«Австрию, которая осудит меня на смерть, я еще переживу»

Священник-русофил Кассиан Богатырец

Бывший СССР  100 лет с начала Первой мировой войны 
0
377
Время на чтение 5 минут
Священник Кассиан Богатырец

Сто лет назад, в конце ноября 1914 года, в российских газетах появилось сообщение о казни священника Кассиана Богатырца. «В духовных кругах Петрограда получено известие, - писала одна из них, - что известный буковинский православный деятель, ученый богослов, священник, доктор богословия о.Кассиан Богатырец, посетивший Россию незадолго до войны, казнен австрийцами». К счастью, позже выяснилось, что сведения, полученные газетчиками были непроверенными, и отец Кассиан, хотя и был арестован австрийцами, но сумел избежать смерти.

Сегодня это имя мало что говорит современному читателю, но в дореволюционной России оно довольно часто появлялось на страницах периодических изданий, и было хорошо знакомо тогдашнему образованному обществу, следившему за борьбой православных русофилов Австро-Венгрии.

Кассиан Дмитриевич Богатырец родился 5 ноября 1868 года в селе Кабино на Буковине (ныне - юго-западная область Украины, а тогда - австрийский коронный край) в крестьянской семье. Успешно окончив начальную школу, будущий пастырь поступил в Первую императорско-королевскую немецкую государственную гимназию в Черновцах, которую окончил с отличием в 1890 году. Затем Кассиан сумел поступить на православный богословский факультет Черновицкого университета, который также закончил с отличием (1893), а вскоре защитил диссертацию, заслужив ученую степень доктора богословия (1897). Как талантливого молодого ученого Богатырца хотели оставить на преподавательской работе в Черновицком университете, но австрийские власти воспротивились этому из-за неблагонадежности Кассиана, принадлежавшего к русофильскому кружку.

В 1897 г. Богатырец женился на священнической дочери Стефаниде и в том же году принял священнический сан, получив один из сельских приходов, и вскоре прославился как апологет Православия на Закарпатской земле. В газетных заметках его называли «неустрашимым борцом за права Святой Православной Церкви и буковинско-русского народа». Священник активно занимался просветительской деятельностью, основывал читальни и кооперативные общества, редактировал популярные издания для народа и вел миссионерскую деятельность среди униатов, возвращая их в лоно Православной Церкви, за что постоянно подвергался преследованиям со стороны австрийских властей. Он также активно занимался общественно-политической деятельностью, принимая участие в русофильских обществах. В 1908 г. отец Кассиан посетил столицу Российской Империи Санкт-Петербург, где выступил с лекцией по буковинской истории. «Поскольку поездка не была согласована с духовным руководством, а во время выступления Богатырец допустил антиавстрийские высказывания, - пишут современные биографы о.Кассиана, - против него по возвращении на Буковину было начато дисциплинарное расследование. В итоге в 1910 г. решением Министерства культов и образования о.Кассиан был лишен места настоятеля прихода в Верхних Станивцах и переведен на низшую должность- помощником настоятеля прихода в Веренчанке».

Австрийцы и православный священник

В 1914 г. о. Кассиан Богатырец, не без оснований подозревавшийся австрийцами в симпатиях к Русской армии по приказу начальника черновицкой полиции был арестован и сослан в г.Лини, а затем как политический узник переведен в венскую гарнизонную тюрьму, чтобы затем предстать перед военным судом по обвинению в государственной измене. Австрийцы также арестовали и жену священника Стефаниду, которая была отправлена в печально известный концлагерь Талергоф, где она пребывала до конца Первой мировой войны.

Следствие по делу отца Кассиана продолжалось до апреля 1916 г. и на втором Венском процессе против русофилов, тянувшемся до 1917 года, священник был приговорен к смертной казни через повешение. Его и ряд единомышленников обвиняли в том, что «до 26 июля 1914 года и после объявления всеобщей мобилизации, 31 июля 1914 года, состояли членами различных русофильских обществ в Галиции и Буковине и своею деятельностью и русофильской пропагандой подготовляли отторжение названных областей и части Венгрии от Австро-Венгерской империи, усиливали внешнюю опасность для государства и провоцировали внутренний бунт», а также «изменой нанесли серьезный вред австро-венгерской и союзной с ней германской армии во время войны, входя в сношение и поддерживая связь с врагом, т. е. русской императорской армией». При этом, как отмечалось в характеристике православного пастыря, данной ему австрийцами, «обвиняемый д-р Богатырец - это просто могущественная, импонирующая личность, которая всесторонним образованием, решительным спокойным выступлением может заставить прислушиваться к нему».

«Нас обвиняют, - говорил отец Кассиан, - в пропаганде "шизмы". Так называет обвинительный акт нашу православную, признанную австрийскими законами Церковь. Наш обвинительный акт будет для будущих поколений историческим документом, как австрийские государственные власти относились к православной, ими же признанной Церкви. (...) Относительно обвинения в Православии - "шизме" - могу только сказать следующее: пусть гонители Церкви помнят, что и раньше бывали государства, которые преследовали веру, но по ним уже и след простыл, и сейчас только история упоминает о них, как о гонителях, погубивших бесчисленное число мучеников за веру и Церковь. А Церковь и до сегодня выполняет свою высокую просветительную задачу». В своем прощальном слове отец Кассиан Богатырец заявил: «Легко предвидеть что суд приговорит меня к смерти... Но убежден, что ту Австрию которая осудит меня на смерть я еще переживу». Так и случилось. Жизнь пастырю спасла смерть престарелого императора Франца-Иосифа - новый и последний император Австро-Венгрии Карл I объявил амнистию осужденным, среди которых оказался и отец Кассиан.

Крушение Австро-Венгерской империи позволило отцу Кассиану продолжить свою миссионерскую и просветительскую деятельность. Вернувшись в родную Буковину, ставшей частью Румынского королевства, он принимал активное участие в буковинском народном вече (1917-1918), объявившем о желании присоединить этот бывший австро-венгерский край к Российской республике в составе автономной Украины. В 1920-1930-е гг. отец Кассиан служил настоятелем прихода в городке Кицмань и благочинным храмов в районах Кицмань и Заставна. Совместно с епископом Нишским Досифеем (Сербская Православная Церковь) отец Кассиан приложил немало труда к воссоединению закарпатских униатов с Русской Православной Церковью.

Кассиан Богатырец

Летом 1940 г., когда северная часть Буковины была присоединена к СССР, большинство местного духовенства эвакуировалось в Румынию. Из-за негативного отношения советской власти к Церкви покинул Буковину и отец Кассиан. Но вернуться на родную землю ему довелось уже через год, когда румынские войска снова заняли этот край. Здесь, вплоть до 1944 года, известный пастырь служил духовником в Свято-Введенском женском монастыре в Черновцах. Когда же в 1944 году советские войска снова заняли Буковину, что привело к новому исходу духовенства из края, отец Кассиан на этот раз решил не покидать родной земли и как старший клирик взял на себя временное управление епархией.

В последние годы жизни отец Кассиан занимался научным трудом, по просьбе Московского Патриархата собирал исторический материал по истории православной епархии на Буковине. В 1946 г. священноначалие за понесенные труды наградило о.Кассиана митрой, а советское правительство, оценив его патриотизм, - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1954 году пастырь был восстановлен в правах гражданства и получил советский паспорт, а через год, из-за тяжелой болезни, он был вынужден выйти на пенсию. Скончался знаменитый пастырь 26 июля 1960 года в г. Черновцах на 92-м году жизни, из которых 66 лет он отдал священству.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27