Монастырская школа русского народа

Участие монахов Свято-Духова монастыря в Рождественских чтениях

0
687
Время на чтение 9 минут

27 января 2020 года на конференции «Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи», проводившейся в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Московского финансово-юридического университета, был представлен доклад наместника Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии игумена Александра (Маслова) и монаха Нафанаила (Бобылева) «Свято-Духов монастырь в горниле истории». На примере драматической истории одной из древнейших обителей России было показано духовно-педагогическое значение русских монастырей, раскрыта их роль в образовании и воспитании русского народа.

***

Архидьякон Павел Алеппский, посетивший Москву в 60-х годах XVII века вместе с Патриархом Антиохийским Макарием, писал о том, что в жизни русского народа в то время все время чувствовался молитвенный, монастырский уклад. И этот строй жизни не был чем-то внешне навязанным, не переживался как иго и тяжесть, но вытекал из глубинной сердечной, внутренней потребности русских людей. Строгость внешняя выступала как проявление сосредоточенности на внутреннем, на борьбе со страстями и грехом – для очищения себя от всякой нечистоты. Целью было единение с Богом, и строгий уклад жизни был средством его достижения. Все это являлось результатом многовековой работы Церкви, православных монастырей по созданию духовного стержня нашего народа, нравственного воспитания русских людей – с «младых ногтей» до старости.

По словам И.В. Киреевского, русская земля была связана «как бы единой сетью», множеством уединенных монастырей, находящихся между собою в незримой связи и духовном общении. Монахи выступали первыми учителями на Руси, монастыри были первыми нашими университетами. Значительную роль играли русские обители в государственном строительстве нашего Отечества, в духовном укреплении и объединении русских людей в годину бедствий, нашествий иноплеменников, гражданских смут. При этом сами монастыри нередко становились объектами нападения врагов, подвергались сожжению и разрушению. Мужественное исповедание православной веры монахами, их свидетельство о Христе всей своей жизнью давало пример русским людям, помогало им сохранить самих себя перед лицом врагов видимых и невидимых.

В истории Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии, как в зеркале, отразилась история нашего многострадального Отечества. До Октябрьского переворота в названии монастыря употреблялось дополнительное определение «Новосильский», указывавшее на местоположение обители и ее связь с одним из древнейших русских княжеств.

Свято-Духов монастырь находится в центре среднерусской возвышенности, у слияния рек Неручь и Зуша. В своей монографии о Ф.И. Тютчеве выдающийся русский мыслитель В.В. Кожинов отмечал особую роль мест, расположенных в бассейне рек Неручи —Зуши – Оки: «Эта малая часть России (всего каких-нибудь 3 процента площади ее европейской территории!) породила поистине великую плеяду художников слова, имена которых: Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин»[1]. Плодоносность этих мест непосредственно связана их историей, глубинной связью с духовными истоками Святой Руси.

С самого своего основания Свято-Духов монастырь играл значительную роль в духовном просвещении окружающего населения. В XVI-XVII веках монастырь был тесно связан с так называемыми засечными линиями, игравшими роль пограничных заградительных сооружений, а также с возникновением казачества как особого социального слоя, государственного военного сословия. Вокруг обители складывается цепь казачьих поселений. Жители их - казаки-сторожи несли службу по охране засечных линий. При этом духовное влияние Свято-Духовой обители было главным объединяющим, просвещающим, облагораживающим и усмиряющим буйную казачью вольницу началом.

Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. В это время монастырь обладал весьма серьезными средствами материального содержания: вотчинами, угодьями, рыбными ловлями и пр.

Разрушительная политика Петра Первого и его преемников по отношению к Церкви и монастырям приводит к упадку Свято-Духовой обители. Перед закрытием монастыря в 1764 году в нем оставалось всего три монаха: строитель Иосиф и два иеромонаха. За монастырем не имелось уже никаких пашенных и сенных угодий, не говоря о вотчинах. Вскоре после упразднения обители 12 новосильских помещиков обратились с прошением в московскую консисторию о восстановлении Свято-Духова монастыря с обязательством обеспечивать монастырь. Ходатайство помещиков было удовлетворено, и 12 сентября 1767 года Новосильский Свято-Духов монастырь был причислен к заштатным монастырям Московской епархии. После своего восстановления Свято-Духов монастырь находился попеременно под ведением 4 консисторий: московской (1767-1774), воронежской (1774-1788), коломенской (1788-1799) и, по перемещении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу, тульской (1799-1918)[2].

В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь выступает как один из самых значительных в Тульской епархии центров организации благотворительной и духовно-просветительской деятельности. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня для страждущих и нуждающихся. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в числе выпускников которого были такие известные деятели Русской Православной Церкви XIX века, как митрополит Киевский Иоаникий (Руднев), причисленный в 2016 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) к лику местночтимых святых, известный русский духовный писатель, профессор Киевской духовной академии Никифор Иванович Щеголев и др . До самого Октябрьского переворота при монастыре действовала церковно-приходская школа, смотрителями которой были настоятели монастыря. Еще одна церковно-приходская школа была открыта при ските монастыря в сельце Енютине (в конце XIX века). Значительную роль играл монастырь в организации помощи голодающим в 1892 году, а также организации лечения и восстановления раненных воинов во время Первой мировой войны.

Настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Геронтий в своей книге, посвященной обители[3], писал о высоком молитвенном строе ее жизни, во многом продолжающем древнерусскую духовную традицию. Большой известностью и почитанием пользовался духовник монастыря, старец иеросхимонах Херувим, обладавший прозорливостью. О нем упоминает Иван Бунин в своих дневниковых записях за 1912 год. За молитвенной поддержкой, духовным советом и утешением, для поклонения святыням монастыря сюда ежегодно стекались тысячи паломников.

С Октябрьским переворотом связаны трагические страницы в истории монастыря. В октябре 1919 года, во время проведения так называемой Орловско-Кромской операции, когда войска Деникина взяли г. Новосиль, а монастырь во время боев неоднократно переходил из рук в руки, трое монахов Свято-Духовой обители были расстреляны красногвардейцами по приговору Военно-полевого трибунала 13 армии Южфронта. Это иеромонах Вениамин (Филипп Степанович Данилов), иеродьякон Никон (Николай Арсентьевич Голенищев-Кутузов), монах Алипий (Афанасий Федорович Воробьев). В 2005 году решением прокуратуры г. Москвы все три монаха Свято-Духова монастыря были реабилитированы. В настоящее время поднимается вопрос об их канонизации как преподобномучеников.

В 1920 году монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению схиархимандрита Илия и под руководством игумена Александра (Маслова), было начато возрождение монастыря.

Древняя обитель сегодня восстает из руин. Прежнее благолепие и красоту обрел соборный храм во имя Живоначальной Троицы, здание которого возвышается над обрывистым и живописным берегом реки Зуши, притока Оки, величественно царит над окрестностями, привлекая внимание всех проезжающих по дороге Залегощь-Новосиль за многие километры. Восстановлена ограда монастыря, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества.

В числе разоренных грабителями-атеистами объектов был монастырский некрополь, включавший в себя памятники, склепы, художественно выполненные надгробья над могилами представителей древних и славных родов России: князей Долгоруковых, Воротынских, Голицыных, Шуйских, Васильчиковых, Хилковых, бояр Бордуковых, Саймоновых, Орлинских, Тимирязевых, Казаковых и др. Сегодня начато восстановление уничтоженного некрополя, тесно связанного с историей России, годами ее высшей славы и могущества.

26 октября в рамках мероприятий к 100-летию Орловско-Кромской операции 1919 г. в Орловской области на территории Свято-Духова монастыря, состоялось открытие памятника князю Петру Петровичу Долгорукову (1744 - 1815) (установлен мраморный памятный крест у алтаря восстанавливаемого Никольского храма). Князь был похоронен на братском монастырском кладбище в родовом склепе, разобранном на камни местными крестьянами – для хозяйственных нужд (сооружение погребов и пр.). П.П. Долгоруков оставил славный след в истории нашего Отечества. Он командовал Спартанским легионом, составленным из жителей греческой провинции Лакедемонии во время пелопоннесского восстания 1770 года, был одним из первых георгиевских кавалеров, губернатором Калуги и Москвы, директором Тульского оружейного завода (был назначен на эту должность Павлом I в 1796 году и много способствовал упорядочиванию производства, улучшению условий труда и быта оружейников).

Как и до Октябрьского переворота, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество: бездомные, немощные, несчастные. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу.

Монастырь снова, как и в прошлом, выступает в качестве центра духовно-патриотического просвещения для населения Новосильского и окружающих районов. Духовенство обители способствует возрождению казачества.

Совместно с духовенством монастыря члены Казачьего объединения заботятся о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике. ркви, под сенью Святого Духа.

Сегодня нередко можно слышать слова о «распаде связи времен», утрате преемственной связи поколений. Однако духовно-патриотическая деятельность Свято-Духова монастыря, ее реальные и живоносные плоды представляют собой наглядное опровержение этого унылого утверждения. Преодоление беспамятства, пробуждение в наших детях и юношестве чувства кровного и духовного родства с теми, кто населял эту древнюю землю, возделывал и украшал ее, защищал от врагов, чтобы передать ее потомкам, прикосновение к реальной, живой истории, которой дышит каждый камень, каждая дорога, каждый извив реки Зуши, притока Оки, впадающей в Волгу, великую русскую реку, близкое знакомство с жизнью подвижников, благоукрасителей и строителей храмов, тружеников на ниве отечественного просвещения, науки и культуры - это путь к укреплению, процветанию, могуществу нашего Отечества, путь к небесной славе и Святой Руси!


[1] Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве URL: : http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/about/kozhinov/prorok-1.htm

[2] Русаков Е. Новосильский Свято-Духов мужской заштатный монастырь / Е. Русаков // Приложения к «Тульским епархиальным ведомостям». – 1870. – Вып. 1-11.

[3] Архимандрит Геронтий. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря. – Тула, 1901.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
От устья до истоков
Записки монастырского насельника
07.02.2024
На что надеяться России
Поэма И.Семеновой о блж.Ксении Петербургской
20.11.2023
«Чудотворная крепость, Россию храня…»
Севастополь и Крымская война в творчестве А.Н. Апухтина
24.09.2023
Глинские чтения: прошлое и настоящее
XXXII Международный духовно-просветительский форум, 28.07.2023 года
16.08.2023
Все статьи Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04