Грозный Сталинград

К 80-летию освобождения

Великая Отечественная война (1941-1945)  Иосиф Сталин 
3 Человек  Русский Сталинист  Полтораки 
1907
Время на чтение 10 минут

Лучший способ отпраздновать 80-летие победы нашей Армии под Сталинградом – полностью и навсегда вернуть городу-герою его славное имя.

Восстановление исторического имени Сталинграда – весомый вклад в дело утверждения положительного значения всей русской истории – задачи, которая в полный рост стоит сегодня перед нами.

Отсель грозить мы будем шведу…

А.С.Пушкин

Наша история – «ужасная»?

С именем можно сражаться, с именем можно побеждать, имя может быть грозным для врагов. Именно поэтому они стараются от него избавиться или его оклеветать.

Так произошло с именем нашего Царя Иоанна Васильевича Грозного. Его имя переведено на европейские языки как «Иван Ужасный». Англичане, французы, немцы, итальянцы даже не догадываются о том, что мы его так не именуем.

Разве европейские языки настолько бедны, что там не смогли найти вариант для более точного перевода слова «грозный»?

В немецком языке, например, слово «грозный» переводится как «drohend», «bedrolich». «Грозная опасность» – «drohende Gefahr», «грозный взгляд» – «strenger Blick». Почему же «Iwan der Schrecklice»?

Одно слово – и искажена русская история. В их глазах она воспринимается со знаком «минус». Во многом потому, что так воспринимается историческая личность первого русского боговенчанного Царя и великого князя всея Руси Иоанна Васильевича, оклеветанная на Западе, ставшая в целом отрицательной и в нашей официальной истории, поскольку у нас были и есть люди, доверяющие иностранным мнениям больше, чем своим.

Нечто подобное было совершено в 1961 году, когда Сталинград был переименован в Волгоград. И.В.Сталин был тогда представлен как «ужасный».

Историческая параллель между этими нашими самодержцами XVI и XX веков очевидна. Иосиф Виссарионович и сам её не отрицал, даже поддерживал – скажем, кинофильмом «Иван Грозный». С.М.Эйзенштейн снимал его во время Великой Отечественной войны, за первую серию фильма главные его создатели были удостоены Сталинской премии I степени.

Доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов (1936-2020), сын, кстати, репрессированного в 1937 году майора Красной Армии, говорил:

«Особенно, на мой взгляд, не повезло двум крупнейшим фигурам русской истории: Иосифу Сталину и Ивану Грозному. Именно по отношению к ним потомки оказались столь же невежественны, сколь и неблагодарны».

Как утверждал историк, оба они трижды спасали Россию от врагов – внутренних и внешних. [1]

Что же касается отношения чужеземцев, понять их в этом случае можно. Но нам зачем мерить той же мерой?

Что значит – «грозный»?

Словарь В.И.Даля разъясняет: «Грозный – о царях: мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении». И даже приводит слово: грозновеликий.

«Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия. “Достоин царю грозну бытии”, — говорится в “Валаамской беседе”, и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно… Дело в контексте: эпитет “грозный” и существительное “гроза” появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха “исправляти и здержати” города и веси, “уставити” определенные правила поведения в монастырях и в мiру»[2].

«Грозный – не страшный, не ужасный, а справедливый», – поясняют наши историки. «Любить жену – держать грозу», – гласит пословица.

Среди богослужебных текстов, составленных Царём Иоанном Васильевичем, был канон святому Ангелу Грозному воеводе.

«Согласно одной из версий, – писала филолог Екатерина Гудкова, – прозвище Грозный стало трактоваться как свидетельство “лютости” и “безчеловечности” под влиянием иностранцев, которые побывали в правление Ивана IV в Москве. Видимо, то, что московиты воспринимали как высшую справедливость, европейцам представлялось неоправданной жестокостью. При переводе на европейские языки прозвище Грозный полностью потеряло связь с грозой и гневом Господним и приобрело смысл “страшный”, “ужасный”: Iwan der Schreckliche по-немецки, Ivan the Terrible по-английски, Ivan il Terribile по-итальянски, Ivan le Terrible по-французски»[3].

Характеристики, который давали иностранцы Грозному Царю, яростно-уничижительные и поверхностные, были далеки от понимания сути его личности. Однако именно по ним составился образ Царя, который вошёл в отечественную историю и до сих пор предлагается нашим школьникам и студентам.

В склонности Царя Иоанна каяться в своих грехах – по призыву Спасителя: покайтеся (Мф. 4, 17), – что является основой жизни православного человека, – виделись признаки нервной болезни и даже психического недуга.

Приводился случай, когда Царь замахнулся на протестантского пастора, осмелившегося сравнивать в его присутствии Лютера с апостолом Павлом. Святитель Николай по отношению к еретику Арию был решительнее…

«Быть грозным для врагов государства – это долг царский, – напоминал И.Я.Фроянов. – Вот как об этом пишет царь Иван Васильевич своему политическому оппоненту Курбскому: “Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни безсловесно смиряться?” И далее в том же первом послании царь Иван Васильевич пишет: “Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими: добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки. Если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных”»[4].

Государь имеет в виду слова святого апостола Павла: Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит мечь; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 3-4).

«Полагаю, – продолжал И.Я.Фроянов, – что в исторической реабилитации нуждается сам тип “грозного русского государя” – грозного для врагов и любимого народом.

А традиция подобного народного царя в отечественной истории начинается именно с Ивана Грозного и заканчивается Сталиным. Грозный и Сталин – это два маяка русской истории, которые отмечают начало и конец героического периода нашей истории – время, когда грозной для врагов стала сама наша страна»[5].

Митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв; 1927-1995), доктор церковной истории, об эпохе Царя Иоанна Грозного писал:

«Желание показать эпоху в наиболее мрачном свете превозмогло даже доводы здравого смысла, не говоря о полном забвении той церковно-православной точки зрения, с которой лишь и можно понять в русской истории хоть что-нибудь. Стоит встать на неё, как отпадает необходимость в искусственных выводах и надуманных построениях. Не придётся вслед за Карамзиным гадать: что вдруг заставило добродетельного царя стать “тираном”. Современные историки обходят этот вопрос стороной, ибо нелепость деления царской биографии на два противоположных по нравственному содержанию периода – добродетельный (до 30 лет) и “кровожадный” – очевидна, но предположить что-либо иное не могут.

А между тем это так просто. Не было никаких “периодов”, как не было “тирана на троне”. Был первый русский царь, строивший, как и его многочисленные предки, Русь – Дом Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой».[6]

«Ужасный» мы народ?

Клевета на Грозного Царя перешла и на весь русский народ, на наш национальный характер с далеко идущими выводами: если мы грозного царя не считаем «ужасным», если у нас может быть даже положительное к нему отношение, тогда мы сами народ «ужасный».

Писали, например, так:

«Народ легко мирился с его казнями. Грозный только увеличил жестокость инстинктов и нравов, господствовавших в его стране. Он бросал на русскую землю кровавое семя… Презрение ко всякой справедливости и законам…»

Из чего вытекали эти западные трактовки? Из гордыни Запада, ослеплявшей его духовное зрение. Гордыня учила его – и продолжает учить – тому, что всё, что не принимает западных понятий о жизни, что стремится к сохранению своей самобытности и независимости от Запада, ошибочно и ущербно. А дальше – можно говорить и о покорении этого «неправильного» народа внешней силой или изменой. Что и задумывалось, и делалось все эти века, и по-прежнему стоит на повестке дня.

Гордыня – главное проявление духовного повреждёния Запада, которое выразилось в многочисленных ересях, а теперь привело к явному отказу от Христа, от Его правды.

Гордыня не может понять смирения, оно ей кажется слабостью или глупостью.

Искажённое понимание правления Царя Иоанна Васильевича, характера русского народа, в основе чего лежит непонимание духовной сути Евангелия, отвержение главных Христовых заповедей о несении креста, об отвержении себя, о нищете духовной, о нестяжательности и искании прежде всего Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33) – того, что определило душу русского народа, – довлеет над западным заблуждением не только относительно понимания смысла жизни, но и определило глубокое непонимание сути русского человека, русской истории – с древних времён до сего дня. Это способствовало неприятию и у нас частью соотечественников самобытного русского мiроощущения, что является опасным для самого существования нашего народа.

Время пришло

Совершенно справедливым было бы возвращение Сталинграду его славного имени. Известно, что очень многие люди у нас этого хотят.

Мiр, конечно, загалдит. Но, может быть, и вспомнит, как с восторгом повторял это имя 80 лет назад – как свет надежды на своё освобождение. Об этом и сегодня говорят многочисленные названия этого города в западной Европе.

Да, есть люди, которые придерживаются иного мнения. Даже если их меньшинство – пришло ли для этого возвращения время? Не будет ли оно разделять наш народ?

Действительно, лучше было бы сначала официально вернуть исторически достоверный образ И.В.Сталина. Чтобы имя города, названного в его честь, никого не коробило, чтобы все его жители произносили его с благодарностью. Хотя вопрос касается всех граждан страны.

Дело это далеко не завершено. Тут ещё много работы, она идёт. Мы всё больше опираемся не на пропагандистские штампы, а на образ исторический, живой, который оставили нам те люди, которые с ним работали, общались. Так, может быть, нужно дождаться того дня, когда общество увидит более объективную картину того времени, когда возвращение имени городу не будет вызывать споров, не будет кого-то разделять?

Но только похоже на то, что споры вокруг этого имени не стихнут никогда. Они идут даже не столько относительно этой исторической личности – иначе бы они не были такими острыми. Они идут о том, о чём у нас в России спорили ещё до того, как Сталин родился. О том, какой путь лучше для страны: традиционный, русский, православный – или западнический. В чём главная цель исторического бытия нашего народа.

То же можно сказать и о мавзолее Ленина. Можно подумать, что когда-нибудь, когда нас уже не будет, наши потомки безстрастно решат: быть ли ему на Красной площади. Такого можно и не дождаться. А между тем уже сегодня мы должны оставить нашим детям и внукам историю нашей страны такой, какой она была, какой она им нужнее всего, какая помогает им любить свою Родину, беречь и защищать. Что же касается либерально-коммунистической легенды о том, будто Ленин и Сталин – по сути одно то же, то она не согласуется с историческими фактами. Во многих ключевых вопросах они были даже противоположны, и прежде всего в отношении к русской исторической традиции, к русскому духу.

Время возвращения имени Сталинграда пришло. Отношение к исторической личности Сталина в обществе за последние годы изменилось: согласно опросам, у большинства народа оно положительное. Что же говорить об отношении к имени города-героя?

Недавно было верно подмечено: «Умолчать о Верховном Главнокомандующем, празднуя Победу в Великой Отечественной войне, это всё равно, что умолчать об Александре Невском, празднуя Победу на Чудском озере, это всё равно, что умолчать о Димитрии Донском, празднуя Победу на Куликовом поле, это всё равно, что умолчать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, празднуя освобождение Москвы от польских интервентов».

Сталинград – одно из самых победных имён нашей истории. И не только имя города, но и того, в честь кого он был назван. Не имя Сталина бросает тень на имя города, но славное имя города и память сталинградской победы помогают справедливой исторической оценке того, кто нёс на себе главное бремя в те роковые годы. Их тяжесть хоть в малой степени помогают нам понять испытания, которые проходит сегодня наша страна.

Грозное имя Сталинграда напомнит и нам, и всему мiру о непобедимости русского оружия. Поможет побеждать в священной битве с фашизмом, которая вновь идёт на нашей земле.


[1] Фроянов И.Я. Драма русской истории: На путях к опричнине. – М.: Парад, 207. С. 937.

[2] Александр Панченко, Борис Успенский. «Иван Грозный и Пётр Великий: концепции первого монарха», 1983.

[4] Там же, с. 939.

[5] Там же, с. 940.

[6] Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПб.: «Царское дело», 2002. С. 143-144.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Возвращение имени обязательно произойдет. История заставит.

Почему так долго не решаются? Потому, что для этого нужно полностью и во всеуслышание объявить, что весь курс последних почти 40 лет был ошибочен, перестройка - преступна. Для начала денонсировать собственные оценки "пакта Молотова-Риббентропа", Катыни...

Константин В. / 04.02.2023, 00:45

3. Дополнение

И памятник Сталину, отражающий оба этапа его биографии, связанных с этим городом, должен стоять не где-нибудь на окраине или на отшибе, как бедный родственник, а в самом центре города на Площади Сталина или, как вариант, на Площади Героев Сталинграда.

2. Не нужен орден, мы согласны на медаль...

Сколько уже лет идут разговоры о возвращении Города-Героя Сталинграда, являющегося символом непобедимости Русского Духа и Русского Солдата, а воз и ныне там. Хотя, казалось бы, в чём проблема? Проведите городской референдум по данному вопросу, неужели это так сложно? Значит, всероссийский референдум о поправках в Конституцию провели, референдумы в ЛДНР, Запорожской и Херсонской областях в условиях боевых действий провели, а городской референдум в спокойной стабильной обстановке в глубине России невозможно провести? Вынесите на референдум все три варианта- Волгоград, Сталинград и Царицын, и пусть жители города сами решат. Или всё дело в том, что результаты этого референдума довольно предсказуемы, а кое кого душит жаба антисталинизма? Ок, в таком случае волевым решением местной единороссовской гордумы верните Царицын, уж он всяко лучше безликого хрущëвского Волгограда, за которым вообще ничего нет, одна звенящая пустота. Только в возвращëнном Царицыне обязательно должен быть памятник Сталину и как руководителю обороны Царицына в 1918 году, и как Верховному Главнокомандующему Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

1.

Необходимо срочно городу-герою вернуть его истинное имя — Сталинград.
В отрезвляющее напоминание врагам!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Булгаков
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Антицерковность антисталинизма
Православные публицисты-антисталинисты наносят вред авторитету Церкви
27.10.2023
Все статьи Протоиерей Николай Булгаков
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Иосиф Сталин
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:28
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01