10 марта 2024 года исполняется 20 лет со дня смерти замечательнейшего и талантливейшего советского и украинского актера, народного артиста Украинской ССР, первого лауреата Государственной премии УССР им. А. Довженко Борислава Брондукова. Его знала и любила вся советская страна. Каждое его появление на экране в эпизодической или главной роли вызывало у зрителя только восхищение и умиление.
Выдающийся советский и российский актер Василий Ливанов отзывался о Бориславе Брондукове как об уникальнейшем актере:
«Для меня как для профессионала, вот его эпизод в "Осеннем марафоне", я его могу смотреть без конца, я не понимаю, как это он сделал, я не понимаю откуда в человеке, который появляется на полторы-две минуты на экране, видно все: его характер, биографию, его симпатию, и я все могу угадать в этом человеке, который появился перед моими глазами. Вот это чудо называется Борислав Брондуков...»
Даже те, кто был с ним давно знаком, зачастую не знали, что его зовут Борислав. Тем более - Борислав Николаевич. Все говорили Боря, Борька, Боренька. Или Броня, Бронечка - это вообще производное от фамилии, никакой он не Бронислав...
Да что там, многие из тех, кто снимался в этом фильме, перед интервью неловко спрашивали - а как его звали-то на самом деле? И вовсе не потому, что к нему как-то там неуважительно относились. Как раз наоборот. Его настолько любили, настолько своим он был для всех, настолько обаятельным, что никому и в голову не приходило называть его иначе как ласково...
В связи с этим необходимо почтить его светлую память отдельной статьей на «Русской Народной Линии».
Борислав Николаевич Брондуков родился 1 марта 1938 года в небольшом селе неподалеку от Киева.
По воспоминаниям самого Брондукова и его друзей, он работал прорабом в Киеве, был прорабом маляров и штукатуров, ему подчинялась целая бригада. То есть квартиры на Крещатике, как он сам признавал, знал все, но и говорит: "Зарабатывали так гарно, приду, как прораб, оценивать работу, а у меня была ненависть классовая к старым большевикам, как не зайду в квартиру, но роскошь, богато обставлены квартиры, высокие потолки, антикварная мебель. Думаю, что такое... Говорю: ну, тут на потолок извести пойдет столько". И говорит, что раз в 10 больше заказывал извести, мела, красок, клея и всего-всего, обоев там намного больше, чем нужно было рулонов, и все выписывал, и все давалось, и они всей бригадой это тихонько реализовывали и продавали подешевле. И так зарабатывали, и вдруг на них стали заводить дело, уголовное дело, что они жулики и прохиндеи. И какой-то старый большевик на них написал донос, и он стоял перед выбором или в тюрьму или учиться.
Сам Брондуков вспоминал: «А куда пойти учиться, а куда поступать, иду и вижу объявление - набор на актерский факультет в институт Карпенко-Карого, думаю, а чего не сходить, я и петь люблю. Пришел я, специально не готовился, ну сказали, что надо стих выучить и басню, я знал два-три куплета из "Кобзаря" Т.Г. Шевченко, а надо было что-то спеть и прочее. И был такой великий украинский актер Гиковченко, и он сидел в приемной комиссии, это народный артист, и говорит: может, что-нибудь споете, когда я прочитал Шевченко, и все на украинском языке, и вдруг вижу, что не очень понравилось комиссии. И стою, и вдруг этот артист говорит: "А может споете?" А як же, а я ни одной песни не знал, я говорю, сейчас спою. И я запел, то что знал. А знал я только "Интернационал", запел "Интернационал", и Гиковченко сказал: "Что сидим? Надо вставать." И вся комиссия встала, Гиковченко был с юмором, а потом я узнаю, что меня зачислили". Друзья вспоминали: «Вот так он поступил в институт, но я не знаем, может быть, он нафантазировал, история байка, но она заслуживает внимания".
Трудно сказать, байка ли это. Брондуков действительно работал прорабом, но перед поступлением в ВУЗ работал на заводе "Арсенал", участвовал в заводской самодеятельности. Вполне возможно, что история с квартирой и обманом "старых большевиков" имела место. А может и нет - Борислав вполне мог сочинить весь рассказ от начала до конца буквально за минуту и тут же преподнести его собеседнику шутки ради. Но то, что Борислав Брондуков не помышлял об актерской карьере - чистая правда.
С 1965 года Брондуков – актер Киевской киностудии.
Его дебют на экране состоялся еще в 1962 году, в картине знаменитого ныне на весь мир режиссера Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль заметного успеха актеру не принесла. Он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши»… Однако впервые был отмечен публикой в ленте «Здравствуй и прощай». Брондукову довелось сыграть в 16-ти фильмах, более 10-ти лет сниматься на украинской киностудии Довженко, прежде чем его пригласили в Москву на роль в фильме "Здравствуй и прощай".
Москвичи к украинским актерам всегда относились как к провинциалам, и его даже не хотели приглашать на пробы, мол, что там может быть интересного...
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем – признание режиссеров. И хотя центральных ролей ему сразу не предлагают, силой своего таланта Брондуков, даже в эпизодических ролях таких фильмов, как «Афоня», «Табор уходит в небо», «Премия», «Гараж», позже – «Осенний марафон», «Жестокий романс», запомнился и очень полюбился публике.
Знаменитый Александр Панкратов-Черный говорит о Брондукове:
«Абсолютно индивидуален, как Чаплин, сколько Чаплина не копировали, но это, увы, не Чаплин, понимаете. Брондукова можно скопировать, но передать его вот эту манеру, его вот этот прищур взгляда, понимаете, хмурость вот эту его напущенную. Да, но вот это было, сначала сняли сцену, когда Боря в тельняшке сидит на крыше сарая и гоняет голубей, ножки свешены, а потом он говорит, что раз он изображает капитана и прочее, у него китель остался, на нем планки там орденские и, может, он воевал. А Карен говорит: "А как зритель увидит, что он воевал или не воевал?" "Так у него ноги нет одной, он свое отплавал, говорит, любит полет, а уже не взлететь, уже крыло подбито, у него ноги нет, у него протез." И вот он придумал и привязал палку к этой ноге и завязал, закрепил, и Карену это понравилось, и потом только до Карена доходит, и он горит: "Ну, надо же Брондучок, ведь он на крыше сидит и ножки свесил. А ходит и, оказывается, у него протез, нога не должна сгибаться в колене". И этого ляпсуса зрители не замечают.»
"Гараж" снимают в 79-м. Брондуков, чьи серьезные роли уже успел затмить Федул из "Афони", оказывается в целой плеяде сильнейших актеров.
Валентин Гафт вспоминал о Бориславе Брондукове:
«Он из тех маленьких больших людей, понимаете, быть маленьким и большим одновременно - огромное достижение, и поэтому от него оторваться нельзя, и поэтому он выделяется среди всех остальных. И поэтому, когда мы снимались в "Гараже" и с ним познакомились, он сразу привлек к себе внимание, даже когда он не играет, а просто разговаривает, он готов все выполнить, он приветливый, у него есть голова, поднятая вверх, чтобы сказать да, он играл там жениха, который торопится, и он на столько был в роли, что все время куда-то торопился. Я все время думал, куда он торопится, а теперь, я думаю, что у него роль так существовала. В комедии положений среди гротескных персонажей жених в исполнении Брондукова должен был быть смешным. Заполошным, спешащим к невесте, суетливым. Но Брондуков делает этого героя неожиданно трогательным, а в какой-то момент буквально драматичным. Это ему достается самый серьезный монолог во всей комедии.»
И вот Брондуков начал играть главные роли, причем не совсем в своем амплуа: героя-любовника, пусть и слегка комичного, в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» вместе с блистательной Натальей Гундаревой.
И в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень». Достается ему и большая роль полицейского инспектора в телесериале о Шерлоке Холмсе, где центральные роли исполняли Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Героев Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер современников. И что самое главное в творчестве Брондукова – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ! Та необходимая и необыкновенная человечность в людских взаимоотношениях, что так необходимо, именно, сегодня…
Экранными коллегами Борислава Брондукова стали великие актеры Советского Союза и России –Олег Ефремов, Евгений Леонов, Михаил Глузский, Наталья Гундарева, Леонид Куравлев, Василий Ливанов, Нина Русланова, Виталий Соломин, Рина Зеленая, Олег Басилашвили, Галина Волчек, Марина Неелова, Николай Крючков, Вячеслав Невинный, Ия Саввина, Валентин Гафт, Леонид Марков, Никита Михалков, Алиса Фрейндлих, Виктор Павлов, Людмила Зайцева, Михаил Кононов, Панкратов –Черный и другие . И среди этого чудного актерского созвездия -- Борислав Брондуков был абсолютно звездой! Снимать его в фильмах считали за честь великие кинорежиссеры Советского Союза и России: Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Игорь Масленников, Карен Шахназаров, Сергей Микаэелян, Виталий Мельников, Эмиль Лотяну.
А. Панкратов-Черный:
«Ведь сцену я вспоминаю всегда, это его одна из лучших ролей, это вот "Гражданка Никаноровна", сцена его объяснения с Гундаревой, когда он опустил голову, то есть вроде обречен на неуспех, так он из-подо лба смотрит, и другой мог бы поднять голову, а вот Брондуков вот так смотрит, и ему голову трудно поднять, его мысли тяжелы, отяжелела голова, он не может ее поднять. Он из-подо лба смотрит, а в глазах боль, горечь, любовь, понимаете? Борю повторить невозможно, это как в живописи, то же самое, художника каждого повторить нельзя, потому что у каждого художника свой мазок, понимаете, Боря такой».
Инспектор Лестрейд - самая длинная роль Брондукова в кино - сыщик Скотланд-Ярда, он играл в 11-ти сериях киноэпопеи, возвращаясь к этому образу на протяжении семи лет. Ни одного из центральных персонажей фильмов о Шерлоке Холмсе не хотели утверждать. Ливанов, говорили, не подойдет по темпераменту, у Соломина - слишком русская физиономия, Рина Зеленая - очень уж немолода. Когда дело дошло до инспектора Лестрейда, режиссера Игоря Масленникова вообще не поняли. Слава Федула из "Афони" и тут не оставляла Брондукова в покое.
Игорь Масленников, режиссер:
«А уж когда дело дошло до Федула, как Федул и Скотланд-Ярд, имея ввиду под Федулом Борю Брондукова, очень трудно мне давалось утвердить вот всех этих актеров, но в конце концов, когда я договорился о том, что мы сделаем пробные сьемки, как говориться, такие пилотные и когда они увидели, что все пошло нормально. Они даже не понимали, почему им казалось, что это невозможно.»
Вот эту сцену партнер Брондукова по съемочной площадке Ливанов запомнил навсегда. Холмс встречает Лестрейда, тот сначала не узнает его.
Василий Ливанов:
«В сцене, когда Шерлокс Холмс приходит под видом матроса, и он его останавливает под пистолетом и говорит: "Ты все скажешь", и когда Холмс снимает бороду и обнаруживает себя, он вдруг начинал, как сумасшедший, хохотать. Вот этого в сценарии уже не было. Лестрейд не должен был хохотать, но Брондуков на съемке почувствовал, что именно такая реакция была бы естественной.» Совершенно обескураженный Ливанов не знал, как себя вести... Ни в одном фильме Брондуков не озвучивает сам себя - с самого начала за него говорит другой актер, инспектору Скотланд-Ярда не шел украинский акцент, но переозвучили Брондукова так мастерски, что зритель не заметил подмены.
Ангелом–хранителем Борислава Брондукова была его любимая жена Екатерина. Когда Борислава раз за разом в конце 90-ых начале 2000-ых годов разбивал инсульт, Екатерина каждый раз вытаскивала его из могилы.
Вспоминал Виктор Мережко:
«Катя - удивительная женщина. То, как она любила Борю... Не каждый так умеет. И Боря ее очень любил. Она моложе его на 12 лет, а мы все подшучивали над Борей - вот уведет у тебя Катерину кто помоложе... А он сердился - не уведет! А сам ревновал очень...»
Екатерина Брондукова:
«У меня проснулась в 9-м классе любовь, она была такая призрачная, и потом я встретилась с Бронечкой, то сразу будто никакой любви не было. Просто я увидела человека, вот я увидела, какой он хороший, как с ним просто, не надо думать, как посмотреть и что сказать, вздохнуть или нет, было очень легко, и мне очень легло на душу, на сердце и все. Потом мы ходили по аллейкам и переходили. Потом возвращались назад, и он постоянно отставал и завязывал шнурки, и я не понимала зачем и ждала, пока он завяжет, и пойдем, и потом он уже признался и говорит: "А я на твои ноги смотрел".
Последний раз на экране актер появился в 1997 году, в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, и ему стало трудно двигаться и разговаривать.
Умер Борислав Николаевич Брондуков 10 марта 2004 года в Киеве, где и был похоронен на Байковом кладбище.
Царствие Небесное и вечный покой всенародно любимому советскому и украинскому артисту Бориславу Брондукову!
1. Спасибо сайту "РНЛ" за публикацию о забытом, но