Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Исихазм как политическое явление

Алексей  Величко, Русская народная линия

Основы православной культуры
Проблемы церковной жизни
Византийский урок для России / 27.06.2019


Часть 1 …

 

28 Января 2019 г. в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами прошло совещание с представителями епархиальных «военных» отделов в рамках секции «Церковь и Армия» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в совещании приняли 135 человек из 107 епархий Русской Православной Церкви. Ключевой темой форума стали доклады и выступления о значении духовной практики Исихазма в современных условиях. Докладчики отметили уникальность поднятой темы, выразив живую заинтересованность в проработке духовных вопросов пастырского служения в воинских формированиях и развитии святоотеческой традиции умного делания в современных условиях.

С докладами выступили: председатель Синодального отдела, Протоиерей Сергий Привалов «Актуальность просвещения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов вопросам внутреннего духовного делания», духовник Высокопетровского монастыря Москвы Игумен Петр (Пиголь) «Основные особенности Исихазма: методология и практика»; доктор юридических наук, генерал-лейтенант юстиции Алексей Михайлович Величко «Исихазм как политическое явление»; насельник Исихастириона Святителя Иннокентия Иркутского, Каруля (Афон) Игумен Алексий (Просвирин) «О практике современного Исихазма на Святой Горе»; сотрудник военного отдела Рыбинской епархии Протоиерей Игорь Петров «Святоотеческая традиция умного делания в современной пастырской практике»; председатель Отдела Мурманской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, протоиерей Андрей Амелин «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание Российского воинства на современном этапе военно-церковного взаимодействия» ; историк Леонид Евгеньевич Болотин «Иисусова Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время»; преподаватель воскресной школы Николо-Бирлюковского мужского монастыря Алексей Иванович Сазонов «Съемка серии фильмов популяризирующих Исихазм»; Павел Геннадьевич Фокин «Опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе проектов кинокомпании "Союз Маринс групп"»; а также историк Вячеслав Михайлович Катков и помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев.

Итог научно-богословского форума подвел Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Он обратил внимание собравшихся на основы целеполагания при изучении и практике умного делания, когда все должно быть подчинено главному - стяжанию любви к Богу и ближнему. Этому может и должна способствовать любая практическая дисциплина христианского доброделания. Далее по результатам выступлений состоялась дискуссия.

Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» доклад Алексея Михайловича Величко, которым мы отрывает публикацию из четырех очерков выдающегося современного византолога и нашего постоянного автора, посвященных бытованию христианской веры и молитвы в социуме.

 ***

«Сила и сущность Византии в том, что жизнь не была отделена от религии. Сила в том, что стремились, пусть и не всегда удачно, приблизить свое делание к Церкви, поднять все до ее уровня, уйти в нее. В Византии не было церковных обывателей, религиозных разночинцев, все дышали и не могли не дышать, и не хотели ничем иным дышать, кроме атмосферою церковности. Они искали вечную правду, тосковали по ненайденной истине».

Киприан (Керн), архимандрит[1]

 

Влияние конкретной идеологии на политико-правовые воззрения и правосознание определенного народа совершенно безспорно. Об этом много и пространно писали. Не менее оправдана и та мысль, что христианство, не являясь идеологией само по себе, зачастую становится основой для рождения многих из них, причем нередко диаметрально противоположных. Ну казалось бы, какое отношение духовная практика имеет к вопросам государственного устройства и судьбам целых цивилизаций?! Однако молитва, как и вера, занимает особое место в жизни человека. Ее действие следует рассматривать с разных сторон: как способ освободиться от страстей, умолить Бога о прощении, как средство успокоения души, стяжание внутреннего мира, приводящее к совершенному покою, Исихии, и как метод Богопознания, приближения к Самому Богу[2].

Последнее обстоятельство имеет самое непосредственное отношение к идеологии: как человек воспринимает себя вокруг Бога, как он понимает окружающий его мiр, кем в нем он себя ощущает - все эти вопросы в конечном счете предопределяют политические идеалы целых поколений и особенности правосознания того или иного народа.

«Царства, - писал как-то В.С. Соловьев (1853-†1900), - гибнут только от грехов собирательных - всенародных, государственных - и спасаются только исправлением своего общественного строя, или его приближением к нравственному порядку. А если бы все дело было в личной праведности, независимо от исправления общественного, то ведь святых в этом смысле людей в Византийском Царстве было не меньше, чем где бы то ни было - отчего же это Царство погибло?»[3]

 

Портрет философа Владимира Соловьева. И.Н. Крамской, 1885, ГРМ

Останется только добавить к сказанному нашим великим философом, что для гибели целой цивилизации совсем не требуется непременно «собирательно-народного» греха. Достаточно, чтобы ему была подвержена политическая элита государства, им правящая. Именно эту картину и демонстрирует нам история величественной Византийской Империи.

 

-I-

 

Пожалуй, не было в истории византийской цивилизации момента бо́льшего борения между традиционными духовными практиками христианства и ренессансом языческого «просвещения», чем так называемые исихастские споры XIV столетия. Именно победа Исихии («Исихазм» - от греческого «спокойствие», «уединение», «тишина»[4]) отодвинула гибель величественной Византии почти на столетие. А измена ей стала в итоге, наряду с другими явлениями, причиной катастрофы великой Империи. Коснемся кратко событий, предшествовавших этому знаменитому противоборству.

 

Иисусова Молитва - основа Исихазма

 

Как известно, начало XIII века ознаменовалось не только падением Константинополя, созданием Римо-католиками на месте Византии Латинской империи и формированием византийского сопротивления в форме Никейской Империи, но и серьезными новшествами на идеологическом фронте. Неожиданно термин «эллин», в первые века христианства уничижительно-синонимичный понятию «язычник», приобрел права гражданства и получил в Византии широкое распространение. Не только профессиональные философы, которые всегда водились в Византии в большом количестве, но сам Император Феодор II Ласкарис (1254-†1258) и практически вся политическая элита с гордостью именовали себя «эллинами». По сути, Ласкарис, воспитанный на Аристотеле и произведениях античных греческих философов, стал глашатаем эллинизма, ярким энтузиастом возрождения национальной эллинской культуры.

 

Император Феодор II Ласкарис

 

Почему это произошло? Как известно, попытки реставрации в практическом смысле языческой философской мысли, с которой византийцы были хорошо знакомы, предпринимались в Византии неоднократно (например, в XI веке), чему немало способствовало резкое ослабление уровня восточного Богословия. После полыхающих зарницами догматических споров Вселенских Соборов на Востоке наступила эпоха окаменевшего церковного Предания. И хотя духовная практика минувших столетий отнюдь не исчезла, официальное учение Церкви прекратило свое естественное обновление, что выглядело явным диссонансом на фоне прогрессирующего западного просвещения.

Именно там, после перевода трудов Аристотеля с арабского на латинский, studium (профессиональные ученые) стало мощнейшей нравственной силой, которую современники ставили на один уровень с Sacerdotium (Священством) и даже Imperium (Царством). Огромный поток знаний и методологий, открывшийся в античных текстах, привел к созданию новых форм мышления и интеллектуального творчества. На Западе уже издавна имело место колебание между отрицательным отношением к разуму, воспитанному на языческих источниках, и желанием воспользоваться им для утверждения в мiре господства веры[5].

Теперь же последствия для латинского Богословия были кардинальны - оно стало наукой, самой высокой из всех, и все остальные дисциплины, включая философию и естественные науки, должны были ей подчиняться методологически. Отзвуки этих событий, естественно, были слышны и в Византии - в условиях все еще единой христианской цивилизации это было совершенно неизбежно[6].

Но все же тогда увлечение эллинизмом признавалось современниками, разглядевшими в нем весьма сомнительные новации, далеко не безобидным для человеческого духа. И потому Иоанн Итал (1025-†1085) был соборно анафематствован при Императоре Алексее I Комнине (1081-†1118). Разумеется, священноначалие и христианскую политическую власть не могли не тревожить факты широкого распространения уже отвергнутых Церковью учений о переселении душ, софистические толкования чудес Христа, Его святых и т.п.[7]

Так было раньше, теперь же, в XIII веке, в силу политических причин эллинизм, пусть и в «облагороженном» виде, неожиданно получил мощную поддержку со стороны царской власти и политической элиты при индифферентизме восточного епископата. Византийцы времен Никейской Империи не могли не отдавать себе отчет в том, что не они одни являются «римлянами» и что на Западе живут такие же «римляне», как и они сами. А потому возрождение народного духа стало возможным, по их мнению, исключительно за счет реставрации эллинизма[8].

И нет ничего удивительного в том, что Император Феодор II стал горячим поклонником той идеи, будто перерождение и обновление Византии, павшей в 1204 г., должно случиться не под знаменем обезличенного в национальном отношении «ромейства», а исключительно под эгидой национального эллинизма. Император любил греческий язык «более дневного света», распространяя эллинское образование и просвещение самыми разнообразными способами.

