22 октября Церковь чтит память святых Отцов VII Вселенского Собора
Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны. Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов. 7й Вселенский собор прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси. Важнейшие решения собора:
осуждена ересь иконоборчества;
утвержден догмат об иконопочитании.
послание Патриарха Иерусалимского Феодора, которое, когда оно было оглашено на Соборе, воспринято было как исповедание веры всех Восточных Патриархов и возглавляемых ими Церквей. В нем, вслед за изложением догматов, утвержденных на шести Вселенских Соборах, представлено было учение о почитании не только икон, но и святых мощей:
«Как спасительные источники, Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов... Вместе с ним мы поклоняемся и с любовью объемлем святые и честные иконы, то есть иконы воплотившегося ради нас Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, приявшего зрак раба. Икона Его и изображение представляет образ не божества Его, нераздельно соединенного с нетленною плотию Его, потому что божественное естество невидимо и неописуемо, и не имеет облика... но мы поклоняемся образу человеческого естества Его, потому что, будучи Богом и невидимым, Он явился на земле, был видим, обращался между людьми, утомлялся и чувствовал голод и жажду, по закону воспринятого Им нашего естества. Итак, мы поклоняемся изображению Христа, то есть лица, которое соделалось видимым людям, хотя и не было отделено от невидимого Его божества, — да не будет, — но было соединено с Ним с самого зачатия... Поклоняемся также и оказываем почитание и иконе неизреченно родившей Его, непорочной Его Матери... Следует почитать и иконы святых апостолов, пророков и добропобедных мучеников, святых и праведных, как друзей Божиих. При этом мы относим честь не к веществу и краскам; но, при виде изображения, мысленно возносимся к первообразу и к нему относим должную честь... Хотя бы честные иконы были делом и неискусной кисти, их следует почитать ради первообраза» Деяния, т. 4, с. 410–411.
У иконы
Безстрастны и отрешённы,
Лица святых и Бога.
В мерцании свечей иконы,
Величественны и строги.
Отблеск на стёклах киотов,
Играют лампадок блики.
Родные, как близкий кто-то,
Иконописные лики.
Они все со мною в церкви,
Как сёстры, отцы и братья.
Любви огонёк не меркнет,
Я чувствую и объятья.
Ум обращу я к сердцу,
А сердце направлю к Богу.
Икона как в Небо дверца,
Начало к Нему дороги.
В сердце моём молитва,
В ликах - тепло и жалость.
Вскрываю нарыв свой бритвой,
А что мне ещё осталось?
Икона причастна к тайне
Молитвы и созерцанья.
Молитва – шестое чувство,
Сверх слуха и осязанья.
Нет в ней страстей Шекспира,
Любви и смиренья много.
В ней отражение мира
Горнего, не земного.
Иконы нас слышат слухом
Божественной благодати.
Их Лики, Святаго Духа
Ореолом объяты.
Накормят надежды хлебом
За наш диалог с чудесным.
И привлекут к нам с неба
Отсвет любви небесной.
Очередь у святыни
Сколько людей собралось. Море людей живое.
Что нас объединило? Как объяснить такое?
В очередь скромно встанем, просьбу неся к святыне.
Вера не угасает и дожила доныне.
Где-то, с Христа престолом, рядом Угодник Божий.
Знаем, молитву сердца он передать поможет.
Сердце покрыто сажей. Он не осудит строго.
Даст нам святой надежды. Каплю, совсем немного.
Сажу смахнёт с любовью - станем добрей и чище,
Верим, он нас услышит. К Господу путь мы ищем.
Искренних и горячих Бог без труда узнает.
Тех, кто слезой сердечной, гордость свою смиряет.
Сбудутся устремления, став для других примером.
Ярче воспламенится Свет христианской веры.
Значит, ещё в России, вера не охладела.
Здесь, как на литургии, верных общее дело…