8 июля в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, когда в Русской Православной церкви отмечается праздник семьи, любви и верности, хочется сказать о важности института семьи и брака в современном российско-белорусском обществе.
Современная семья и ее трансгуманистические вызовы
Институт современной семьи, как и все сферы нашей жизни, переживает глубокий кризис, обусловленный трансформацией общества в связи с быстро меняющейся действительностью и переоценкой ценностей, которая продолжается еще со времен буржуазных революций, когда после свержения самодержавия сначала в Европе, а затем и в России окончательно был разрушен традиционный уклад, а крестьянство перестало быть движущей силой истории. Это кардинально изменило нашу жизнь и поставило семью как фундаментальный институт перед серьезными вызовами, такими как:
- Радикальная феминизация общества. Примерно 150 лет назад в Российской империи, да и в Европе тоже еще тяжело было себе представить работающую женщину. Основным занятием женщины до конца XIX в. оставалась семья, и соответственно женское воспитание было основано на подготовке девочки к тому, чтобы стать не бизнес-леди, а женой и мамой. Однако писательницы-феминистки вроде Ж. Санд, сестер Бронте, а также реформаторы К. Цеткин, Р. Люксембург своей борьбой за права женщин запустили процесс женской социализации, в результате чего женщине официально было разрешено вести трудовую деятельность, участвовать в политической жизни и даже служить в армии (к слову сказать, первый женский батальон смерти появился именно в ХХ в. в годы Первой мировой войны под командованием поручика Марии Бочкаревой), т.е. по закону претендовать на равные с мужчинами права и возможности. Плодом этой феминизации оказалось принятие такого законодательства, которое расширяет права женщин, но при этом значительно ущемляет права мужчин. Сама же женщина в таком случае по своему поведению и психологии больше становится похожей на мужчину, т.к. приоритетом своей жизни она часто видит не семью, а скорее карьеру. Мужчина же с такой женщиной перестает чувствовать себя главой семьи и становится «мамой» для детей, часто оставаясь нереализованным в своей профессиональной сфере. Сами женщины говорят, что часто к такому мужчине у них попросту пропадает элементарный интерес и влечение, появляется желание «уйти на сторону».
- Раскрепощение женщины и радикальная сексуализация общества. Феминистка К. Цеткин выступала не только за выход женщины в социум, но и за ее сексуальное раскрепощение. «Стыд есть буржуазное прошлое советского народа!», - говорила она. Именно после событий 1917 года на улицах российских городов днем можно было встретить разгуливающих на демонстрациях голых женщин с лозунгами «Долой стыд!», а вечером – подобных им девиц, танцующих в стриптиз-барах или играющих в театре в откровенных сценах, предающихся «любовному экстазу» на глазах у всех зрителей. Кроме того, в годы Октябрьской революции были также разрешены аборты, активно поощрялись внебрачные половые связи, которые также стали следствием женской раскрепощенности и лишением стыда. Результатом этих процессов явилась называемая сексуальная революция как в Европе, так и в России: возрастающий культ секса в обществе и человеческой культуре (порнография); рост числа преступлений, совершаемых на сексуальной почве, в том числе и в отношении несовершеннолетних (педофилия); ранее половое созревание у детей; нежелание рожать детей и малодетность семьи и т.д.
- Доступность развода. В Российской империи свидетельство о разводе получить было очень тяжело, поскольку для этого необходима была очень веская причина, и требовалось разрешение Святейшего Синода, после чего на виновную сторону налагался запрет на вступление в новый брак. После 1917 года развод стал легкодоступным. При И. В. Сталине разводное письмо очень дорого стоило (2000 советских рублей), и за него исключали из КПСС. Сегодня для получения решения суда и свидетельства о распаде брака необходимо заплатить всего лишь несколько базовых величин. Результатом такой доступности стало увеличению количества разводов: если до 1917 года на 1000 человек в Российской империи был один разведенный человек, то сегодня в России и Беларуси, согласно данным официальной статистики, каждая вторая пара (а периодами, как в пандемию коронавируса, и каждая первая пара) потенциально оказывается в зоне риска распада семьи.
Все названные выше процессы сегодня привели к тому, что, как в европейских странах, так и в России люди в брак вступают очень поздно или попросту отказываются вступать, поскольку считают его обузой и помехой для достижения своих целей (прежде всего, карьеры).
Упомянутая выше сексуализация общества в связи с трансформацией христианских ценностей в европейском обществе уже привела к появлению нетрадиционных форм семейных взаимоотношений (однополые браки, зоофилия, брак с предметами быта, суррогатное материнство и т.д.), что наносит сокрушительный удар по институту семьи как таковому. Так, забвение морали и нравственности, как пишет К. Льюис, постепенно привела к тому, что человек отменил самого человека.
Церковь как семья и семья как малая церковь
Брак является древнейшим институтом на Земле, который заповедан и благословлен еще самим Господом Богом: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).
После грехопадения обязательной составляющей брака стала иерархия, где мужчина главенствует над женщиной, а женщина обрела естественное влечение к мужу и начала рожать детей в муках и скорбях (Быт. 3:16). Так было заповедано Богом, поскольку Ева ослушалась мужа своего Адама и подтолкнула его на совершение греха. Сам же Адам допустил соблазнение Евы змием, поддался греху, и, обвинив во всем Бога, снял с себя ответственность за совершенный грех: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).
Тем не менее, несмотря на тяжелые последствия грехопадения, именно в браке человек получает возможность восполнить то райское состояние, которое он утратил. Более того, брак является Таинством, и его святость подтверждается первым чудом, которое сотворил уже Иисус Христос в Кане Галилейской – претворение воды в вино (Ин. 2:1-11).
В христианской среде семью называют малой Церковью. Это обусловлено схожестью брака с устроением Церкви: как Христос управляет Церковью, так и идущий за Богом муж управляет семьей. Жена же как идущая за мужем помощница, хранит семейный очаг – заботится о муже и детях.
При этом функции мужа заключаются не только в обеспечении материального благополучия, управлении и стратегическом планировании семьи. В древности задачей мужчины было выработка кодекса морально-нравственных норм и передача жизненного опыта последующему поколению, прежде всего, сыновьям (преемственность). В этом выражалась воспитательная функция мужчины как отца. Сегодня в связи с распадом традиционного общества эта функции мужчины фактически утрачена. В современных условиях функция мужчины в семье выражается в лучшем случае в заботе о материальном благополучии.
Сама же Церковь тоже является семьей в какой-то мере, только духовной, куда человек приходит, чтобы помолиться и попросить поддержки. Но храм есть не только дом молитвы, но и место тесного общения людей друг с другом.
Однако современная церковная практика, утратившая дух общинности, делает человека непричастным жизни Церкви. Приходящий в храм человек, пусть даже и привыкший к своему церковному приходу, как правило не чувствует себя частью церковной общины, поскольку он никак не вовлечен в жизнь Церкви или даже если вовлечен, то опосредованно. Он не участвует ни в соборах, ни в избрании духовенства на своем приходе, ни в приходском совете и т.д. В лучшем случае он может принять участие в какой-то благотворительной акции сборов материальных средств на острые нужды. Так в Церкви было утрачена коммуникация между клиром и миром.
Вот почему сегодня важнейшей задачей Церкви является не просто консолидация церковного общества (мирян и духовенства), а возрождение братского служения мирян, характерного как для раннехристианской эпохи, так и для церковной жизни Русской Православной церкви в годы господства унии. Только тогда Церковь снова сможет стать семьей.
Крепкая семья есть фундаментальная часть культуры
Христианские ценности, на которых издревле держалось и держится общество Святой Руси, является фундаментальной частью русской культуры, и каждый из нас ощущает себя сопричастным этой культуре.
Вот, например, фамилия человека может сообщить о месте происхождения родословной (Достоевский из д. Достоево, Шкловский из г. Шклова и т.д.), отчество – об отце как о продолжателе этого рода. Более того, через отчество можно узнать о ближайших родственниках человека и воздавать за них наши молитвы. Вот почему, когда некоторые радикальные феминистки высказываются сегодня о замене отчества на матчество (матроним), это вызывает недоумение у нормальных людей, поскольку такое устремление наносит непоправимый урон семье как «ячейке» нашего общества.
Сохранение и укрепление семьи в настоящее время необходимо, поскольку семья взращивает и воспитывает в человеке те качества, которые элементарно необходимы ему для жизни. Трудолюбие, экономия, жертвенность, терпение – все это невозможно вне семьи.
Более того, существование великой русской культуры не может быть вне семьи. Вы можете себе представить произведения русской литературы вне семейных ценностей? Сможет ли герой «Бесов» Достоевского Петруша Верховенский стать хорошим отцом, а Анна Каренина у Л. Н. Толстого – хорошей матерью? В этом большой вопрос.