Византийская (Римская) Империя как бы еще осталась прежней. Но теперь вместо политико-правового понятия «римлянин» основой государственности стала этническая категория «грек». Само понятие «эллин» стало антитезой западно-римскому духу, с которым византийцы боролись. Возрожденное национальное самосознание проявлялось в самых разных формах: политических, культурных и религиозных. Никейская Империя, осколок павшей Византии и точка ее возрождения, сознавала себя православной в противоположность латинскому Западу. Преклонение перед античным прошлым было обычным делом, своего рода «правилом хорошего тона». И для Ласкариса, как и его сторонников, просвещение стало национальным проектом. Поэтому обращение к старым традициям, сознательно противопоставляемым ненавистной латинской культуре, явилось не только естественным, но и в какой-то мере неизбежным итогом.

Надо сказать, что ренессанс античной мысли имел широкий спектр: от сугубо языческих и националистических воззрений (как, например, у Плифона, о котором речь пойдет ниже) до идей императора Феодора II Ласкариса, которого совершенно невозможно упрекнуть ни в послушном следовании классической языческой философии, ни в национализме. Тем не менее и в его трудах проскальзывали мысли, развивая которые можно было бы придти к выводам, едва ли желательным для самого императора.

Так, в своем произведении «Похвала мудрости» (а, надо сказать, Царь был весьма плодовитым автором) Феодор II, словно повторяя Платона, утверждал, что наука делает человека разумным и доводит до Бога. Основа мудрости - боязнь Бога; а уча добродетели, мудрость сама становится основой добродетели. Лишь тот, кто познал науку до конца, владеет добродетелью, невежда же остается рабом страстей и заблуждений. В другом трактате «Об общении природных сил» Василевс обосновывал тот вывод, что образование для человека то же самое, что форма для материи. Иначе говоря, образование (разум) - высшая природа человеческой личности[9].

На первый взгляд, ничего нового здесь не было сказано, и риторика осталась прежней: человек должен быть «праведным», «благочестивым», «чистым», «священным» и тому подобным. Однако этот же лексикон, взятый в контексте древнеязыческой философии, становился очень далеким от того понимания, которое ранее христианство вкладывало в этот смысл[10].

Справедливо говорят, что ни одна другая идея, как платоновский дуализм, не причинила столько вреда христианскому благочестию. Усматривая в человеке душу, якобы заключенную в темницу материального тела, безсмертную по своей природе и стремящуюся к сверхматериальному бытию, платонизм вполне равнодушен и к Евхаристии, и к Воскресению из мертвых, и к самой Церкви. Платонизм интересует лишь Откровение Бога, обращенное к самой душе, к уму, чувствам - то есть лишь к немногим атрибутам человека, но не к нему всему в целом. Понятно, что в таком «антропологическом благочестии» любое благочестие становится насквозь субъективистским.

Однако и схоластический аристотелизм содержал в себе семена учений, впоследствии развившихся во вполне светские доктрины. В понимании схоластиков всё мiроздание разделяется на мiр материальный и духовный, а потому в человеке, как в искусственном здании, составленном из разных элементов, присутствует противоположность царства природы и царства благодати. Но, конечно же, преобладающее значение имеет разум, имеющий статус закона Вселенной, «естественный закон»[11].

Впрочем, через некоторое время «антилатинизм» одних просвещенных византийцев начал вынужденно соседствовать и с латинофильством других греческих мыслителей. Ознакомление с современной им западной культурой XIII-XIV веков открыло византийцам тот неожиданный факт, что она вовсе не отвергает античное наследие, а напротив, является законным чадом столь любимых греками античных титанов мысли - Платона и Аристотеля. И вскоре некоторые образованные византийцы начали восхищаться тягой латинян к античному наследию. Примечательно, однако, что даже латинствующие византийские гуманисты были убеждены в том, что Запад все равно должен учиться у Востока, а не наоборот. И многие византийские писатели вынужденно горько констатировали, что «потоки мудрости утекают к варварам».

В течение краткого времени латинофильство приняло вполне осязаемые черты. А количество лиц, перешедших в латинство по причине его «научности», насчитывалось десятками. И - это важно - речь идет не о рядовых обывателях или даже аристократах, а о государственных мужах, занимавших высшие места в политической иерархии. Например, о месадзоне (министре двора) Димитрии Кидонисе (1324-†1398) - доверенном лице императора Иоанна V Палеолога (1341-†1391), и других лицах, о которых речь пойдет ниже[12].

Эта «смена вех» не замедлила сказаться на идеологическом фронте. Под влиянием идей неоплатоников и последователей Фомы Аквината (1225-†1274) в Византии стали появляться философские и политические учения, в которых, как указывалось выше, без труда обнаруживаются зачатки теории «естественного права», вскоре вступившей в конфронтацию с идеей божественного устроения мiра. Задолго до естественно-правовых учений Нового времени философ Алексей Макремволит (XIV век) полагал, что равенство людей друг перед другом предопределено законом природы[13].

Серьезную интерпретацию получила и идея Империи, как ее понимали до сих пор. Да, при всех уклонах в национализм византинисты-гуманисты вовсе не спешили хоронить идею всемiрной Римской Империи. Однако, как и ранее, при Ласкарисе, сама возможность реставрации Византии в прежних размерах становилась возможной только и исключительно при помощи формирования титульной нации - эллинов.

Кроме того, вместо единой, универсальной и вечной Римской Империи «новая», восстановленная Византия рассматривалась как одна из исторических империй, подверженная общему закону рождения, угасания и гибели. Так, великий логофет и писатель Феодор Метохит (1270-†1332) обнаруживал, по Плутарху, корни Рима в Трое, погубленной данайцами-греками. Поэтому ни о каком особом имперском происхождении Рима говорить уже не приходится - считалось, что он был создан невообразимой конгломерацией различных варварских народов, сошедшихся в одном месте. В результате идея Империи утратила свое обаяние, теперь она ассоциировалась с грабежом, войной и братоубийством.

 

Великий логофет Феодор Метохит, светский учитель Святителя Григория Паламы. Мозаика монастыря в Хоре

 

Святая святых Византии - идея императорской власти, также не обошлась без новых веяний. Пожалуй, в наиболее «языческом» виде ее излагал видный мыслитель-гуманист Георгий Гемист Плифон (1360-†1452), который не только искренне полагал христианство учением «второго сорта» после Платона, но слыл также яростным националистом. Являясь участником Ферраро-Флорентийского собора 1438-39 годов, он категорично отвергал латинские редакции догматов исключительно по причине того, что они «не греческие». А его мысль о принципиальной возможности и правомочности социальных преобразований сама по себе объективно означала отрицание всей теократической системы государственной власти в Византии. Он же, копируя своего кумира Платона, предлагал отказаться от идеи Империи и создать небольшую национальную греческую автаркию, замкнутую ото всего мiра. Кроме того, нарисованный им образ императорской власти дисперсируется на множество личных черт, что приводит к ослаблению иератического характера царской идеи[14].

Следует помнить, что по старинной традиции многие государственные должности занимались интеллектуалами. Поэтому византийское просвещение становилось весьма действенным орудием практической церковной и государственной политики[15].

 

-II-

 

В Церкви, как мы знаем, нет ничего лишнего, искусственного, на «всякий случай» или противоречащего друг другу - истина не разделяется в себе. Халкидонский догмат о двух природах в Иисусе Христе, неслиянных и нераздельных - Божественной и человеческой, отражает и природу социального мiра, если мы говорим о Церкви. Находясь в мiру, Церковь не сливается с ним - иначе она перестала бы быть Церковью. Но и не отделяется от него - иначе и в этом случае она превратилась бы в секту «избранных». Она живет в мiру, преображая его.

Церкви, как обществу верующих, вовсе не безразлично, как строится политическое тело, в котором она пребывает, какова форма правления и тому подобное. И дело заключается не только в том, что при определенных режимах, формах правления и политических устройствах она с высокой вероятностью может стать гонимой. А в том, что политические институты могут либо носить на себе образ Царя Небесного и Его Царства, либо копировать прибежище диавола. «Сущность религии в том, - справедливо писал В.С. Соловьев, - что ее истина не отвлеченно-теоретическая, а утверждается как норма действительности, как закон жизни. Если я в самом деле верю, например в троичность Божества, то я должен понимать и принимать ее нравственный жизненный смысл»[16].

Именно так! Истина открывает себя не для отвлеченного любования ею человеком, а для устроения жизни человеческого общества на основе конкретной религиозной нравственности. Было бы нелепо полагать, будто социальный строй мусульманских обществ - явление случайное. Равно как и особенности политико-правовой организации христианских государств.

В связи с этим имперская форма государства, копирующая Кафолическую Церковь, является оптимальной для обезпечения единства человеческого рода. По крайне мере, всех христиан. В условиях единой Византийской Империи, включавшей в свои границы все церковные общества Вселенной, при всех ссорах и спорах между великими кафедрами, Кафолическая Церковь блистала, как никогда ранее или позднее. Каждый византиец, «ромей», чувствовал себя не только гражданином единого вселенского государства, но и членом единой Вселенской Церкви - от берегов Шотландии до Палестины и от Вислы до Нила.

Сегодня нам предоставляется, увы, не вполне счастливая возможность увидеть, к чему привела тенденция развала христианских Империй. Да, существует определенное количество национальных христианских государств. Но многие из них не совсем дружны друг с другом, другие откровенно враждебны. И национальные Церкви, копируя политику своих государств, легко разрывают «братское общение» при продолжающихся формальных и ни к чему не обязывающих словопрениях о «братской любви».

Для имперской формы враждебна любая национальная идея. Особенно этот тезис оправдан для Византии, где еще задолго до принятия христианства национальный критерий был забыт, сменившись универсальным политическим понятием «римский гражданин». Гражданином Рима был грек, галл, иудей, природный латинянин, германец, бритт, англ, сакс, шотландец, сириец, армянин, гот, вандал, герул, араб, египтянин и так далее. Замечательно, что именно имперская форма является подлинной основой религиозной толерантности, которую так силятся защитить современные либералы путем построения светского государства. Известно, например, что незадолго до своей смерти учитель Исихии Святитель Григорий Палама (память 14 ноября) попал в плен и провел несколько лет среди мусульман, ведя с их учителями долгие богословские беседы. Прощаясь, он сказал им, что в скором времени Православие и Ислам согласятся между собой[17]. Это ли не торжество имперской идеи?!

 

Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский (1296-1359). Икона 1370-1380 гг.

 

Являясь политической интерпретацией Халкидонского ороса, имперская форма стала элементом, собиравшим Церковь в единое вселенское тело. Для Византии была возможна лишь и исключительно форма единственной и универсальной Христианской Империи, и эта идея поддерживалась как Царской властью, так и Священноначалием Восточной Церкви[18].

В то же время Вселенская Церковь могла нормально существовать исключительно в условиях единой имперской государственности. Не случайно появление империи Карла Великого (800-814) и ее легализация Римским папой в скором времени привели и к расколу Кафолической Церкви.

Это сегодня нам, отученным от имперской идеи и не успевшим пожить в имперских формах бытия, кажется, что она носит в лучшем случае отвлеченно-«патриотичный» характер. Но для Святителя Григория Паламы и других исихастов Византия мыслилась только как Империя, а ее жители могли быть лишь ромеями (римлянами). Это естественно вытекает из основы имперской цивилизации - Православия. Поэтому гражданская война между Императором Иоанном VI Кантакузеном (1347-1354), великим дукой Алексеем Апокавком (?-1345) и Императрицей Анной Савойской (1341-1359) понималась ими как катастрофа Церкви. Спасение от этого - не в мероприятиях, которые сегодня отнесли бы к сугубо церковным, а в христианском Царе, соединяющем мiр сакральный и мiр политический в одно органическое целое[19].

Как истинный римлянин, Палама ни при каких обстоятельствах, даже будучи гонимым другим ромеем, своим согражданином (хотя бы Патриархом и Царем), не предаст Империи. А потому Святитель отказал в принятии покровительства весьма могущественной особы - Сербского короля Стефана Уроша IV Душана (1345-1355). «Исихасты были ромеями и своей борьбой защитили сущность ромейства», - справедливо пишет один уважаемый автор[20].

Имперская форма, которая была присуща Византии на протяжении тысячелетней ее истории, могла сохраниться только в границах ортодоксии. Не случайно развитие номинализма и протестантизма в скором времени приведут к появлению национальных государств в Западной Европе. И даже Римское папство, традиционно меряющее мiр имперскими категориями, в тот момент было вынуждено в известной степени отказаться от имперской идеи из опасения совершить акт политического самоубийства на фоне новейших политических веяний[21].

Разве могут конкурировать интерпретации имперской идеи времен поздней Византии с тем чувством вселенского братства, которое демонстрирует нам традиционная византийская политическая мысль?! А она идеально перекликается со стихами Второго Послания Фессалоникийцам Святого Апостола Павла, где говорится о том, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). И как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, многие богословы в течение двух минувших тысячелетий понимали под «удерживающим» Христианскую Империю[22].

Представим себе: Византии уже фактически нет, государство вот-вот падет под натиском османов. Но для духовного видения современников эти внешние материальные события ничего не значат. Пока существует Православный Царь и Империя, тьма не поглотит свет, освещающий Вселенную. Это один из лейтмотивов «Плача о Константинополе» - поэмы, написанной после падения великого города в 1453 г.:

 

«Ты был светилом в небе, Царьград благословенный,

Звездою светлой утренней, что мiр весь освещала,

Лучистый свет дарующей всем странам во Вселенной:

На западе Италии, империи германцев,

А также Антиохии, известной на Востоке.

Служили одному тебе четыре патриарха,

Не только Царь ромеев всех, но был ты Царь над всеми,

Над всей землей ты властвовал, единый Император»[23].

 

Здесь даже сравнивать традиционные ценности византийского общества с «просвещенными» представлениями «эллинов» невозможно...

 

-III-

 

С учетом сказанного не должно удивлять, что вопрос о допустимых духовных практиках носил далеко не только «клерикальные» черты. А потому спор об Исихии, занявший несколько десятилетий и собравший Соборы 1341, 1347 и 1351 гг., привлек внимание не только монашествующих и просвещенных современников, но и Императорскую власть. Несмотря на крайне тяжелое состояние дел в Византийском государстве, Императоры Андроник III Младший (1328-1341), Иоанн VI Кантакузен, Анна Савойская, Иоанн V Палеолог являлись неизменными участниками соборных баталий и своим решением легализовали победу исихастов над их противниками. А личность Святителя Григория Паламы, которому Божьим промыслом было доверено отстаивать идеи традиционных византийских духовных практик («Исихию»), вполне обоснованно ассоциируется со спасителем Византии не только в духовном, но и в политическом плане.

Следует сказать, что было бы крайне неверным изображать Исихию и учение Святителя Григория Паламы как нечто новое в духовной практике Восточной Церкви. К слову сказать, Палама прекрасно знал сочинения Аристотеля, когда юношей обучался в Императорском университете в Константинополе, и даже снискал восторженные оценки своим познаниям. Но, защищая исихастов, Палама действовал как апологет того, что являлось хорошо известной и уважаемой традицией, ранее возникшей в византийской Церкви и византийском обществе[24].

В чем же ее особенность? Для Византии, воспитанной в идеях и идеалах Исихазма, нет и не может быть жесткого противополагания мiра Божественного и мiра социального. Напротив, превалирует идея Халкидонского синтеза концепции Божественного мiроустройства, космического Божественного порядка, человеческого социума и самого человека. Поэтому Божественные энергии, Божественные атрибуты относятся к общей природе человека: разум, воля, любовь, мир свойственны всем трем ипостасям и не могут определять их различий. Это то учение, что позднее получило наименование «оправдание жизни».

Святитель Григорий Палама писал: «Все, что мы знаем о Небе, и законы природы, и искусство, и всякое знание, состоящее из отдельных частей, которое мы строим с помощью разума из ощущений и благодаря воображению, лишено само по себе духовности». Почему? Да потому, что высшая истина - духовна и постигается в вере, в акте мистического единства с Богом. Это и есть синтез разума и веры[25].

Со времен Макса Вебера (1864-†1920) стало аксиоматичным говорить о том, что именно протестантизм, основанный на идее предопределенного спасения и способности познания Бога и созданного Им мiра человеческим разумом, что называется «вполне» открыл спящие в условиях католицизма и ортодоксии творческие силы человека, побудил его стать творцом этого мiра, признать его своим, отождествить внешний успех, «бизнес» с религиозной свободой человека.

Однако задача творчества, которую за несколько веков до Реформации ставил перед человеком Святитель Григорий Палама и его сторонники, несопоставимо грандиознее. Для исихастов человеческая жизнь отображает не просто взаимоотношения Лиц Святой Троицы. Важно, что человеческий дух есть образ Высочайшего Эроса. Бог есть Любовь, и человек - образ этой любви. Преимущество человека перед Ангелом заключается именно в его способности творческого эроса, в созидательном соучастии человека Богу.

Человек, учили исихасты, занимает исключительное место в иерархии Божественного мiроздания, он наделен особыми, отличными от всех других тварей способностями и дарами - тем, что общё можно выразить словами «по образу и подобию Божию» (Быт. 1: 26-27). Повторяя слова Святителя Григория Нисского (память 10 января), Палама писал, что в человеке сосредоточена вся тварь, он - микрокосм, все в нем - разум, душа, безсмертность тяготеют к Богу. Поэтому человек имеет возможность познавать не только внешний мiр, но и возноситься разумом к Богу[26].

 

Святитель Григорий Нисский (335-394), мозаика в Киевском Софийском соборе

 

Отсюда вполне естественно и закономерно следует другое качество человека, открытие которого составляет важнейшую мысль в учении исихастов. «О том, что человек разумен, свободен и одарен разными дарованиями, - подытоживает один авторитетный автор, - говорили многие писатели Церкви, но о творчестве как особом задании человеку сказали немногие. Сопоставить же это с образом Божиим и привести в соотносительность с мiром духов, более, казалось бы, совершенных, чем человек, удалось, пожалуй, только Паламе. Он бросил эту мысль». Человеку дано задание стать творцом. И он творит с надеждой и верой, что плод его творчества избежит тления, хотя действительность и убеждает в обратном, но дух зовет обезсмертить и увековечить себя[27].

Именно в обо́жении, начинающемся уже здесь, на земле, но имеющем своим замыслом завершение в Царствии Небесном, исполняется замысел Божий о человеке[28].

Разумеется, в такой духовной традиции уже не может идти речь о «разумном» постижении божества; это достигается лишь в Церкви во всей полноте ее учения и предания. Человек может творить лишь в Боге, познание Которого достигается через соприкосновение с Божественными энергиями, через которые Спаситель и открывается нам. Служить Ему - значит творить здесь, на земле Царство Небесное. Любая утопия, всякая попытка построения «земного рая» лишена всякого смысла, поскольку все наше творчество направлено на обо́жение человека и его соприкосновение с Творцом, сожительство с Ним в Его Царстве.

Особого рода служение - Царская власть, как она установлена Богом. Святитель Григорий Палама прямо говорит: «Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя». По мнению специалистов, между Царством Небесным и христианским Царством римлян, как их понимает и описывает Палама, есть соотношение Первообраза и иконы: «Яви наших Царей, изображающими, насколько это возможно, Твое вечное Царство»[29].

Во время кровопролитной и катастрофичной для Византии гражданской войны Святитель Григорий предпринимал всевозможные усилия для умиротворения противоборствующих сторон, не выказав ни одной из них ни своего особого расположения, ни отторжения. Почему? Да потому, что гражданская война велась Царями, власть которых для Паламы была священна. Святитель называл Императора Иоанна V «самым Божественным Императором, имеющим с младенчества печать власти», Анну Савойскую - «святой матерью», «нашей повелительницей», «защитницей праведности», а Императора Иоанна VI Кантакузена - ревностным поборником Православия[30].

В целом Исихазм дает взвешенное решение проблемы, которая постоянно стоит перед христианином: как совместить и согласовать личное и Богослужебное благочестие. Обо́жение исихасты понимают не как вознесение разума, ума над природой, оно не связано с какой-либо дематериализацией. Все исихасты - от Преподобной Марии Египетской (память 1 апреля) до Преподобного Серафима Саровского (память 19 июля) - утверждали, что Богообщение охватывает всего человека в целом, и Божественный свет может воссиять и в самом теле обо́женного человека, и он есть предвосхищение Воскресения последнего дня[31].

Исихасты были убеждены, что социальные, экономические и иные проблемы всегда найдут правильное разрешение, если сердце человека очищено. Лишь исцеленный человек становится истинным человеком, обретает любовь, которая является Богословской и социальной добродетелью. Когда же ум человека отдален от сердца и от Бога, он становится жестоким, и у человека возникают социальные проблемы[32].

Как видим, Исихазм, акцентируя внимание вроде бы лишь на духовных сферах Богопознания и обо́жения, выводит из себя вполне конкретные политические и идеологические категории, носящие сугубо практический характер. Империя как форма государственного устройства, Царская власть как прообраз Лиц в Святой Троице, Церковь как место и способ обо́жения человека и его причащение Христу, преобразование внешнего социального мiра, исходя из чувства любви к ближнему, и пренебрежение его несправедливостями как смирение перед Промыслом Бога.

Еще один пример влияния Исихазма на сферу практической политики Византии являет нам идея права, как она сформировалась там. Христианская добродетель, справедливо полагали они, сама идея обо́жения человека глубоко смиренна по сути своей. Без познания своих грехов нет обо́жения, поскольку лишь сознание своей греховности и недостоинств приводит к смирению. Без смирения нет настоящего покаяния[33].

В свою очередь покаяние и смирение формирует специфическое христианское правосознание, где доминирует понятие «кеносиса», смирения, которое есть «риза Божества». Оно предполагает принесение человеком в жертву Богу своей воли, самоограничение внешней свободы без внешнего принудительного побуждения во имя любви. Идея кеносиса становится основой для той идеи «правообязанности», которая вообще характерна для христианского сознания как альтернатива светско-либеральной «борьбе за права»[34].

Такой постановкой вопроса право, закон никак не умаляется. Ведь он является плодом Божественной справедливости, органичным сегментом Божественного мiроустройства, тем даром, каким Господь наделил человека, чтобы тот жил в мире и чистоте. И не случайно в одном из законодательных памятников Византии (в «Василиках») говорится: «Закон получает наименование от правды, так как есть искусство прекрасного и равного. Правда же есть твердая и постоянная воля. Свойство правды - честно жить, другому не вредить и каждому воздавать свое. Мудрость правды заключается в познании дел Божественных и человеческих, справедливого и несправедливого»[35].

Поразительно, но учение исихастов касается и такой специфической сферы человеческой деятельности, как денежный оборот. Святитель Григорий излагал ту глубокую мысль, что деньги - всего лишь средство обмена и принадлежат всему обществу, государству, а не отдельным лицам. Деньги по своей сути - общественный товар. Как следствие, они не могут иметь большей ценности, чем сами товары, и из них нельзя делать самоцель. Поэтому ростовщики, давая деньги под проценты, раскалывают общество. Они - хуже грешников, поскольку вредят и своей душе, и всему государству, навлекая на ромеев обвинения в несправедливости и нарушении Божественного закона[36].

Нынешняя действительность, где мiром правят банки, а деньги превратились в средство спекуляции и приобретения господства над целыми государствами, не может не стать красочной иллюстрацией слов Святителя Григория...

 

-IV-

 

Подводя итог нашему краткому экскурсу, скажем, что Восточная Церковь в XIV века оказалась перед выбором: понимать ли человека как единое целое либо выбрать спиритуалистический интеллектуализм, провозглашающий независимость человеческого разума. Или, во всяком случае, признать его автономность по отношению ко всякой материи и отрицать возможность обо́жения здесь, на земле. И важно, что сущность Исихазма заключается в поисках объективного видения человеком, как целостным существом, Бога. Только весь человек в целом способен воспринимать благодать, а не какая-то его отдельная часть. Исихасты не ищут Бога вне себя, но находят Его в себе, в собственных телах, поскольку эти тела - члены единого Тела вследствие причастия, возможного благодаря Церкви[37].

Поэтому победа Святителя Григория Паламы под знаменем Исихазма стала победой христианского гуманизма над языческим гуманизмом Ренессанса. Нет никакого сомнения в том, что секуляризм Нового времени есть прямое следствие второго пути, по которому пошла Западная церковь[38].

Вместо «свободного», восторженного от своего могущества языческого ума, рационалистически оглядывавшего Вселенную, Исихазм восстановил и придал значение догмата истинной духовной практике, сопряженной с взаимоисключающими дефинициями: обо́жения человека, но лишь с Богом; познания Его через Божественные энергии и признания Бога непознаваемым по сущности Своей, смирения человека перед Божьей волей и проявления свободной воли человека через доверие своему Создателю и воссоединения с Ним.

Согласно Паламе, настоящим обществом является лишь то, которое соединено в молитве с Богом; все остальные - пример антиобщества. И социальные изменения, не принимающие во внимание свободу и любовь, являются преступлением перед Богом и человеком. В этом, как справедливо отмечают исследователи, и заключается высшая ценность социального учения исихастов[39].

Именно это учение, которому после Соборов 1341 и 1347 годов придали значение официального учения Церкви, ее догмата, не только дало импульс развития самой Богословской мысли Византии - этого как раз было вполне естественно ожидать, но и сыграло решающую роль в сохранении тех православно-«империалистических» традиций организации политико-правовой жизни в Византийском государстве.

В свою очередь, постепенное забвение «политического Исихазма» со стороны элиты Византийского государства стало изменой самой идее универсальной и вечной христианской государственности, «Второго Рима». Разве можно совместить идеологию, выросшую из Исихии, с желаниями многих архиереев жить под властью султана, поскольку-де это более выгодно им самим в административном и материальном смысле?!

О каком неслиянном и нераздельном единстве мiра сакрального и мiра земного может идти речь, если целые группы восточного монашества, Фессалоникийские зилоты, например, отличавшиеся «верой не по разуму», стояли за децентрализацию Императорской власти, социальные преобразования, введение феодальных отношений и унию с Западом?[40] Они же прямо утверждали, что их дело - молитва (разумеется, далекая в действительности от Исихии), а защита государства - обязанность исключительно Византийского Императора?[41]

Как соотнести имперскую форму земного бытия Кафолической Церкви с греческим церковным национализмом, который, проявившись еще в IX веке, пустил широкие и буйные ростки несколько столетий спустя? И наименование «Греческая церковь», которое с издевкой и в уничижительном смысле латиняне дали Восточной Церкви, с благодарностью было воспринято восточным священноначалием, уступившим право первородства за чечевичную похлебку.

Затронем еще один аспект, уже сугубо практический, который нельзя не упомянуть без ущерба для истины.

Автор этих строк менее всего склонен сводить «симфонию властей» к способности одной из них (Священноначалия или Царской власти) механически заменить другую в случае необходимости. Разумеется, их взаимоотношения внутри Церкви были гораздо более многогранными и сложными, чем поддержка одной властью другой при определенных ситуациях. Но нельзя не признать, что в условиях умирающей Византийской государственности монашествующие исихасты стали единственными носителями христианских традиций во всей их полноте, и победа исихастов предопределила на ближайшие века не только особенности церковной политики Константинопольских патриархов, но и позволила сформировать группу лиц, несущих исихастские традиции по всем странам Востока, включая Древнюю Русь.

«Значение исихастских споров в Византии, - писал один автор, - далеко выходит за теоретические рамки. Именно они сформировали повсюду в Восточной Европе основные черты феномена, который называют "Византия после Византии"»[42].

Величко Алексей Михайлович, доктор юридических наук

 

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ


[1]Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 17.

[2]Там же. С. 416.

[3]Соловьев В.С. Византинизм и Россия // Соловьев В.С. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 5. М., б/г. С. 515.

[4] Исихия - духовное спокойствие, сердечное уединение, внутренняя тишина достигаются сосредоточенным, внутренне-сердечным, безчисленно многократным чтением Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго - Κύριε Ἰησοῦ Χρίστὲ υἱὲ τοῦ Θεοῦ ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν.

[5]Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907. С. 147.

[6]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Богословие в Тринадцатом столетии: методологические контрасты // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013. С. 464, 465.

[7]Сенина Т.А. (монахиня Кассия). Эллинизм в Византии IX века. СПб., 2018. С. 236, 237.

[8]Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997. С. 151.

[9]Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 5 т. Т. 5. М., 2002. С. 284-286.

[10]Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 390.

[11]Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 170.

[12]Кущ Т. На закате Империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург, 2013. С. 346-349.

[13]Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998. С. 214.

[14]Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. С. 152, 154, 160.

[15]Кущ Т. На закате Империи: интеллектуальная среда поздней Византии. С. 72, 73.

[16]Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев В.С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 6. СПб., б/г. С. 353.

[17]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Григорий Палама, Богослов Исихазма // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С. 289.

[18]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Исихастские споры // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. С. 485.

[19]Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии.

[20]Иерофей (Влахос), митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 240, 245, 246.

[21]Рансимен Стивен. Сицилийская вечеря: история Средиземноморья в XIII веке. СПб., 2007. С. 36, 37.

[22]Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология // Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. М., 2000. С. 122.

[23] «Плач о Константинополе» // Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. С. 158.

[24]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Исихастские споры. С. 482.

[25]Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб., 2009. С. 76-79.

[26] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 403, 404.

[27]Там же. С. 375, 376.

[28]Там же. С. 423.

[29]Асмус Валентин, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии.

[30]Иерофей (Влахос), митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. С. 224, 225, 230.

[31]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Григорий Палама, Богослов Исихазма // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 332.

[32]Иерофей (Влахос), митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. С. 247, 250.

[33]Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 415.

[34]Фетисов Тимофей, протоиерей. Феномен права в Библейском богословии. Ростов н/Д., 2017. С. 155, 157, 158.

[35]Величко А.М. Идея права в Византии // Величко А.М. Священная Империя и Святой Император (из истории византийских политических идей). Сборник статей. М., 2012. С. 74-76.

[36]Иерофей (Влахос), митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. С. 256-258.

[37]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. «Обращение к себе» в паламистском учении // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. С. 579.

[38]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Григорий Палама, Богослов Исихазма. С. 332, 333.

[39]Иерофей (Влахос), митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. С. 238.

[40]Там же. С. 214, 215.

[41]Васильев А.А. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). Л., 1925. С. 87.

[42]Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Общество и культура в XIV столетии // Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 681.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 125

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

125. М.Яблоков : Ответ на 124., иерей Илья Мотыка:
2019-07-08 в 06:28

Был бы запрещен паламитский исихазм, не были пропущены цензурой труды святителя Григория Паламы, в первую очередь триады в защиту священно безмолвствующих. Мы же имеем разрешенные цензурой их издания, а не не самиздат.


Цензуры не были идиотами. Они различали богословие паламитов и паламитские психофизические методы дыхания при совершении Иисусовой молитвы.
124. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2019-07-07 в 17:20

Был бы запрещен паламитский исихазм, не были пропущены цензурой труды святителя Григория Паламы, в первую очередь триады в защиту священно безмолвствующих. Мы же имеем разрешенные цензурой их издания, а не не самиздат.
123. М.Яблоков : Ответ на 118., иерей Илья Мотыка:
2019-07-07 в 16:47

Кураев вообще неверующий, как и здешние коммунисты. А Царской России цензура была серьезная.
122. М.Яблоков : Ответ на 118., иерей Илья Мотыка:
2019-07-07 в 16:46

Да кто бы спорил, но русские допаламитские формы исихазма были другие. У прп. Нила Сорского не было психофизических методов дыхания при совершении Иисусовой молитвы. Я не берусь утверждать, что лучше, просто указываю на разницу.
121. М.Яблоков : Ответ на 114., Леонид Болотин:
2019-07-07 в 16:21

Хорошо сказано. Спаси Христос.
120. иерей Илья Мотыка : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-07 в 14:17

С.В. Булгаков повторяет мнение Варлаама Калабрийца. На что святитель Григорий Палама заметил. Варлаам нарисовал злобную карикатуру на афонскую молитвенную практику, либо слышал рассказ о ней сельского дурачка. Но для дурачка это слишком лихо, значит сам беззастенчиво врал. Зачем Булгаков реанимировал эту старую злую басню не понятно.
Так или иначе, исихазм - официальная доктрина всей православной полноты.
119. иерей Илья Мотыка : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-07 в 13:43

Если бы исихазм был официально запрещен, то святитель Григорий Палама был бы в списке еретиков наряду с Арией и Несторием. А в реальности его память празднуется дважды в год в день кончины и во 2 седмице Великого поста. Празднуется также память и преподобного Григория Синаита. Да и официального запрета тоже нет. Нет ни постановления ни Архиерейского Собора, ни Синода, ни даже на крайний случай резолюции русского патриарха. Праздник есть, запрета нет, а что пришло в голову С.В.Булгакову то это его личное мнение.
118. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову на №116
2019-07-07 в 13:32

А протодиакон Андрей Кураев предложил отправить каноническое право в архив и не вспоминать. Из той же серии. Личное мнение имярека пусть и уважаемого.
117. Сергей Швецов : Ответ на 114., Леонид Болотин:
2019-07-07 в 10:54

Афонские отшельники на Каруле ему поведали, что в последние времена Исихазм в целом будет объявлен «ересью»

Любая ересь защищает себя подобным образом. Староверы, к примеру, уже 350 лет живут в последние времена. А в 1913 году был объявлен ересью не исихазм, а имяславие (для еретика Хоружника это одно и то же). Исихазм же был отнесен к числу ересей в настольной книге священнослужителя за авторством С.В.Булгакова. Первое издание - 1892 год. Так что и исихастским последним временам уже за добрую сотню лет.
116. М.Яблоков : Ответ на 113., иерей Илья Мотыка:
2019-07-07 в 07:30

В 1913 г. Синод Русской Церкви запретил как ересь не исихазм, а имяславие. Исихазм же является составной частью официального православного учения. И рекомендованной молитвенной практикой.


К сожалению, нет. Имяславие - это другая тема.
Действительно исихазм был в Российской Империи осужден: https://clck.ru/GxErR

Такое недоразумение произошло вследствие резкой разности русской допаламитской формы исихазма и греческой. Т.е. не сам исихазм был осужден, а паламитская психотехника.
115. иерей Илья Мотыка : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-07 в 01:10

По большому счету - исихазм является нормативом аскетической практики. Отцы подвижники канонизированные церковью являются исихастами все без исключения. Авторы аскетической литературы начиная от преподобного Макария Великого и кончая святителем Григорием Паламой на практике и в своих сочинениях показали основные принципы исихазма.
Это касается и русских святых начиная от преподобного Сергия Радонежского и кончая святителем Феофаном Затворником.
Ни священноначалие, ни духовные школы не препятствуют стать исихазму повседневной практикой.
Главные враги исихазма: лень, телевизор, околоцерковная публицистика и социальные сети, убивающие массу времени.
114. Леонид Болотин : Ответ на 112., Лев Хоружник:
2019-07-06 в 20:31

"Хотел бы я Вас спросить, да сам теперь боюсь - не испугать бы Вас этим вопросом до смерти! Известно ли Вам, что в 1913 году исихазм в тогдашней Российской Церкви был объявлен ересью?"
Страшно аж жуть!! Ну, скажем, не совсем Исихазм, а его авангардное направление. Так было бы точнее. Но в моем готовящемся к публикации очерке "Иисусова Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время" есть такой пассаж, имеющий отношение к будущим временам:
"Уже после того состоялся разговор с моим Другом-афонитом об Исихазме и об ИИСУСОВОЙ Молитве. Некоторые опытные Афонские отшельники на Каруле ему поведали, что в последние времена Исихазм в целом будет объявлен «ересью». Они объясняли, что терпение скорбей и болезней в последние времена для верных — и для Священства, и для всех православных мiрян вообще — будет невозможно без постоянной или достаточно регулярной ИИСУСОВОЙ Молитвы. ИИСУСОВА Молитва тогда станет главным средством Спасения! Именно потому антихристианскими мiродержцами и отступниками в рясах ИИСУСОВА Молитва будет объявлена «ересью». Но самое главное, что в тех условиях важнее всего будет ночная ИИСУСОВА Молитва, потому что главные духовные нападки будут твориться ночью, когда обычные люди спят. В ночной молитве — Сердце Исихазма…"
Это не моё суждение, а слова одного опытного русского Игумена, живущего на Святом Афоне.
113. иерей Илья Мотыка : Льву Хоружнику
2019-07-06 в 19:27

В 1913 г. Синод Русской Церкви запретил как ересь не исихазм, а имяславие. Исихазм же является составной частью официального православного учения. И рекомендованной молитвенной практикой.
112. Лев Хоружник : Ответ на 111., Леонид Болотин:
2019-07-06 в 13:14

Конечно же, грешен я, Дорогой о ГОСПОДЕ Лев, и человекоугодием, и трусостью, ведь я всего лишь львенок - сын льва :)



Хотел бы я Вас спросить, да сам теперь боюсь - не испугать бы Вас этим вопросом до смерти! Известно ли Вам, что в 1913 году исихазм в тогдашней Российской Церкви был объявлен ересью?
111. Леонид Болотин : Ответ на 108., Лев Хоружник:
2019-07-06 в 11:49

Конечно же, грешен я, Дорогой о ГОСПОДЕ Лев, и человекоугодием, и трусостью, ведь я всего лишь львенок - сын льва :)
110. Мир_Вам : Ответ на 106., Леонид Болотин:
2019-07-06 в 11:05

И в своем готовящемся к публикации очерке об ИИСУСОВОЙ Молитве свою любовь к нему выразил достаточно ясно.



Ждем Ваш очерк, уважаемый Леонид. Будет интересно прочитать его.
109. М.Яблоков : Ответ на 107., Леонид Болотин:
2019-07-06 в 10:33

Я понял, Леонид. Но на Афоне к этой книге («Откровенные рассказы странника») хорошо относятся. Я специально интересовался.
108. Лев Хоружник : Ответ на 107., Леонид Болотин:
2019-07-06 в 10:05

Но нападки на "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" известного профессора очень неграмотно "обосновывались" словами Святителей Игнатия и Феофана в расчете на аудиторию, которая к первоисточниками и контекстам обращаться не станет.

И смех и грех. Да неужели же имя проф. А.И. Осипова для Вас, г-н Болотин, столь священно, что Вы даже боитесь произносить его в слух, как бы страшась не помянуть его всуе? Оно что, равно имени Божьему? Печально наблюдать такое человекоугодничество у человека проповедующего исихазм!
107. Леонид Болотин : Ответ на 103., М.Яблоков:
2019-07-06 в 09:46

"У свт. Игнатия об этом можно почитать. Но речь не об Иисусовой молитве, а о «внутренне-сердечном» - такое без старца-духовника, который сам это все прошел, и вне монастыря - погибель". Дорогой о ГОСПОДЕ Михаил! Святителя Игнатия я читал очень-очень давно. Надо бы перечитать. Но о чем Вы мне пишите понимаю. В своей реплике под цитатой об Исихазме со словами ИИСУСОВОЙ Молитвы я написал: "А чем я занят?!" Конечно же я имел ввиду простое чтение ИИСУСОВОЙ молитвы в пути-дороге, во время рукоделия, при шастании по Интернету. Никаких потуг на подвиги в Исихазме у меня не было и нет. Не идиот же я совсем, чтобы на такое замахиваться?! :) Но нападки на "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" известного профессора очень неграмотно "обосновывались" словами Святителей Игнатия и Феофана в расчете на аудиторию, которая к первоисточниками и контекстам обращаться не станет. К сожалению, и семинаристы девяностых, ныне уже маститые Иереи и Протоиереи, и нынешние семинаристы большей частью были и есть "ленивы" и контексты Святых Отцов не рассматривали и не рассматривают. Они просто поверили и верят рассуждениям профессора и стали выступать не только против самопального мирянского "Исихазма", по сути ничего не зная и о настоящем Исихазме, но заодно увидели "страшную духовную опасность" в обычно многократном чтении мирянами ИИСУСОВОЙ Молитвы. Вот в чем беда! И меня приучили к лени относительно чтения ИИСУСОВОЙ Молитвы. Обратите внимание, Дорогой Михаил, на активность данного форума под статьей об Исихазме, и полном неинтересе к следующему очерку Алексея Михайловича Величко "Война и мир в духовной жизни человека. О нашей «свободе»", где он пишет о современном отношении к молитве, и в особенности к ИИСУСОВОЙ Молитве. Подумайте об этом факте, и тогда поймете почему я так эмоционально высказался. Совсем никак Исихаст :) ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, спаси и сохрани Раба ТВОЕГО Ммхаила, и его святыми молитвами помилуй мя, грешнаго!+
106. Леонид Болотин : Ответ на 104., Павел Тихомиров:
2019-07-06 в 09:22

Дорогой мой Друг Павел! Конечно, я в характеристике о "бойких профессорах" эмоционально перегнул палку. Грешен! Написал реплику впопыхах, слова пропустил "и читал у..." Но Ты смысл понял. Только Ты тоже напрасно загнул о "НЕЛЮБИМОМ" мной профессоре. Очень даже любимый мной во ХРИСТЕ профессор! И в своем готовящемся к публикации очерке об ИИСУСОВОЙ Молитве свою любовь к нему выразил достаточно ясно. И понял я его хорошо, и читал разборы его суждений об ИИСУСОВОЙ Молитве Архимандрита Рафаила (Карелина), и отца Георгия ПавлОвича... Но мне близки здешние наблюдения Отца Илии Мотыки. Всё это плод усилий любимого мной и Тобой профессора: Священники молчат в своих проповедях к пастве не то, чтобы об Исихазме, труднейший предмет, не для массовых проповедей, но они молчат о необходимости чтения по жизни самой ИИСУСОВОЙ Молитвы. Исихазм - это недостижимые для нас высоты. Но нас за минувшие почти четверть века отвадили подходить даже к подножию этих высот, категорично "аргументируя" данный запретильный посыл словами Святителя Игнатия (Бранчанинова) или Святителя Феофана Затворника, или Преподобного Макария Оптинского... Вот в чем проблема!
105. иерей Илья Мотыка : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-04 в 23:34

Наиболее распространенные ошибки при совершении умной молитвы и последствия и опасности подстерегающие неумелого ее практиканта подробно описаны в святоотеческой литературе. И это бесспорная аксиома.
Но практикантов умной молитвы днем с огнем не найдешь. Люди серьезно относящиеся к духовной жизни в основном молятся по Псалтыри, читают акафисты и каноны, а нерадивые ограничиваются утренним и вечерним молитвенными правилами по молитвослову, а то по карикатурно понятому Серафимову правилу. Исихастов, даже карикатурных - практически нет.
104. Павел Тихомиров : Ответ на 100., Леонид Болотин:
2019-07-04 в 22:35

у бойких профессоров


дорогой Леонид, нелюбимый тобой профессор говорит не о тотальной прельщённости всех, дерзающих творить Иисусову молитву, а о пагубности поисков "состояний" сладости и в целом о неправильном отношении к молитве как к мантре.
Странно, что ты это не понял.
103. М.Яблоков : Ответ на 100., Леонид Болотин:
2019-07-04 в 22:25

У свт. Игнатия об этом можно почитать.
Но речь не об Иисусовой молитве, а о «внутренне-сердечном» - такое без старца-духовника, который сам это все прошел, и вне монастыря - погибель.
102. иерей Илья Мотыка : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-04 в 22:20

За последние 20 лет я вообще не сталкивался, с тем, что бы священники обсуждали вопрос об Иисусовой молитве. В основном говорили ученые дамы. Как записные знатоки высказывались за и против. Отцы келейно, что то говорили в основном своим духовным чадам. Да и то, не уверен. Но публично не слышал не разу.
101. Даневский Саша : Re: Исихазм как политическое явление
2019-07-04 в 22:01

Формально советским гражданам никто не запрещал креститься или венчаться, но была установлена строгая бюрократическая процедура с обязательным уведомлением органов власти о таких фактах, да и стоило это дорого.
А уж с коммунистов вообще требовалось решение первичной парторганизации, что она не против осуществления своим членом такого действия. Не знаю, была ли где-то на просторах СССР первичка, разрешившая своему члену крестить ребёнка – за десятилетия работы с партийными документами такого чуда не встречал :)

А вот что "отправление религиозных обрядов" считалось одним из тягчайших преступлений для члена Коммунистической партии Советского Союза на всём протяжении советской истории – факт несомненный. До середины 60-х за это выгоняли из партии без вопросов (даже во вроде как "православившееся" послевоенной сталинское время), позднее можно было отбрехаться под легенду "дедушка с бабушкой выкрали внука и окрестили без ведома родителей", но строгий выговор даже в такой ситуации был гарантирован.

При таких условиях, в СССР разумеется расцвёл "чёрный рынок" религиозных услуг – окрестить за малую мзду в обход официальных процедур было без проблем.
100. Леонид Болотин : Ответ на: 84. М.Яблоков : Ответ на 82., Леонид Болотин: 2019-07-04 в 07:54
2019-07-04 в 21:42

И многого Вы по жизни видели, Дорогой Михаил, впавших в прелесть от чтении ИИСУСОВОЙ Молитвы?! Что такая "страшная угроза" существует я за последние двадцать лет слышал и читал многократно, причем не от Духоносных Старцев слышал и больше не у Духоносных Старцев, а от бойких и у бойких профессоров да молоденьких иереев. А вот подвизавшихся в ИИСУСОВОЙ Молитве мирян я почти вовсе видеть перестал. Не выплеснули ли вместе с водой пустословия о "духовности" и "прелести" и САМОГО МЛАДЕНЦА?!
99. Сергей из НН : Ответ на 96., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-04 в 17:58

Я никогда не увлекался слухами о "сотрудничестве Церкви с КГБ". Было или не было - не знаю, да и не интересуюсь. Скорее всего - было, потому что попытки вербовки точно были; в т.ч. лично слышал от старого священника, служившего в то время.
Но слово "сотрудничество" не является ни обвинением, ни похвалой - однако, главное и непреложное то, чтоб не нарушалась тайна исповеди. Т.к. это тяжкое каноническое преступление, которое предполагает исключение из сана, и причина "ради государства, ради Отечества" никак не является уважительной.
98. М.Яблоков : Ответ на 95., Мир_Вам:
2019-07-04 в 17:48

Я с его духовными чадами общался на Афоне.Благодарю, Михаил. Очень интересные сведения. Ведь раньше действительно существовали идиоритмический монастырь один или два (точно не знаю) на Афоне. И вроде говорили, что святые отцы были за киновию и против идиоритма.


Ктиторы монастырей в большинстве своем были за киновию, это да. Однако прп. Паисий Агиорит считал, что афонское монашество должно быть представлено всеми своими формами, в том числе и идиоритмом. Но и сейчас большинство скитов идиоритмические, кроме русских и румынских. Последний из монастырей, который перешел совсем недавно на киновию, это Пантократор.
97. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 94., М.Яблоков:
2019-07-04 в 17:33

Если вы в Бога не верите, что вы тогда делаете в Церкви? К чему это фарисейское лицемерие?



Да, "М. Яблоков", Вы даже не знаете, что есть Вера.
Как Вашу "веру" справедливо высмеивает Сергей Швецов...
Откройте Св. Евнгелие и прочитайте, что Христос говорит о Вере.
Вас, фарисеев, пугани, и вы побежите, трусливо поджав свой хвост в кусты. Даже своё фото боишься опубликовать, трус.
96. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 92., Сергей из НН:
2019-07-04 в 17:27

Батюшка, да здесь - без иронии - как душе угодно. Это ж форум. Вы можете писать и вообще не в ответ на мои письма, а просто высказывать то, что желается сказать.



Хорошо. Спаси Вас Христос.
По поводу п. 86.
Из моей диссертации:
"После событий августа 1991 г. широкую огласку в обществе получи-ла проблема связи клерикалов со спецслужбами . Как следует из выводов комиссии Президиума Верховного Совета РФ, проведшей официальное расследование по делу ГКЧП, в советское время госбезопасность методич-но проникала в церковную жизнь и подчиняла её «своему влиянию путём широкомасштабной вербовки агентуры и создания многочисленной сети осведомителей из числа священнослужителей и активных верующих. Ар-хивы КГБ свидетельствуют, что агентами КГБ являлось большинство ру-ководящего состава Русской Православной Церкви» . МП заявила, что де-ятельность парламентской комиссии является вмешательством в её дела, и этот больной вопрос усилиями высокопоставленных чиновников плавно был затушёван. Комиссия прекратила своё существование, а документы могущественной «конторы», позволяющие пролить свет на одну из госу-дарственных тайн СССР, – вновь засекречены.
На Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта – 5 апреля 1992 г. обсуж-дались публикации в СМИ подлинных или сфальсифицированных отрыв-ков из агентурных донесений советских спецслужб, которые, по мнению публикаторов, должны были свидетельствовать о том, что некоторые свя-щеннослужители, включая архиереев, сотрудничали с компетентными ор-ганами. Для объективного изучения проблемы была образована особая комиссия во главе с епископом Костромским Александром (Могилёвым) , но результаты её работы неизвестны.
Очевидно, что в МП была создана разветвлённая сеть секретных со-трудников из числа клириков. Мы разделяем вывод И. И. Масловой: «КГБ осуществлял жёсткий негласный контроль над религиозной жизнью и международной деятельностью РПЦ, проводил масштабную работу с ду-ховенством и верующими, осуществлял оперативный контроль за их поли-тическими настроениями… Главным средством контроля была широкая агентурная сеть в религиозных объединениях» .
В этой связи автор считает обязательным высказать следующую точ-ку зрения. Проблема агентурной связи со спецслужбами может иметь только одно принципиальное разрешение. Священнослужители, контакти-рующие с силовыми структурами ради личной выгоды и корысти добро-вольно или вследствие собственной нечистоплотности вынужденно, без-условно, занимаются несвойственными ими функциями и порочат мораль-ный облик служителя Церкви. Однако для духовенства, часть которого служила в армии и принимала Воинскую Присягу, является делом чести и долга укрепление обороноспособности, территориальной целостности и национальной независимости государства, защита Отечества, в том числе путём сотрудничества с органами госбезопасности. Тем более, что в плане противодействия инославной экспансии интересы государства и РПЦ в со-ветский период совпадали, т. к. в условиях «холодной войны» при нали-чии военно-политических блоков усилилось противостояние между Совет-ским Союзом и Ватиканом, которому, по мнению кремлёвского руковод-ства, покровительствовали США. Контроль КГБ над религиозной ситуа-цией в стране и за рубежом осуществлялся в контексте контрразведыва-тельной работы по «борьбе с идеологическими диверсиями противника», но не являлся приоритетным направлением его деятельности. Вербовка агентов внутри РПЦ была лишь средством для решения более глобальных задач – укрепления внешнеполитических позиций СССР в условиях «хо-лодной войны», развязанной Западом, и внутренней стабилизации госу-дарств Варшавского договора. Госбезопасность разработала комплекс мер по противодействию линии Ватикана в отношении стран Восточного содружества – т. н. «плана церковной политики расшатывания Советского Союза». Деятельность папской курии рассматривалась как канал проник-новения идейно-чуждых воззрений и фактор политической нестабильности стран социалистической ориентации. Внутри страны секретные службы основное внимание уделяли выявлению и пресечению деятельности «реак-ционно-настроенного католического и униатского духовенства и монаше-ствующих элементов», которая рассматривалась как антиобщественная и антинародная. Кроме того, чекисты проводили мероприятия в отношении баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и др., а также по вы-явлению последователей религиозно-мистических течений Запада – «Меж-дународное общество сознания Кришны», «Белое братство» .
Таким образом, КПСС и КГБ противостояли внешним и внутренним недругам и конкурентам РПЦ, вольно или невольно содействуя укрепле-нию её позиций, как внутри страны, так и за рубежом, и ограждая право-славное вероучение от модернизма и обновленчества, что объективно спо-собствовало церковному «ренессансу» в конце 1980-х – 1990-х гг."
95. Мир_Вам : Ответ на 93., М.Яблоков:
2019-07-04 в 17:12

Я с его духовными чадами общался на Афоне.



Благодарю, Михаил. Очень интересные сведения. Ведь раньше действительно существовали идиоритмический монастырь один или два (точно не знаю) на Афоне. И вроде говорили, что святые отцы были за киновию и против идиоритма.
94. М.Яблоков : Ответ на 83., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-04 в 17:05

Если вы в Бога не верите, что вы тогда делаете в Церкви? К чему это фарисейское лицемерие?
93. М.Яблоков : Ответ на 90., Мир_Вам:
2019-07-04 в 17:00

Я с его духовными чадами общался на Афоне.
92. Сергей из НН : Ответ на 88., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-04 в 16:54

Прошу у Вас прощения за излишний сарказм.На какой п. предпочитаете, чтобы я ответил: на 86 или 87?


Батюшка, да здесь - без иронии - как душе угодно. Это ж форум. Вы можете писать и вообще не в ответ на мои письма, а просто высказывать то, что желается сказать.
91. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 89., Инна Михайловна:
2019-07-04 в 16:30

Вы правы, у отца Александра какая-то манечка, излишний интерес к персональным данным.



Не "манечка". Просто-напросто порядочные люди представляются, тем более, обращаясь к тем, кто честен и не скрывает своего имени.
Это элементарные правила поведения воспитанного человека. Так меня воспитали в Великом СССР.
А теперь давайте послушаем пронзительную песню Великого Песняра: https://www.youtube....watch?v=s_MFnZXICTQ
90. Мир_Вам : Ответ на 84., М.Яблоков:
2019-07-04 в 16:04

"Исихия - духовное спокойствие, сердечное уединение, внутренняя тишина достигаются сосредоточенным, внутренне-сердечным, безчисленно многократным чтением Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго - Κύριε Ἰησοῦ Χρίστὲ υἱὲ τοῦ Θεοῦ ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν".Но только под непосредственным и постоянным руководством опытного старца-духовника. Самочинно - это прямая дорогая в духовную прелесть. Не только в мiру, но даже в киновиальных монастырях это трудноисполнимо. Идеально в идиоритме. Поэтому старец Паисий и был против перехода всех афонских монастырей на киновию.



Откуда, у Вас информация, что старец Паисий был за идиоритм?
89. Инна Михайловна : Ответ на 87., Сергей из НН:
2019-07-04 в 16:03

Прошу у Вас прощения за излишний сарказм.


Вы правы, у отца Александра какая-то манечка, излишний интерес к персональным данным.
88. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 87., Сергей из НН:
2019-07-04 в 15:53

Прошу у Вас прощения за излишний сарказм.



На какой п. предпочитаете, чтобы я ответил: на 86 или 87?
87. Сергей из НН : Ответ на : Александр Васькин, русский священник
2019-07-04 в 15:31

Прошу у Вас прощения за излишний сарказм.
86. Сергей из НН : Ответ на 55., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-04 в 14:36

представтесь: Ф,И,О., г. р., национальность, род занятий, место жительства, вероисповедание.
А мы проверим.


ЦИБ ФСБ, 18-й центр?

мерзопакостный трус.


Можете убедительно аргументировать, почему так назвали собеседника?

Мне Ваши данные совершенно не нужны, ибо они известны.


Ну точно ЦИБ ФСБ...

Но перед благонамеренными читателями РНЛ ты будешь ещё отчётливее виден.


Странный это подход к форумской беседе. И такой подход - если реализуется - превращает любой форум в дружный междусобойчик, где все со всеми согласны и ОБсуждать нечего. Останется только Осуждать - несогласных.
85. Андрей Козлов : Ответ на 76., Даневский Саша:
2019-07-04 в 08:34

Вы уверены, что против ЭТИХ врагов потребуются патроны? Скорее, молитвенники.


Все потребуемся и всё. В первую же очередь, горячие сердца и сметливые умы.
84. М.Яблоков : Ответ на 82., Леонид Болотин:
2019-07-04 в 07:54

"Исихия - духовное спокойствие, сердечное уединение, внутренняя тишина достигаются сосредоточенным, внутренне-сердечным, безчисленно многократным чтением Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго - Κύριε Ἰησοῦ Χρίστὲ υἱὲ τοῦ Θεοῦ ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν".


Но только под непосредственным и постоянным руководством опытного старца-духовника. Самочинно - это прямая дорогая в духовную прелесть. Не только в мiру, но даже в киновиальных монастырях это трудноисполнимо. Идеально в идиоритме. Поэтому старец Паисий и был против перехода всех афонских монастырей на киновию.
83. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 80., М.Яблоков:
2019-07-04 в 07:08

А вы точно соответствуете занимаемой должности?



"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19).

Думайте, "М. Яблоков", думайте. И просите Бога, дабы Он открыл Вам, фарисею, Ваши грехи.
82. Леонид Болотин : Прочитал тут наверху:
2019-07-04 в 04:15

"Исихия - духовное спокойствие, сердечное уединение, внутренняя тишина достигаются сосредоточенным, внутренне-сердечным, безчисленно многократным чтением Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго - Κύριε Ἰησοῦ Χρίστὲ υἱὲ τοῦ Θεοῦ ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν". А чем я занят?! :)
81. Инна Михайловна : Ответ на 78., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-03 в 19:06

А вообще, уважаемая Инна Михайловна, Христос пришёл ради нас, грешных, но не ради "православных", наивно (чудовищный самообман!!!) полагающих, что именно они спасаются.Я, в частности, каюсь постоянно в маловерии и неверии. Так, эту неделю несу чреду совершения Литургии. Сегодня перед Св. Причастием покаялся...


Отец, Христос пришел грешных спасать. И рассказал,что спастись возможно только со Христом, во Христе. Где Он? Только в Православной Церкви. Трогательно Ваше признание в покаянии. Помогай Вам Бог.
80. М.Яблоков : Ответ на 78., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-03 в 18:20

«Я, в частности, каюсь постоянно в... неверии»

А вы точно соответствуете занимаемой должности?
79. Даневский Саша : Ответ на 77., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2019-07-03 в 17:50

А священники в политику ударились.Эх, ты, Санёк (надеюсь, я имею право, в силу твоего и моего возраста), называть тебя так.Что ты знаешь о жизни, священническом служении и политике.




Что ж, самое время узнавать. А то вначале будет казаться, что понимать еще рано, а потом уже поздно.
78. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : доп. п. 73
2019-07-03 в 16:32

А вообще, уважаемая Инна Михайловна, Христос пришёл ради нас, грешных, но не ради "православных", наивно (чудовищный самообман!!!) полагающих, что именно они спасаются.
Я, в частности, каюсь постоянно в маловерии и неверии. Так, эту неделю несу чреду совершения Литургии. Сегодня перед Св. Причастием покаялся...
77. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 76., Даневский Саша:
2019-07-03 в 15:50

А священники в политику ударились.



Эх, ты, Санёк (надеюсь, я имею право, в силу твоего и моего возраста), называть тебя так.
Что ты знаешь о жизни, священническом служении и политике.
76. Даневский Саша : Ответ на 74., Андрей Козлов:
2019-07-03 в 15:05

Я хоть и был уже на своих «баррикадах» за Россию, но подносчик патронов из меня еще сгодится. Встретимся там. Или буду Вам пачки бумаги доставлять, чтобы Вы могли наших врагов глаголом жечь. Как бы по разные стороны баррикад не оказаться... Так может оказаться, что наши лютые враги - ваши закадычные друзья.Старушка одна тоже всё "патроны" подносила. Вязанки хвороста в костер Яна Гуса подбрасывала. Что воскликнул Ян Гус, надеюсь, помните?Враги у нас общие, а потому и баррикада у нас единая. Просто Вы, к счастью, еще не видели истинных наших врагов (может я и ошибаюсь, может и видели). И стоять мы на ней будем плечом к плечу. И бежать оттуда уже будет некуда. Умереть или победить! Господи, храни Россию!




Вы уверены, что против ЭТИХ врагов потребуются патроны? Скорее, молитвенники. А священники в политику ударились.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме