100 лет назад, в декабре 1915 года, одной из тем, не сходивших со страниц российских газет, стало крайне тяжелое положение союзницы России ‒ Сербии. Не имея точных сведений о реальном положении дел, газетные публицисты высказывали свои догадки о том, что происходит в братской Сербии и старались не терять оптимизма, однако ситуация действительно была трагической ‒ сербская армия была разбита...
Напомним, что после убийства 28 июня 1914 года в Сараеве наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда, Австро-Венгрия объявила Сербии войну, чем было положено начало мирового конфликта. 2 декабря 1914 года австро-венгерским войскам удалось занять Белград, но уже 15 декабря сербы отбили свою столицу и вытеснили австрийцев за пределы территории (битва при Колубаре). Но ресурсы и возможности сербской армии были небезграничны. После некоторого затишья, осенью 1915 года германские и австрийские войска получили возможность переброски на Балканский полуостров большого количества войск для начала масштабного наступления.
6 октября 1915 года Австро-венгерская армия и 11-й корпус германской армии под командованием фельдмаршала А. фон Макензена (около полумиллиона солдат при поддержке самолетов и флотилии на реках Дунай и Сава) начали крупнейшее наступление на территорию Сербии. К середине октября 1915 года австрийцы пересекли реки Сава и Дрина, а германский 11-й корпус переправившись через Дунай, занял Белград, Смедерево, Пожаревац и Зренянин. Сербская армия, неся тяжелые потери, была вынуждена начать масштабное отступление.
В этот трагический для Сербии момент, ей в спину ударила выступившая на стороне центральных держав Болгария, чьи войска проникли в долину реки Южная Морава и заняли Куманово, Штип, Скопье, что стало огромной проблемой для дальнейшего отступления сербских войск. Дорога в Салоники была закрыта. С северо-запада наступали австрийцы, с севера ‒ немцы, с юга ‒ болгары. Отвергнув мысль о капитуляции, что означало бы конец сербской государства, сербы решили пробиваться к побережью Адриатического моря через Албанию, где планировалось переформировать и пополнить армию, что затем присоединиться к силам союзников на Салоникском фронте. 3 ноября 1915 года была создана специальная комиссия, которая должна была донести послание сербского командования до России, Франции, Великобритании и Италии. Албанский президент согласился поддержать сербскую армию, на период нахождения ее на территории Албании. Германское командование торжественно заявило: «Сербской армии больше не существует».
Тем временем, сербы продолжали отступать через заснеженные горы Албании и Черногории. «Отступая в декабре 1915 г. и в январе 1916 г. по горным путям Албании, сербы принуждены были уничтожить или бросить колесные обозы и полевую артиллерию, - пишет военный историк генерал Н.Г.Корсун. - Бойцы вследствие малого количества вьючных транспортов принуждены были нести на себе боевые припасы, продовольствие, а также больных и раненых. Отступая среди бегущего населения и борясь с нападавшими албанскими четами, сформированными по указанию Австро-Венгрии, сербская армия испытывала большие лишения вследствие недостатка продовольствия. Бойцы при 10–15-дневных переходах зимой по труднопроходимым горным тропинкам, общим протяжением до 100 км, получали вместо хлеба всего до 200 г кукурузы. (...) За время этого отступления сербская армия, имевшая, кроме того, с собой австро-венгерских пленных (700 офицеров и 30000 солдат), потеряла до 55 тыс. чел.».
Вместе с войсками все тяготы отступления разделяли престарелый король Сербии Петр I Карагеоргиевич, которому шел уже 72-й год и верховный главнокомандующий серсбкой армии наследный принц Александр. Солдаты гибли от холода, голода и болезней. После месяца тяжелых маршей к 13 декабря почти вся сербская армия находилась между Андриевицей и Подгорицей. А к 21 декабря прибыла в Шкодер (северный крупный порт Албании). К концу перехода, когда остатки Сербской армии достигли портов Албании, воины, по свидетельству очевидцев, напоминали «живые скелеты с оружием».
На территории Албании оказалось около 110 000 сербских солдат и 2350 офицеров. 15 января 1916 года сербский премьер-министр Никола Пашич направил послание русскому Императору Николаю II с просьбой о помощи, поскольку западные союзники обещавшие ждать сербов у берегов Албании и обеспечить им необходимую поддержку, не выполнили свои обещания. Итальянцы, от которых требовалось организовать эвакуацию сербов, не предоставили никакой помощи. Заступничество русского Царя, заставило союзников по Антанте оказать помощь сербам.
Французское командование первоначально приняло решение перевезти сербскую армию в Италию, а затем в Тунис где сербские части должны были быть реорганизованы и в дальнейшем направлены на фронт. Однако такая переброска сербских войск требовала больших морских сил, поэтому командующий французской армией маршал Ж.Жоффр настоял, чтобы сербская армия была эвакуирована на греческий остров Корфу. В конце января 1916 года французское правительство направило все свои свободные корабли для эвакуации сербских войск с побережья и к весне на «остров спасения» ‒ Корфу было доставлено около более 150 тыс. сербских солдат и гражданских лиц. Однако из-за того, что союзники долго не могли наладить нормальное снабжение сербов всем необходимым (пищей, дровами, палатками и т.д.), многие из них умерли от истощения и болезней.
С февраля 1916 года началась реорганизация сербской армии и к апрелю 1916 года она была готова к отправке на Салоникский фронт. Перевозка сербской армии морем в Салоники была завершена 30 мая 1916 года. Таким образом, Сербии, несмотря на фактическое поражение, удалось избежать позора капитуляции, сохранить кадры и весной 1916 года усилить своими солдатами Салоникский фронт. Осенью 1918 года войска Антанты перешли в наступление на Салоникском фронте. 29 сентября 1918 года разбитая и деморализованная Болгария вышла из войны, а 18 октября сербская армия победоносно вошла в Белград. В 1920 году в память об «Албанской Голгофе» королем сербов, хорватов и словенцев Александром I Карагеоргиевичем, также принявшем участие в этом исходе, была выпущена мемориальная медаль, которой наградили всех сербских воинов - участников тяжелейшего отступления 1915 г.