В конце весны 1915 года на страницах иллюстрированного приложения к газете «Новое время» был опубликован портрет одного из легендарных русских пилотов времен Первой мировой войны, имя которого сегодня, к сожалению, знают наверное лишь специалисты. А между тем, этот человек достоин того, чтобы его помнили, ведь его вполне можно поставить в один ряд с такими асами Первой мировой как Петр Нестеров и Александр Казаков. Речь идет о полном Георгиевском кавалере Степане Андреевиче Ноздровском.
Будущий военный летчик родился 16 августа 1888 года в дворянской семье в местечке Кричев Могилевской губернии. Окончив 12-ю петербургскую гимназию (1906), а затем физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1911), молодой человек, еще в студенческие годы увлекшийся авиацией, решил стать пилотом. Пройдя обучение в летной школе Императорского всероссийского аэроклуба, в августе 1913 года он блестяще совершил экзаменационный полет, в ходе которого поставил мировой рекорд: пять «восьмерок» были выполнены за 6,5 минут.
Первая мировая война застала Степана Ноздровского инструктором авиашколы. Долго не раздумывая, молодой человек уже 31 июля 1914 года добровольно вступил в службу рядовым в Особый авиационный отряд под командованием лейтенанта Н.А.Яцука. Через два с половиной месяца службы Ноздровский был произведен в чин ефрейтора, а в декабре 1914 года стал младшим и практически сразу же старшим унтер-офицером.
С первых же дней войны С.Ноздровский зарекомендовал себя как первоклассный летчик. За неоднократно совершенные в начале войны воздушные разведки, в том числе и под обстрелом германской артиллерии и пехоты, а также за метание бомб на вражеские позиции, пилот к марту 1915 года был удостоен всех четырех степеней солдатского «Георгия», став таким образом, полным Георгиевским кавалером.
Удостоившись за боевые заслуги чина прапорщика, Ноздровский вскоре стал получать за свои успешные вылеты офицерские награды ‒ Св. Анны 4-й и 3-й степени, Св. Владимира 4-й и 3-й степени, а также столь желанный для каждого русского офицера орден Св. Георгия 4-й степени. Последняя награда была получена Ноздровским за то, что 22 августа 1915 года, во время Свенцянского прорыва немцев, он совместно со штабс-капитаном Леонковым выполнил несколько разведовательных полетов, во время которых было обнаружено продвижение значительных сил неприятеля в направлении Свенцян, что позволило русскому командованию принять меры, предупредившие прорыв противника у Молодечно. Четыре Георгиевских креста вместе с офицерским орденом Святого Георгия было сочетанием в царской армии довольно редким. Как отмечает биограф Ноздровского Д.Калихман, за годы Первой мировой войны 269 русских летчиков стало Георгиевскими кавалерами, из них 49 человек имели орден Святого Георгия 4-й степени и Георгиевское оружие, и лишь 14 - все 4 степени солдатского Георгиевского креста и орден Святого Георгия 4-й степени или Георгиевское оружие.
К революции 1917 года Степан Андреевич уже имел чин подпоручика и командовал 10-м истребительным авиационным отрядом. После свержения самодержавия он продолжил службу Родине в Управлении военного воздушного флота, а затем, получив в сентябре 1917 г. чин поручика, был назначен начальником авиашколы частного Казанского общества воздухоплавания.
А затем началась Гражданская война. После взятия Казани войсками В.О.Каппеля, поручик Ноздровский вступил в Белую армию, прослужив в колчаковских войсках до 1920 года и получив за отличия по службе чин капитана.
К сожалению, история не сохранила подробностей, но известно, что в феврале 1920 года бывший белый офицер был мобилизован на службу в Красную армию, нуждавшуюся в высококвалифицированных кадрах. Большевики доверили Ноздровскому заведовать аэронавигационной лабораторией 5-й армии, а затем назначили его заведующим Аэронавигационным отделом научно-опытных мастерских Главного управления РКК ВВФ.
После окончания Гражданской войны Степан Андреевич Ноздровский работал преподавателем Академии военно-воздушного флота РККА им. Н.Е.Жуковского, занимался научно-исследовательской работой. В 1924 г. он одним из первых запатентовал принцип построения одноосного гироскопического стабилизатора - прибора, принцип которого лег впоследствии в основу создания блоков командных приборов для систем управления ракетами. Талантливый изобретатель принимал активное участие в налаживании промышленного выпуска необходимых для воздушного флота приборов и вскоре стал по праву считаться одним из самых известных в этой отрасли исследователей-приборостроителей. Кроме того, Ноздровский внес большой вклад в дело подготовки первых советских штурманов для военной авиации.
Однако в ноябре 1925 года С.А.Ноздровский был уволен из рядов РККА «как бывший белый офицер». Попытка восстановиться на службе привела к тому, что опытного пилота и конструктора приняли на должность старшего летчика-наблюдателя Научно-опытного аэродрома ВВС РККА, однако и отсюда он вскоре также был уволен.
При этом сталинские репрессии обошли Степана Андреевича стороной. Устроившись работать инженером, он продолжал исследовательскую работу (в 1939 году вышла его книга «Общая теория и методика расчета измерительных приборов»). В годы Великой Отечественной войны Ноздровского снова приняли на преподавательскую работу в Военно-воздушную академию, где он возглавил кафедру штурманского факультета. В последующие годы бывший ас русского Императорского военно-воздушного флота работал доцентом на кафедре механических приборов в Московском авиационном институте (МАИ). Скончался Степан Андреевич Ноздровский в столице Советского Союза в 1949 году и был похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук