( ? – около 67 года)
Когда люди отошли от Бога, замкнувшись в своей греховности, то единственная сила, которая могла согреть окаменевшие сердца, - это не знающая границ любовь Бога Отца, выразившаяся в послании на землю Своего Сына служить людям в их спасении.
В первые же дни Своего пребывания в приморском городе Капернауме Господь Иисус призвал на апостольское служение четырех рыбаков: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). И они тотчас оставили лодку и рыболовные сети и с любовью последовали за Божественным Учителем. Первоверховный Апостол Петр – самый известный из учеников Спасителя и глава апостольской общины, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры. При рождении будущий апостол получил имя Симон, которое представляет собой сокращенный вариант еврейского имени Симеон, точнее, Шимон. А имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень», «скала». Христос назвал Симона Петром, увидев в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви.
Петр был сыном рыбака Ионы из Галилейского селения Вифсаиды и сам по роду занятий рыбак, как и его младший брат Андрей. Петр – человек простой и необразованный, всё достоинство которого заключалось в его чистой душе и непорочном сердце. Пламенный духом, он и до обращения стремился к Богу, слушал проповеди св. Иоанна Крестителя и ждал прихода Мессии. С самого начала призвания Петр стал старшим среди апостолов, самым ревностным и безгранично преданным из учеников Христа; он ни перед чем не останавливался, чтобы проявить свою любовь к Учителю.
Из Евангелия известно, что апостол Петр был женат: однажды Господь исцелил его тещу, лежавшую в горячке (Лк. 4,32). Святитель Златоуст говорит: «И здесь заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его…. И Господь, желая яснее показать Свое расположение к смиренному апостолу, прошел к постели больной, стал над нею, и коснулся руки ее… и горячка оставила ее». Теща Петра являлась женой Аристовула, апостола из числа 70-ти. Предание гласит, что жена Петра сопровождала его в его миссионерских путешествиях (1Кор. 9,5) и помогала супругу в проповеди веры.
Апостол Петр был свидетелем величайших чудес Спасителя и участником важнейших событий Его земной жизни. Он вместе с апостолами Иаковом и Иоанном был свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5,41-42; Лк. 8,54); вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса (Мф. 17,2; Мк. 9,2); был свидетелем самого драматического эпизода борения Господа в Гефсиманском саду (Мк. 14,33). Вместе с Иоанном Петр ходил ко Гробу после воскресения Христова и там убедился в том, что тело Иисуса исчезло.
Сам Бог открыл Симону Богосыновство Иисуса: «Ты - Христос, Сын Бога Живого». За свое высокое исповедание Иисуса Сыном Божиим он услышал от Спасителя в ответ: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16,18-19). За свою пламенную ревность Петр удостоился права первоапостольства, поэтому именно ему были доверены ключи Царства Небесного.
Однажды сильная буря на Геннисаретском озере застала учеников, лодка которых прошла только половину пути. Иисус, пройдя к ним по воде, сказал им: «Это Я – не бойтесь!» Тогда порывистый в своей любви Петр восторженно восклицает: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». – «Иди!» - был ответ. И Петр бросился в кипящие волны, но, вдруг апостол, заколебавшийся в вере, начал тонуть и вскрикнул: «Господи, спаси меня!» И Христос не оставил его без помощи: Он протянул ему руку с кротким упреком: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Так Петр получил урок – никогда не терять твердой веры и решимости.
Когда арестовывали Учителя в Гефсиманском саду, Петр попытался защитить Иисуса, нанеся удар мечом одному из противников, но Христос велел ему возвратить меч в его место. Все четыре Евангелия повествуют нам о том, что Петр, как любой человек, имел слабости, человеческую немощь. Безгранично любя своего Божественного Учителя, он, тем не менее, после Его ареста малодушно предал Иисуса, трижды отрекшись от Него. Услышав пение петуха, Петр вспомнил слова Господа, сказанные во время Тайной Вечери о его скором отречении, и горько заплакал. Само отречение его от Христа стало поводом к глубочайшему раскаянию, утвердившему в нем чувство любви к Тому, Кого он первый исповедал Христом, Сыном Бога Живого. Но сам Петр, испытывая душевные терзания, никогда не забывал своего предательства. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при пении петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать. Евангельские эпизоды предательства Петра, его искреннее раскаяние и глубокое покаяние говорят о том, что любое греховное деяние может быть покрыто Всемилостивейшим Господом при нашем искреннем покаянии.
Святой Петр первым из всех апостолов сподобился увидеть воскресшего Господа Иисуса Христа, как об этом говорит св. евангелист Лука: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24,34); о том же пишет и св.апостол Павел: « Христос «воскрес в третий день по Писанию и явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор. 15, 4-5).
В третье Свое явление после воскресения Христос утром предстал на берегу озера, и когда по Его слову закинули сети и поймали 153 рыбы, то Петр, имея порывистый характер, бросился в море, вплавь поспешил к берегу и принял хлеб и рыбу из рук Учителя. И когда ученики Христовы вкушали, Иисус трижды потребовал от Петра подтвердить его любовь к Себе, задав вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» - и апостол трижды отвечал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21,17). Так он трикратное прежде бывшее отвержение исповедал трикратным ко Господу изъявлением любви и получил милостивое прощение и утверждение в апостольском служении. «Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.21,15-17).
После вознесения Христа Петр, став главой апостольской общины, свою жизнь посвятил проповеди о Сыне Божием, распространению веры среди народов Средиземноморского бассейна. В первых пятнадцати главах Деяний святых апостолов Петр занимает центральное место. Из Деяний мы узнаем о начале его самостоятельного служения. В праздник Пятидесятницы в Иерусалиме, когда город был заполнен паломниками со всех стран, после сошествия Святого Духа апостол Петр произнес свое первое публичное свидетельство о Христе. Он разъяснил собравшимся, что апостолы преисполнены Дарами Святого Духа и что эти Дары им ниспослал воскресший и вознесшийся Христос. В тот день своею пламенной проповедью святой апостол присоединил к Церкви Христовой до трех тысяч душ (Деян. 2, 14-41). А когда он вместе с апостолом Иоанном исцелил хромого от рождения и снова говорил толпе об Иисусе, то уверовавших стало около пяти тысяч человек (Деян. 4,4).
За исповедание Иисуса как Мессии начались гонения на апостола Петра со стороны старейшин и книжников, но и после ареста Петр смело говорил перед ними и членами синедриона, исповедуя Распятого и Воскресшего Иисуса. Руками Петра совершались в народе многие знамения и чудеса. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5,15). В «Деяниях святых апостолов» повествуется об исцелении апостолом Петром Энея, который восемь лежал расслабленным на одре (Деян. 9, 33-34); о воскрешении им в Иоппии умершей христианки Тавифы (Деян. гл. 9, 41); о крещении Петром в Кесари сотника Корнилия (Деян. гл.10).
Из «Деяний» мы узнаем о том, что апостол Петр был арестован по приказу царя Ирода (Агриппы Первого), заключен в темницу и скован двумя цепями. К нему была приставлена стража из 16 воинов. Однако Ангел чудесным образом вывел Петра из темницы: оковы спали с него, он прошел первую и вторую стражу незамеченным, а тяжелые врата темницы без шума отворились перед ним сами собой (Деян. 12, 6-18). В последний раз апостол Петр упоминается в «Деяниях» в рассказе об Апостольском Соборе в Иерусалиме, проходившем в 50-м году, где Петр поддержал Павла в вопросе о том, необходимо ли обрезание новых христиан (Деян.15,7-12). На Апостольском соборе обрезание христиан из язычников было отменено; отменялось и соблюдение ими закона Моисеева: Христианская Церковь пошла своим путем.
О дальнейшей жизненном пути апостола Петра известно из Предания, согласно которому Петр в силе Святого Духа обходил многие страны, проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии, утверждая Церкви, поставляя епископов. Наконец, первоверховный апостол предпринял путешествие в языческий Рим, столицу тогдашней империи, с целью проповеди сущности Христова учения. Взору Петра предстал гордый и грозный Рим во всем блеске своего внешнего величия. Однако у этого города не было самого существенного, что могло удовлетворить пытливый ум и трезвое сердце и создать нравственную мощь страны. И с Божьей помощью апостол Петр распространял здесь христианство и утвердил Церковь Христову, обратив ко Христу множество людей как из среды местных иудеев, так и из среды римских язычников. Согласно Иерониму Стридонскому, Петр 25 лет занимал пост первого епископа Рима.
По преданию, мученическая смерть Петра произошла в 64 году. Явившийся ему Ангел возвестил, что приблизилось время его исхода из мира сего и что подобает ему возвратиться в Рим и принять крестную смерть. Апостол Петр был казнен в Риме при императоре Нероне. По его просьбе он был распят головой вниз, так как он считал, что не достоин умереть смертью своего Божественного Наставника. Скончался на кресте апостол Господень 29 июня, многими трудами и крестной смертью прославив Бога. Почитание великого апостола началось сразу же после его казни. Место его погребения было священно для христиан. В наше время это место находится в крипте Собора святого Петра в Ватикане.
Со слов святого апостола Петра святой Марк, его духовный сын, написал Святое Евангелие от Марка. Апостолом Петром были написаны два соборных послания, вошедших в Библию, в которых он давал христианам наставления, призывал любить друг друга, ведь любовь искупает множество грехов.
Память святых славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется Православной Церковью 29 июня / 12 июля. Петров день – встреча «красного лета», полного расцвета природных сил. После этого дня начиналась пора сенокоса. На Руси существовал обычай посетить в этот день храм, затем накрыть на стол, позвать родственников, а накануне – готовить блюда из рыбы. Все рыболовы считают апостола Петра своим покровителем и считают этот день своим профессиональным праздником. Молодежь на день «ключаря-апостола» устраивала «гулянки - Петровки», водила хороводы и качалась на качелях.
В честь апостола Петра царь Петр I назвал основанную им северную столицу империи Санкт-Петербургом, то есть городом святого Петра.
Святый апостоле Петре, моли Бога о России!