В этот день, ровно 100 лет назад, 26 августа / 8 сентября 1914 года трагически погиб выдающийся русский летчик, легенда отечественной авиации и основоположник высшего пилотажа штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров.
Поскольку об этом незаурядном человеке мы уже рассказывали читателям «Русской народной линии» в связи со 100-летием совершенной П.Н.Нестеровым «мертвой петли», а также в рамках цикла видеороликов «Русские герои», сегодня мы напомним лишь об обстоятельствах смерти прославленного авиатора и реакцию на эту трагедию русского общества.
Трагедия эта произошла около городка Жолква. Выполняя требование генерала М.Д.Бонч-Бруевича во что бы то ни стало прекратить разведывательные полеты австрийских самолетов, П.Н.Нестеров решился осуществить давно задуманную им рискованную операцию - протаранить австрийский летательный аппарат. В то время пулеметов на борту самолетов еще не было, летчики были вооружены лишь револьверами, а потому воспрепятствовать вражеским аэропланам совершать полеты было крайне сложно. Дав слово русского офицера, что «австриец» больше не будет летать над русскими позициями, Нестеров протаранил тяжелый вражеский самолет «Альбатрос» на своем «Моране». «Нестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника», - отмечал свидетель тарана. Таран этот, задуманный как дерзкая атака, оказался для русского аса смертельным. Допустив ошибку в расчетах, Нестеров хоть и выполнил поставленную задачу по уничтожению вражеского самолета, но не уцелел сам. Летчику-асу было всего лишь 27 лет.
«Нестеров стремительно полетел навстречу австрийцу, - вспоминал, ставший свидетелем этого тарана М.Д.Бонч-Бруевич. - (...) Самолет Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересек его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан, - мне показалось, что я отчетливо видел, как столкнулись самолеты. Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолет стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе. Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего летчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. (...) Неожиданно я увидел, как из русского самолета выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура летчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолета. Парашюта наша авиация еще не знала; читатель вряд ли в состоянии представить себе ужас, который охватил всех нас, следивших за воздушным боем, когда мы увидели славного нашего летчика, камнем падавшего вниз... Вслед за штабс-капитаном Нестеровым на землю упал и его осиротевший самолет».
Как показало расследование геройской гибели русского аса, Нестеров не имел намерения уничтожить самолет противника ценой собственной жизни, надеясь сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колесами собственной машины. Однако убежденность летчика в осуществимости успешного воздушного тарана вскоре получила подтверждение - через семь месяцев после его гибели, задуманный Нестеровым таран совершил поручик Александр Казаков, благополучно вернувшийся после рискованной атаки на аэродром.
П.Н.Нестеров был погребен в Киеве как национальный герой 31 августа / 13 сентября 1914 года на Аскольдовой могиле. Через двадцать лет, когда на территории Аскольдовой могилы разбили парк, прах Нестерова перезахоронили на Лукьяновском кладбище Киева.
«Гибель Нестерова ужасный удар, постигший нашу авиацию и русскую армию, - писал журнал "Воздухоплаватель". - Этот скромный человек, первый в мире решившийся сделать "мертвую петлю" в воздухе на стареньком аппарате, поставивший на том же аппарате рекордный перелет Киев - Петроград, погиб смертью героя, уничтожив австрийский аппарат, подкравшийся к русским. Нет слов перед этой свежей могилой и нет слез. Главное, что одухотворяло этого удивительного человека , - это безграничная храбрость. (...) Уже раз избегнув опасности под Львовом, он не только вернулся опять в воздушный строй, но и захватил с собой трофей - австрийского часового. Его душа, все время рвавшаяся к подвигу, к свершению того, что еще никто не делал, требовала жертв своей жизнью, и он погиб. Тихий, ласковый, милый - он был прообразом русского беззаветного геройства. Все, кто его знал, кто помнит его подвиги, помянут его светлую душу».
«По словам доставленных в Киев пленных австрийских офицеров, всей неприятельской армии хорошо известно имя Нестерова, - сообщал журнал "Искры". - Во время воздушных разведок русских авиаторов, австрийцы всегда безошибочно определяли, каким аппаратом управлял Нестеров. Когда показывался аэроплан-птица, красиво и вольно паривший в воздухе, австрийцы указывали: "Das ist Nesreroff!" Австрийцы боялись покойного, и все их усилия были направлены к прекращению его деятельности. За задержание отважного летчика была назначена большя премия. (...) Русская авиация потеряла человека, таившего бесконечные возможности».
Прославляя подвиг П.Н.Нестерова, поэт Сергей Городецкий воспевал его следующими стихотворными строками:
Победителю вечная слава!
Слава витязям Божьих высот!
Ими русская крепнет держава,
Ими русское царство растет!
Их орлиной, бессмертной отвагой
Пробивается воинству след,
Добывается русское благо,
Начинается песня побед.
Слава войску крылатому, слава!
Слава всем удальцам-летунам!
Слава битве средь туч величавой!
Слава русским воздушным бойцам!
«Счастлива страна, рождающая таких сынов! - отмечал в свою очередь журнал "Лукоморье". - Но на этой стране лежит и долг в отношении памяти своих героев. Их подвиги не могут и не должны быть забыты, они должны увековечиваться. Россия должна отметить подвиг Нестерова, на русском обществе лежит нравственная обязанность соорудить достойный героического подвига памятник. Пусть он говорит грядущим векам о русской доблести и мощи!».
И русское общество не забыло своего героя. В январе 1915 года штабс-капитан П.Н.Нестеров Высочайшим приказом посмертно был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. В 1914 году на месте гибели П.Н.Нестерова у г. Жолква, в советское время переименованным в г.Нестеров, был сооружен монумент. Сегодня именем прославленного летчика названы улицы и переулки в Москве, Петербурге, Минске, Керчи, памятники герою установлены в Киеве, Нижнем Новгороде и Казани. А в 1994 году в честь русского авиатора была учреждена медаль Нестерова, которой сегодня за личное мужество и отвагу награждают российских летчиков.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук