В цикле наших заметок, посвященных 100-летию Первой мировой войны и рассказывающих о крупнейших сражениях на Восточном фронте, подвигах наших генералов, офицеров и солдат, о проблемах фронта и тыла, а также наиболее обсуждаемых прессой того времени событий и процессов, происходивших в русском обществе, мы также касались и курьезных случаев, разряжавших суровую боевую обстановку и помогавших бойцам хоть ненадолго отвлечься от тягот и испытаний фронтовой жизни. Сегодня мы также решили познакомить наших читателей с еще одним таким случаем, рассказ о котором был опубликован в начале весны 1915 года в еженедельном иллюстрированном журнале «Унтер-офицер».
Ловля австрияков на сало
(Из письма офицера)
...Хочешь расскажу, как мы ловили австрияков на сало?
Перед фронтом их окопы, от наших окопов шагов 700-800. Вот сидим мы как-то в землянке и закусываем салом: скука страшная. Я шутя говорю:
- Что дал бы австрияк за кусок сала?
Не долго думая, мы забрали кусок сала и, ползя на животе, ночью добрались поближе к их окопам, завернули сало в белую бумагу и положили. На палочке оставили бумажный флаг с надписью по-немецки, что желаем доброго аппетита. Целый день сало лежало и только когда стемнело, мы увидели, как австрияки готовятся добраться до флага.
Впереди идет один без винтовки, за ним человек 15 с винтовками ползут. Добрался до сала, взял сало и флаг и давай Бог ноги. Мы, конечно, ни одного выстрела не дали, но хохотали до боли живота. Так мы их угощали салом три дня.
На четвертый день нас, офицеров, собралось 3 человека, забрали ночью кусков 10-15 сала и поползли.
Выкопали 7 ям глубиной аршина 1 ½ кажется. Сверху положили крест тонкой папки (картона ‒ А.И.), забросали снегом, а в самую середину сало. Подходит вечер. Австрияки уже храбро без винтовок, привыкли ходить за салом, идут, а наши солдаты лежали, покрытые белой простыней, шагах в 8 от ям и сала. И вот тут-то и началась комедия. 3-4 австрияка наступили на папку и конечно провалились в яму вместе с салом, а другие так обалдели, что когда наши молодцы выскочили из-под простыни, дали себя безропотно взять в плен. Других вытащили.
Весь улов состоял из 11 австрияков. Умора была страшная. Мы три дня хохотали. Когда я рассказывал командующему армией, то с ним даже чуть худо не сделалось от смеха. Думаю, что и вы посмеетесь.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук