Алексей Дмитриевич Червяков родился 1 апреля 1947 года в старой московской семье, имеющий корни с 18 века.
В 1971 году он окончил «Московский государственный институт культуры», где приобрёл широкие познания в области книжного дела, работал в отделе редких книг. Позже он становится ответственным за реставрацию переплет редких и особо ценных изданий, является членом корреспондентом реставрационного Совета отдела рукописей. По мере сил сохраняет Отечественное рукописное наследие. В 1978 году участвует в обработке архивов и экспертных архивных материалов и фондов Московской духовной академии и Свято - Введенской Оптиной пустыни.
С 1988 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Рублева, Алексей Дмитриевич начал читать курс лекций по истории древнерусской культуры и курс лекций о русском месяцеслове. Он был глубоко убеждён, что церковная историческая память заключенная в народном календаре, является средством возвращение к подлинным духовным ценностям и подает пример формированию личности.
В 1991-93 годах Алексей Дмитриевич должности заместителя главного редактора стоял у истоков «Московского журнала», намечал пути и направления его развития. С 1993 года Алексей Дмитриевич является экспертом по проблемам культуры в Моссовете, проводит значительную работу по возвращению исконных названий московских улиц и сохранению памятников истории. Работает в комиссии по свободе совести и вероисповеданий, милосердия и благотворительности, внес посильный вклад в дело передачи православных храмов в лоно Русской Православной Церкви.
Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что храм Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, где служил святой праведный отец Алексей Мечев, был возвращен именно благодаря трудам Алексея Дмитриевича и его единомышленников и сподвижников. Он сделал по тем временам нечто невозможное, выпустив свет книгу «Храм Николая Чудотворца в Кленниках», приложение к Московскому журналу, причём небывалым для того времени тиражом в 200 000 экземпляров.
Скромность Алексея Дмитриевича не позволила ему поставить в своей книге хотя бы инициалы в этом издании, где он был не только автором составителем, но и автором ёмкого содержательного предисловия. В рамках работы в фонде культуры он работал в Юбилейном Сергиевском комитете по подготовке празднования 500-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, участвовал долгосрочной просветительской программе возвращение забытых имен. Совместно с писателями, журналистами трудился над возвращением исторических имен городам, улицам, памятным знакам, в том числе возврате в городу Загорску имени Сергиев Посад.
Алексей Дмитриевич отдал много сил делу сохранения и охраны памятников истории и культуры в Москве. Собирая подписи известных людей страны в защиту памятников культуры, ему удалось отстоять уникальные историко-архитектурные памятники, которые являлись неотъемлемой частью московской архитектурной среды.
С 1993 года в психологическом институте Российской академии ему удалось затронуть широкий круг проблем науки и вести исследовательскую работу одновременно по нескольким направлениям, стараясь подходить к образованию с государственных позиций, он определил и сформировал методологические принципы формирования национального религиозного содержания в образовании в Российской Центральной России. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что указанные дополнения в доктрину внесены не были.
Алексей Дмитриевич утвердил концепцию кафедры православной педагогики, которая начала работу с 1995 года. Государственная политика в области образования, по мнению Алексея Дмитриевича, должна основываться на признании единства Федерального культурного и образовательного пространства, это обеспечило защиту и развитие системы образования национальных религиозных культурных традиций и особенностей. Среди большого числа экспериментальных программ, созданных Алексеем Дмитриевичем Червяковым, можно назвать «Родинаведение», «Духовно-нравственные традиции русского народа в духовно-нравственном воспитании россиян в прошлом и настоящем», «Православная певческая культура», «История России», «Творчество Фёдора Михайловича Достоевского контексте истории русской православной культуры», и многие другие книги.
Разработанные Алексеем Дмитриевичем программы стали фундаментом для претворения в жизнь педагогами высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, Тольятти, Костромы, Ярославля и Минска. Он никогда не останавливался на достигнутом, не щадил себя, стараясь сделать как можно больше, отдавая все силы во вновь организованные кафедры, он собирал возле себя коллективы педагогов единомышленников. Проводимые им православные образовательные чтения, помогли педагогам на местах осваивать малоизвестный материал.
Алексей Дмитриевич был организатором и активным участником православных образовательных чтений в Беларуси. Достаточно сказать, что на курсах повышения квалификации педагогических работников, Академии последипломного Образования в 2002 и 2003 годах им был прочитан курс «Духовно-нравственное историческое культурное наследие белорусского народа». В 2004 году в Новополоцке он читает курс лекций на тему «Святые и святыни родного края». В современном образовательном пространстве с 2005 года создал и был активным участником Свято-Пантелеимоновских международных чтений. Всех поражали его широкая эрудиция, глубина познаний, аналитический ум, дар ёмко и кратко выразить суть предмета. В рамках программы образования как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества он подготовил к изданию книгу «Пропедевтика аскетики», «Новомученики и исповедники Ярославского края», «Русский месяцеслов» эти здания поистине являются событиями в научной и культурной жизни страны.
Он был создателем и инициатором Свято - Игнатьевских образовательных чтений, посвященных памяти Святителя Игнатия Брянчанинова. Работая с 1993 года в психологическом институте Алексей Дмитриевич по мере своих сил старался, чтобы целые пласты забытого наследия психологов, стали достоянием научной общественности. При его непосредственном участии были изданы сборники трудов Челпанова, Лопатина, Зеньковского, он был постоянным участником ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений.
Это был человек скромный, чуждый карьеризма и погоне за титулами и званиями, не занимал высоких административных постов, тем не менее, был ученым и учителям с большой буквы. В меру своих сил, он старался поддерживать научное начинание большого числа исследователей встречавшихся на его жизненном пути, чем и проявил большую государственную позицию, объединив усилия многих работающих с ним людей. Он создал условия для открытия Православной гимназии имени Пятницкого, Учительской семинарии в Москве, Центра детского юношеского творчества в Бибирево, он определял направление работы Санкт-Петербургской школы искусств имени Императрицы Александры Федоровны, Московской православной гимназии «Во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова», содействовал открытию «Вятской Православной гимназии». Самая кропотливая работа в этом направлении получила отражение в методических учебно - образовательных программах и пособиях ставшего настольными книгами для значительного числа педагогов. Очень была хорошо встречена в православном читательское мире подготовленная к изданию книга «Письма великих Оптинских старцев» выдержавшая 2 издания.
Большой жизненный опыт, высочайший профессионализм, умение совмещать в себе талант ученого и педагога, организатора науки, энциклопедические знания, преданность науке, личное обаяние снискали авторитет во многих регионах страны и глубокое уважение среди коллег. Алексей Дмитриевич был всегда приветлив и внимателен. Умел сблизить людей, единомышленников работающих в разных профессиях, и в разных регионах отечества. Многолетняя, разносторонняя деятельность и активная жизненная позиция Алексея Дмитриевича, были отмечены Государством. Он был удостоен Государственной премии Президента России, стал лауреатом Государственной премии за создание и внедрение в практику авторской модели системы психологического обеспечения развивающегося образования на основе теории социогенеза.
Алексей Дмитриевич любил жизнь, дорожил своими близкими друзьями единомышленниками горячо и искренне любил свою Родину и свой народ, высоко ценил русскую культуру, стремился передать духовные завоевания предшествующих поколений потомкам. При этом, он всегда осознавал свою личную ответственность за судьбы народа и Родины. Никогда не поступал со своей совестью и своими научными убеждениями, был православным и глубоко верующим человеком, презирал мирские жизненные блага, был аскетом, подражал своему небесному покровителю Алексию - Человеку Божьему.
Господь даровал ему христианскую кончину мирную не постыдно вскоре после Причастия Святых Христовых тайн на 59 году жизни 3 апреля 2007 года. Уход из жизни Алексея Дмитриевича явился большой утратой для всех кто его знал, его научный вклад в Российскую культуру, педагогику и психологию ещё не оценен и требует значительного изучения, осмысления он был воистину национальным сокровищем России, которая должна гордиться такими людьми. Он оставил о себе память как выдающийся ученый, благородный человек. Он любил и был любим его родными и близкими, а также всем, кому посчастливилось работать и общаться с ним лично.