Иоанн Грозный и битва при Молодях

Стихи

Иван Грозный 
0
760
Время на чтение 9 минут

Вступление к своему произведению автор составил из цитат книги митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа».

И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного.

Фигура царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530—1584) и эпоха его царствования как бы венчают собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
Помазание царей святым миром имеет свое основание в прямом повелении Божием.

С "легкой" руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений "исторической науки" оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные "гости", не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим или личным мотивам. Один из наиболее известных иностранцев, писавших о России времен Иоанна IV, — монах-иезуит Антоний Поссевин. Следующий "свидетель" и современник эпохи, о писаниях которого стоит упомянуть, это Генрих Штаден, вестфальский искатель приключений, занесенный судьбой в Москву времен Иоанна IV. "Неподражаемый цинизм" записок Штадена обратил на себя внимание даже советских историков.

В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену "смятением горести сердечной" и обвиняя Иоанна в "мучительстве". Для Курбского действительное положение дел не имело значения. Ему важно было оправдать себя и унизить Иоанна.

Царь ответил изменнику так: "Во Имя Бога Всемогущего, Того, Кем живем и движемся, Кем цари царствуют и сильные глаголют, смиренный христианский ответ бывшему российскому боярину, нашему советнику и воеводе, князю Андрею Михайловичу Курбскому... Почто, несчастный, губишь душу изменою, спасая бренное тело бегством? Я читал и разумел твое послание. Яд аспида в устах изменника — слова его подобны стрелам. Жалуешься на претерпенные тобою гонения; но ты не уехал бы к врагу нашему, если бы не излишно миловали вас, недостойных... Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим "сильных во Израиле"; их кровью не обагряем церквей Божиих; сильные, добродетельные здравствуют и служат нам. Казним одних изменников — и где же щадят их?.. Имею нужду в милости Божией, Пречистыя Девы Марии и святых угодников: наставления человеческого не требую. Хвала Всевышнему: Россия благоденствует... Угрожаешь мне судом Христовым на том свете: а разве в сем мире нет власти Божией? Вот ересь манихейская! Вы думаете, что Господь царствует только на небесах, диавол — во аде, на земле же властвуют люди: нет, нет! Везде Господня держава, и в сей, и в будущей жизни!.. Положи свою грамоту в могилу с собою: сим докажешь, что и последняя искра христианства в тебе угасла: ибо христианин умирает с любовию, с прощением, а не со злобою".

А ещё в одном из писем Курбскому запомнились мне такие слова: «Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не зря меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных ( Из книги Царь Иоанн Грозный. Личность и судьба. Переписка с Курбским )
История рассудила, кто прав в этом споре царя со своим бывшим советником. Труды Иоанна Васильевича завершили сложение России — сложение столь прочное, что и восемь лет злополучной Смуты (1605—1613), новые измены боярские, походы самозванцев, католическая интервенция и раскол церковный не смогли разрушить его. (Митрополит Иоанн Снычев).

О битве при Молодях

Откуда все наветы на Грозного царя?
И что в них лгут, что правда? Да Бог им всем судья!
Где верить, где не верить? Давайте думать все ж.
Где злая полуправда, а где и вовсе ложь?
Нам трудно разобраться, по-честному, во всём.
Хорошее не пишут - а почему? - о нём.
«Семь жен», «детоубийца», да Новгорода кровь,
Опричнина, Малюта*, твердят нам вновь и вновь.
Святой Филипп, синодик, где мертвых поминал.
И приговор состряпан. Он лично убивал.
Не слишком ли потомки просты или строги?
Судья – предатель Курбский, да лютые враги.

А как же Русь Святая? Что крепла и росла.

Победам и заслугам, мы знаем нет числа.
За это и пытались враги интриговать:
Травили, клеветали, чтоб повернуть все вспять.
Русь довести до смуты без Грозного царя.
Его, что окружало? - мы забываем зря!
Жидовствующих ересь***, коварный, подлый враг.
В ней подкуп, чернокнижие – без этого никак.
Немытая Европа, не знающая бань,
Тевтонцев и ливонцев готовила на брань.
Да Речи Посполитой, да шведские полки.
Со всех сторон стояли – дни были нелегки!

И страшный враг из Крыма, несущий смерть и страх!

Лавиной накатился и снова при дверях.
Всего лишь год, как строят сгоревшую Москву.
Над Русью дым рассеян, вновь видно синеву…

Но вновь из крымской степи идет татарин злой.

И мог бы стать последним для русских этот бой.
«Урусы ослабели», доволен крымский хан.
Себе готовит титул – «великий тахт-алган****».
Уж разделил Россию, назначены мурзы…
Русь помнила Батыя - век скорби и слезы.
Куражась и наглея вновь к нам пришла орда.
Войска Девлет-Гирея - великая беда!

Сто двадцать тысяч сабель. А Русь ещё слаба…
Ну что же? Смерть избавит от участи раба!
Царь собирает войско. Стрельцы да казаки,
Земское ополченье, опричные полки.
Князь верный Воротынский, князь Хворостинин с ним,
Да «Мишка» Черкашенин***** - их в памяти храним!
Два князя Шереметевы, и им воздать бы честь!
Одо*евский, Хованский. Да всех не перечесть.
Пошли на бой неравный. За Русь, за жизнь война!
Историки, ищите героев имена!
Снимайте, режиссеры. Писатель, где строка?
Отважных, смелых воинов - прославьте на века!

Через Оку, продажный, иуда знает брод.
Враг речку переходит. К Москве вперед! Вперед!
А в авангарде войска - Теребердей мурза.
Идут круша, сжигая. Вот и река Пахра.
Москва уж недалече, с немногим тридцать верст.
И там орду встречает опричный первый пост.
Как молнии сверкают клинки и блеск в глазах!
Лишь в помощь призывают Христа и Небеса.
Их мало, в черных рясах, с молитвой на устах.
Они в татарах сеют своей отвагой страх.
«Пусть враг нас превосходит и злобой и числом.
Но мы за Русь Святую, коль надо, все умрем!»

Князь Дмитрий Хворостинин воскликнул: "Устоим!"
Опричников сегодня огульно мы черним.
Они и были в черном, ведь ряса их броня.
И может зря гуляет, про них, врагов брехня?
В той главной, страшной битве они легли за Русь!
Опричнины не стало. Судить их - не берусь!
А с тыла в это время все собраны в кулак.
И все готовы к бою. Им нужен, только враг!
Поставлен гуляй-город****** уменьем воевод.
Но это лишь полдела. Ведь враг к Москве идет…
Догнали, разгромили обоз и арьергард.
Мы воевать умели и без военных карт!

Свершилось! Развернулись! Ты влип, Девлет – Гирей!
Поддался ты на хитрость и повернул коней.
Пищали и орудия - оружие стрельцов.
Но это не поможет, без сердца храбрецов!
«Боярские детишки»*******, да сборные полки
Врага встречали насмерть, да у Пахры-реки.
Стрелецкие кафтаны не выпачкать в крови,
Что потекла рекою, они и так красны!
Казак - гуляка вольный, свободный и лихой.
Донской иль украинский, да все равно какой!
Крушили, не жалея, татарскую орду.
Кто выжил, тот запомнил, как побывал в аду!

Крошили янычаров********, за Русь и за Христа,
С тех пор орда забыла навек свой путь сюда.
Как уносили ноги, запомнил лютый враг.
При Молодях случилась одна из славных драк.
Не дал нам «кануть в лету» Господь и Грозный царь.
Великая победа! – Звони сильней, звонарь!
А после страшной битвы священники пройдут.
Хоругви и кадила к погибшим принесут.
Да отпоют по вере, что единила Русь.
С Россией Божья сила! Не пропадем, не трусь!
Нам вера помогала во всем, везде, всегда,
Молись же Русь Святая, когда придет беда!

Мы знаем из истории, чуть Русь встает с колен,
Так наступает время ловушек и измен.
За ними, враг серьезный. Он, как всегда, в тени.
Английская корона - и в те, и в эти дни.
На русские богатства захлебываясь слюной,
Встав против православия на сговор с сатаной.
Литовцы да поляки льстецы и гордецы.
Да шведы – извращенцы, по духу - мертвецы.
И нынче те же лица - как «моськи» на «слона».
Так было и так будет, в любые времена.
Ведь своего-то нету, ни воли и ни дел.
Шипеть и пресмыкаться, на веки их удел…

Продажная « элита» всегда верна деньгам.
Народ свой, веру, совесть - кладет к чужим ногам.

Как крысы по амбарам, снуют и мельтешат.
Чужие нам порядки к Руси привить хотят.
Ну где же ты, опричник? Быть может, нужен ты?
И, если тебя нету, для Родины, кранты?
И может, снова нужен, вражинам, «Грозный» суд?
А без руки суровой Россию продадут?
Вы разбирайтесь сами и сердцем и умом.
А может вы уснули? И спите сладким сном?
Вы можете проснуться совсем в другой стране.
Не спите, ради Бога, опять мы, на войне!

Великие стратеги вещали наперёд-
Союзники России лишь армия и флот!
Да православной веры великая стезя.
Святая вера наша - нам без неё нельзя!

Есть вера и отвага - не будешь побеждён!

А если Русь без веры готовься на поклон.

МОлодинская битва за Русь случилась встарь.
Молился за победу Великий Грозный царь.

Давайте разбираться, по-честному, во всём.

И скажем, наконец-то, хорошее о нём.

Победам и заслугам, мы знаем нет числа.

При Иоанне Грозном Русь крепла, и росла.


* Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины; см. Скуратов-Бельский Г. Л.

**Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, знакомый с астрологией и кабалистикой.

***прозвище Тахт Алган («взявший трон»)

****Михаил Черкашенин (? ;1581, Псков) — атаман донских казаков при Иване Грозном.

*****Гуляй-город, гуляй-городо;к — передвижное полевое укрепление в XV — XVIII веках. Представлял собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами. При необходимости
из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы.

******Дети (или сыны) боярские — сословие, существовавшее на Руси в конце XIV — начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу...
*******Турков в составе орды было более 30 тыс.,из них 7 тыс.янычаров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дарьичев
Славься, Пасха Красная!
Пасхальные стихи
04.05.2024
Благая весть
Стихи
05.04.2024
Крокус Сити Холл
Стихи
31.03.2024
Божьей правде посвящая жизнь...
Во Всемирный день поэзии
21.03.2024
Все статьи Сергей Дарьичев
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 12:00
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.05.2024 10:47
О нашем хамстве
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.05.2024 10:41
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 10:37
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28