Мы приняли вызов массовой культуры

Беседа литературного редактора Н.А.Капыловой с деканом факультета Изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета С.П.Ломов

Общество 
0
145
Время на чтение 5 минут
Беседа литературного редактора "Московского журнала" Н. А. Копыловой с профессором Московского педагогического университета
С. П. Ломовым

Н.Копылова: Семь лет назад в вашем университете (бывшем пединституте имени Н.К.Крупской) появился новый факультет - изобразительного искусства и народных ремесел, деканом которого вы являетесь. "Направленность на возрождение русской культуры, национальных художественных традиций, их развитие в системе образования", - так определил задачи нового факультета тогдашний ректор МПУ Н.А.Хроменков. Именно вы взялись претворять в жизнь эту непростую программу.
С.Ломов: Поначалу выбор этого направления казался самонадеянным и, может быть, даже самодеятельным. Для учителей рисования в школе есть проторенный путь - они должны научить детей держать карандаш и дать им академические основы изобразительного искусства. Художниками будут далеко не все, уроки рисования - это прежде всего познание и постижение красоты окружающего мира, а уже потом - посильное его отражение в собственном творчестве. Но нужно задуматься - в какое время мы живем? Современный учитель не может не видеть, что мышление детей работает сегодня в плане другой культуры, порожденной в значительной мере телевизором... Когда я ездил в Германию, довелось там быть в одном доме, достаточно обеспеченном и благополучном. С гордостью мне показывали не новинки модернизированного быта, хотя было чем похвалиться, а бабушкин сундук, которому 300 лет, стоящий на самом почетном месте...
Стандарт пронизал всю нашу жизнь.
Н.К. Вы, конечно, правы. Традиционная культура почти до середины ХХ столетия в какой-то мере влияла на образ жизни русского человека. Теперь же она чуть ли не полностью утрачена. Промыслы, ранее устраивавшие быт, особенно деревенский, одевавшие человека в своеобычную одежду, уходят из нашей жизни. Большинство детей вырастает, не увидев деревянной лошадки или хотя бы матрешки. В доме не найдешь шкатулки с ярким сказочным сюжетом на крышке, а на обеденном столе редко блестят горделивым холодком сине-белые чашки. В красном углу, если и появились за последние годы иконы, редко такие, как раньше, писанные на яйце и натуральными красками в лад колориту нашей земли.
Все заполонила массовая культура... Да и культура ли она вообще, если с легкостью необыкновенной, мчась за модой, меняет свои очертания? Но человек-то не перекати-поле. Ему, как даже самому малому растению, хочется укорениться...
С.Л. Считайте, что мы приняли вызов массовой культуры. Ведь в ответ на ее напор растет сопротивление той народной, глубинной, которая как раз и сильна своей традиционностью, способностью не меняться так быстро. Чистый родник всегда пробивается сквозь любую грязь и шелуху. Учитель должен сегодня идти в школу - просвещать детей, поить их, ибо они жаждущие.
Университет наш всегда считался областным, а что такое Подмосковье? Достаточно перечислить хорошо известные всем названия: Федоскино, Жостово, Богородское, Сергиев Посад, Хотьково, Гжель. В начале ХХ века под Москвой было более 60 видов ремесел, половина из них - художественные. Да и расположен факультет в Подмосковье - в Перловке, недалеко от Троице-Сергиевой лавры.
За эти годы мы создали 27 мастерских изобразительного искусства и народных ремесел. Число их постоянно растет. Это лаковая миниатюра и изделия с хохломской, городецкой и полховмайданской росписью, финифть, керамика, народная игрушка, художественная обработка ткани, народный костюм, вышивка и кружевоплетение, резьба по дереву и камню, роспись по дереву, декоративная скульптура малых форм, дизайн-флористика (неужто, кроме японской икебаны, ничего в нашем Отечестве интересного не было?). Мастерскими руководят известные художники и народные мастера: лауреат государственной премии СССР, член-корресподент РАО, доктор педагогических наук профессор В.С.Кузин, заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук профессор Н.Н.Ростовцев, заслуженный работник культуры, доцент Л.Е.Фролов, заслуженный художник РА доцент Г.Ш.Барциц, художники В.П.Крылов, В.В.Серов, В.В.Смирнов, Е.Г.Захаров.
Особая моя гордость - мастерская иконописи. Начинали мы буквально с нуля. Культура православного храма забыта, а ведь она определяла не только нравственность, но и художественный вкус человека. Студенты Максим Миронов, Роман Мураткин и Ольга Петрова в прошлом году завершили большую работу - иконостас одного из московских храмов. Сейчас нас приглашают в монастырь под Рязанью, предлагают ребятам новый заказ.
Возрождающихся церковных ремесел, которые мы хотели бы освоить, множество. Просим у окормляющего наш факультет батюшки набор церковной утвари, одежды, чтобы учиться и этому. Золотошвейным делом уже занимаемся. Резьбу к иконостасу, о котором я рассказывал, делали наши студенты из Богородска Александр Чуприн, Елена Лялина, Александр Вьюник. Вот еще один из гибнущих традиционных промыслов. Богородское училище резьбы по дереву сейчас в жутком положении - выбитое стекло не на что вставить. Чтобы спасти его, думаем открыть там филиал университета. Студенты, продолжив обучение еще на два года (к ним будут приезжать наши преподаватели), получат, кроме среднего специального, высшее педагогическое образование.
Н.К. Значит, вы не только подготовкой кадров, но и спасением промыслов занимаетесь...
С.Л. В какой-то мере это задача спасения Отечества, которую посильно должен тянуть каждый человек. Только так мы сможем что-то сделать. Например, я являюсь членом Академии образования и культуры - своеобразного сообщества, объединяющего экономистов, политиков, депутатов Госдумы, специалистов, имеющих отношение к этим проблемам. Неподалеку от нашего факультета на Перловке когда-то жили Тютчев и Баратынский, Аксаков и Васнецов, Шаляпин, Врубель. Мы должны создать здесь национальный заповедник, в который бы вошли Лосиный остров, села Тайнинское и Челобитьево, Мытищи, Богородское, Марфино, Жостово.
Рядом с нашим факультетом, в пойме реки Яузы, есть захламленный пустырь. Появилась такая мечта - сделать этот уголок своеобразным центром русской народной культуры. Можно воссоздать архитектурно-эстетическую среду, бытовавшую при Иоанне Грозном, с потешными дворцами и домами, посреди городского парка, где будут и концертные площадки. Но главное - чтобы там существовала постоянно действующая художественная галерея, небольшие учебно-производственные мастерские и рядом с ними - торговые ряды. Чтобы здесь могли работать наши студенты и преподаватели, чтобы сюда могли направлять десант мастеров, например, из Жостова, Гжели. Представляете, приезжает семья на народное гулянье и может не только концерт посмотреть, но и познакомиться с каким-то промыслом, даже, возможно, поучаствовать в нем. Изготовленные прямо здесь, в этом городе мастеров, изделия можно тут же и купить.
Н.К. Все-таки в вас прежде всего говорит педагог-просветитель.
С.Л. Конечно. Когда мы создавали новый факультет, очень боялись, что ничего не получится. Только благодаря энтузиазму студентов и преподавателей сейчас мы уже даже заказы принимаем на изготовление художественной продукции по многим направлениям традиционного народного творчества. Это помогает студентам совершенствовать навыки и в наше трудное время дает возможность выжить. Но все-таки главное, что мы готовим для школ преподавателей, которые будут образовывать детей, то есть приобщать их к образу Божию и к образу отеческой культуры. Которые смогут наряду с уроками рисования вести в школе занятия по народным ремеслам, возрождая национальные традиции изобразительного и декоративного искусства. Я вообще считаю, что особенно в начальной школе просто необходимы учителя музыки и живописи, знающие и преподающие элементы народной музыки и народного творчества.
Н.К. У вас уже есть выпускники. Значит, эти ваши намерения начали осуществляться в школах?
С.Л. Да, в Московской области уже работают учителями наши выпускники. Надеюсь, они будут давать детям хлеб отечественной культуры. Кроме того, у нас существует проект сквозного художественного образования, начиная с дошкольного возраста, затем через школу - в вуз. То есть мы наших будущих студентов готовим уже сегодня с детского сада (конечно, не все они потом к нам придут). В Мытищах, например, есть школы № 1, 10 и 17, с которыми мы поддерживаем постоянную связь. В школе № 17 преподаватель Людмила Анатольевна Мешкова проводит уроки росписи по дереву. Выпускников таких школ мы принимаем охотно на факультет.
Сейчас многие вузы интересуются нашим пока очень маленьким опытом. Пусть он несовершенен, но уникален.
Н.К. Удачи вам! И дай Бог, чтобы народное искусство перестало быть уникальным в нашем Отечестве.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45