.
В чем же конкретно заключается отступление от дидактики в современном образовании?
Во-первых, в нарушении принципов дидактики.
Во-вторых, в несоответствии учебных программ, учебников и учебных пособий дидактическим требованиям.
В-третьих, само содержание образования вступает в противоположность с положениями дидактики.
Принципы дидактики:
- научность обучения;
- систематичности и последовательность;
- связь теории с практикой;
- наглядность обучения;
- доступность обучения;
- прочность знаний, умений и навыков;
- учет индивидуальных особенностей в коллективной учебной работе с учащимися.
Принцип научности требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладели научно-достоверными знаниями и ознакомились с научными методами исследования, а развитие у школьников устойчивой потребности и навыков самостоятельного приобретения научных знаний становилось жизненно важной задачей. Однако "валеологи" предлагают программы антинаучные не только по содержанию, но и по методам обучения. Вместо выработки потребности и навыков самостоятельного поиска знаний, детей умышленно программируют на "принятие решений в ситуации выбора".
Принцип систематичности и последовательности.
Тревожно не только то, что сами эти дисциплины излагаются безсистемно и непоследовательно, но и то, что они ломают уже имеющуюся систему обучения. Так, "валеология" дает биологические темы с опережением от двух до восьми лет относительно школьного курса биологии. Курс психологии, знакомящий детей с особенностями психического развития человека, дается, начиная с первого класса, в то время, как анатомию и физиологию человека школьники изучают только в старших классах. Таким образом, нарушение преемственности, межпредметных связей, внедрение новых предметов, не связанных с предыдущим детским опытом, разрушает у учащихся умение обобщать, осознавать внутреннюю связь между предметами, явлениями и понятиями, не дает возможности видеть целостную картину окружающего мира, а значит, приводит к разрушению интеллектуального здоровья школьников.
Принцип доступности требует соответствия материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей. Опыт показывает, что нарушение этого принципа приводит к тяжелым последствиям. Начавшееся в 70-е годы и длящееся до сих пор усложнение школьных программ вызвало и вызывает у учащегося массовое разочарование, утрату уверенности в своих силах, которые нынешние школьники прячут за бравадой наплевательского отношения к учебе. К. Д. Ушинский предостерегал и от другой, так называемой потешающей педагогики, разрушающей характер человека. Интересно, что бы он сказал, столкнувшись с "валеологами", которые в стремлении сделать сексологию и сексопатологию доступной для дошкольников и младших школьников, опускаются до терминов "веселые половые клетки" или "похожий на рыцаря сперматозоид"?
Принцип сознательности, активности и самостоятельности тесно связан с принципом прочности знаний и навыков. Следуя этому принципу, педагог обязан обезпечить сознательное усвоение материала, от него зависит организация активного участия и проявление самостоятельности учащихся при обучении. В "валеологических" псевдооздоровительных программах педагог обязан "всего лишь" создать атмосферу, способствующую усвоению материала. Но вот стоит ли что-то запоминать, а если стоит, то какой материал - это уже решают сами школьники. Учителю отводится всего лишь роль статиста, даже без права высказывания своей личной позиции. Трудно в такой ситуации рассчитывать на прочное усвоение знаний, умений и навыков со стороны школьников. Кроме того, активизируя познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, усиление творческих начал в этой деятельности зависит от наличия у обучаемого познавательных интересов. Общеизвестно, что это свойство личности не дается человеку от природы, а формируется под воздействием систематической и целенаправленной работы педагогов. Таким образом, учитель, выполняющий рекомендации "валеологических" программ и поэтому занимающий некую отстраненную позицию, тормозит развитие школьников, разрушает их интеллектуальное здоровье.
Подведем итог. "Валеология" - это объяснение тем или иным индивидом того, как он понимает здоровье другого индивида. Безусловно, каждый имеет право на свое понимание здоровья человека и может связывать это свое понимание с любым термином. Но навязывать методологически и мировоззренчески некорректную программу разным категориям учащихся в качестве методов обучения и управления поведения людей - в правовом отношении дело некорректное. Прежде всего потому, что в нашей стране живут люди, для которых неприемлемы мировоззренческие установки "новаторов-валеологов" всех направлений. Человек, принимающий христианские ценности, никогда не сможет согласиться с тем, что здоровье телесное, соматическое (а именно оно провозглашается "валеологией" главной ценностью), является и главной целью, к которой он должен подчинить всю свою жизнь. Превращение жизни в стратегию достижения телесного здоровья для христианина любого христианского вероисповедания - это стратегия необратимой гибели человека.
Можно по-разному отнестись к приведенному здесь частному мнению автора данной статьи. Но для той части преподавательского состава, кто сознательно способствует введению в программу школьного обучения нового, еще никак не зарекомендовавшего себя с положительной стороны, предмета, каким является "валеология", хочется привести слова Спасителя, сказанные Им для вразумления "ловцов человеческих душ": "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Евангелие?).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме