Солженицын и масонство

Бывший СССР  Новости Москвы  100 лет со дня рождения Александра Солженицына 
0
3366
Время на чтение 34 минут

 

Выше, говоря о нравственном облике Солженицына, мы затронули две важные темы. Во-первых - оправдание и прославление Иудина греха  и его свершение в общественной и личной жизни  Нобелевским лауреатом. Бывают предатели поневоле, которые всю жизнь мучаются совершенным предательством, не любят о нем вспоминать и стараются его искупить. Но это к нашему герою не относится. И став Ветровым, он, по его словам,  никого и ничего не предал, и Власова с Гиммллером не реабилитировал, и в развале СССР неповинен, а равно и в торжестве нынешней плутократии и страданиях миллионов.  Иными словами, каясь кое в чем по мелочам, он ни в чем не каялся в главном - в грехе предательства своего государства, своего народа, своей истории. Из этого можно сделать  вывод, что  он считает Иудин грех нормой, и не только нормой, но и похвальным делом. 

В христианской традиции предательство считается одним из тягчайших грехов. В Великий Четверг Церковь так обличает  Иуду, предавшего своего Учителя Христа: «Рождение воистину ехидново Иуда». И восклицает: «О Иудина окаянства». В Дантовом аду  предателям (и прежде всего  Иуде) уготован самый последний, девятый круг ада, где царит вечный лютый холод:

Знай, что, едва предательство свершила,

Как я, душа, вселяется тотчас

Ей в тело бес, и в нем он остается,

Доколе срок для плоти не угас.

 

  Душа катится вниз, на дно колодца.

Еще, быть может, к мертвым не причли

И  ту, что там за мной от стужи жмется. (Ад. 33 песнь.129-135).

Однако, существовала «антисистема» (в терминологии Л.Н. Гумилева)[1],  под названием «гностицизм», которая узаконила и восславила предательство. Вожди секты «каинитов» учили, что  подлинными героями являются не Авель и Христос, а Каин и Иуда, которые были якобы причастны к тайне некоей Высшей Силы.  Якобы предательство Иуды соединило земное и небесное.  У гностиков существовала идея, по которой грех можно и нужно исцелить совершением сходного греха. В частности, предательство исцелялось в этой системе предательством. Эта тема, в частности, присутствует в т.н. Евангелии от Иуды[2].

Сходные идеи присутствуют у Солженицына, когда он рассуждает относительно власовского движения и возможности его победы. «Литературный власовец»  рассуждает следующим образом: «Не так ли поступили большевики, как власовцы, превратив империалистическую войну в гражданскую?.. Так то же Вильгельм был. Но и правительство было временное. В затылки не стреляло...» 

      Иными словами, грехом предательства в пользу гитлеровцев власовцы должны были искупить грех предательства большевиков в пользу Германии Вильгельмом Вторым. Как говорится, клин клином вышибать. Но это чисто гностическая модель поведения, погибельная для всего живого.

      Мы уже отмечали веру Солженицына в конечную победу Зла и представление о том, что СССР является империей Зла, подлежащей разрушению. По сути дела это  концепция еще одной антисистемы, родственной гностицизму - манихейства[3]. Как известно, манихейство эволюционировало в богомильство на востоке и альбигойстве на Западе и в дальнейшем вместе с гностицизмом значительно повлияло на становление масонства. Масонство сыграло более чем значительную роль в Февральской революции: достаточно заметить, что целый ряд министров и деятелей Временного правительства были масонами[4]. Возникает вопрос: существовали ли организационные связи  Солженицына  с масонством? На данный вопрос следует ответить утвердительно.

В октябре 1982 года в Нью-Йорке, на пресс-конференции, посвященной 20-летию журнала «Religion in Communist Dominated Areas», супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном[5].  Возникает законный вопрос:  кто Вы, господин Пол Андерсон? А он - фигура очень интересная. Пол Андерсон (1894-1985) - секретарь международной протестантской (преимущественно американской) организации YMCA (Young Men's Christian Association). YMCA - «Ассоциация молодых людей-христиан» - международная экуменическая организация.  В 1844 году в Лондоне некий Джордж Виллиамс положил основание ИМКИ, которая в день празднования своего первого пятидесятилетия в 1894 г. сумела распространиться его всему миру, а в 1952 году насчитывала до 10.000 отделений с 4-мя миллионами членов. Сам основатель этого общества, отметим, связанный с масонскими организациями, был награжден королевой Викторией рыцарским орденом.

Цели организации, казалось были самые благородные - забота о нравственности юношества, о его телесном и духовном здоровье, однако на практике деятельность ИМКИ приводила к обратным последствиям: к ненавязчивому осмеиванию Церкви и христианских ценностей и к постепенной дехристианизации молодежи. Делалось это следующими способами:  с одной стороны было обращено особое внимание на развитие тела и под видимостью сохранения здоровья, соблюдения гигиены, незаметно создался культ плоти. С другой стороны, душу воспитывали в строгих рамках и эмоциональности, душевности, с легкомысленным отношением ко греху, с игривой иронией к истине христианских догматов, поощряя современный вид благотворительности, как раздачи земных благ не во имя Христа. К благочестивым, оцерковленным христианам в  ИМКЕ развивали отношение снисходительно-покровительственное, как относятся к хорошим, но глупым и неразумным детям. Таким образом несколько поколений было воспитано в light Christianity, или, лучше сказать, в  псевдохристианстве.  Внеконфессиональность и вненациональность лежали в основе идеологии ИМКА.  По словам митр. Виталия (Устинова), «хотя  ИМКА не имела своей хоть какой-нибудь догмы, но своей расплывчатой, туманной, уже полу-христианской идеологией создавали целые кадры людей с мировоззрением чисто гуманитарного характера, с верой в органическую доброту человеческого естества в духе Жан Жак Руссо и Толстого», Как известно, на Жане Жаке Руссо воспитывались французские революционеры, а Л.Н. Толстой, по словам В.И. Ленина, был зеркалом русской революции.

В начале ХХ в. ИМКА проникает в Россию как непосредственно под своим именем, так и под прикрытием спортивного общества «МАЯК». ИМКА встретило весьма благоприятный прием: государство выделило здание в центре Петербурга для петербургской ИМКА, а оборудовал это здание на свои средства Эммануил Нобель. Царское правительство выделило «Маяку» земельные участки для занятий спортом. Спорт привлекал молодежь, и члены «Маяка» с удовольствием участвовали в велосипедных прогулках, играли в баскетбол, кстати, родившийся в американской ИМКА. Попечителем «Маяка» стал известный своей благотворительностью принц Александр Ольденбургский, недалекий вояка, вокруг которого вились разные люди. И когда ему начинали говорить, что здесь что-то не то, американские протестанты, то эти голоса перекрывались хором сторонников ИМКА, которые указывали на пользу занятий в «Маяке» для молодых людей[6].

Всё же сомнения оставались, ведь ИМКА имела своим символом перевёрнутый треугольник, чисто масонский символ, с некоторыми сатанинскими коннтациями. Правда, сторонники ИМКА перетолковывали этот мягко говоря сомнительный символ в следующем духе: первая сторона означала физическое развитие - тело, вторая -  умственное развитие, разум, и третья - духовное развитие дух. Но когда спортивная команда ИМКА впервые выступила в России публично, им этот знак со своей формы пришлось снять, поскольку возникли слишком явные масонские аллюзии. Тем не менее «Маяк» пользовался покровительством властей, на его открытии присутствовал заместитель министра внутренних дел Дурново, весьма консервативный деятель...

Постепенно движение росло, и к 1917 году оно насчитывало несколько тысяч членов, имело отделения в крупных городах России и серьёзную финансовую базу. И эта база пригодилась движению в февральских событиях, в которых члены его  принимали  активнейшее участие. Как замечает Андрей Фефелов,  история с ИМКА больше всего напоминает историю с деятельностью Гюлена в современной Турции. Под крышей живущего в США Гюлена, оппозиционера и антипода Эрдогана, в Турции создавались школы, спортивные секции и т.п. И всё это очень активно развивалось вплоть до часа X, когда произошла попытка государственного переворота[7]. Тем паче, что у турок в этом плане значительные традиции, поскольку младотурецкое движение тоже имело масонские корни и российские масоны начала XX века посещали своих турецких братьев и делились опытом.

  Февральский переворот 1917 г. стал звездным часом для ИМКИ и родственных ему структур.  Не случайно, журнал «Христианский поборник», издававшийся в Петрограде американскими протестантами, связанными с ИМКОЙ, в дни февраля-марта 1917 г. писал, что наконец-то многомиллионный народ возродился «из мрака деспотической тирании и средневекового терроризма к разумному свету и демократической свободе». Но для проведения разумного света и демократических свобод нужны его носители, проповедники и демократизаторы. Таковые нашлись. Представители-секретари ИМКА- профессиональные идеологи из разных стран (главным образом - из США), прибыли в Россию по приглашению Временного правительства.  Его глава, А.Ф.Керенский, известный масон, призвал все российские организации помогать секретарям YMCA, дал организации право бесплатной транспортировки товаров по железным дорогам, освободил от оплаты таможенных сборов, предоставил общественные здания, реквизированные для YMCA местными властями. Согласитесь, что такие льготы можно предоставить только очень близкой по духу организации, либо по совету таких лиц, от предложений которых отказаться невозможно. Скорее всего, в случае ИМКА имело место и то, и другое обстоятельство. Дело в том, что летом 1917 года президент США Вильсон послал в Россию миссию сенатора Рута, чтобы, как тогда пафосно заявлялось, «помочь своей новой демократической сестре». Так вот, в составе миссии Рута в Россию прибыл, кстати, уже не в первый раз, генеральный секретарь ИМКА Джон Мотт. Отметим, что по поручению президента Вильсона он  выступал в качестве почетного гостя на Всероссийском совещании духовенства и мирян, которое проходило в июне 1917 года и предварило Поместный Собор Русской Православной Церкви, столетие которого столь торжественно отмечали в прошлом году. Джона Мотта, американского протестанта, точнее, экумениста, представили собравшимся как дорогого гостя, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, монахи и  миряне слушали  его с глубоким вниманием, завершение его речи ознаменовалось бурными и продолжительной овацией. С этого момента ИМКА начинает свою материнскую опеку над Русской Православной Церковью, которая во всей красе и силе проявилась во время эмиграции.

Какое отношение это имеет к А.И.Солженицыну? Самое непосредственное: летом 1917 года в свите руководителя ИМКА Джона Мотта в Россию  прибыл Пол Андерсон в качестве  его  личного секретаря. До этого Пол Андерсон, окончив университет в штате Айова, работал в качестве секретаря ИМКА в Шанхае.

Однако, в 1918 году, судьба Пола Андерсона резко меняется: вначале его арестовывает ЧК, а затем ему приходится оставить Россию. Вскоре Советская власть закрывает все отделения ИМКА в Советской России. В чем же причина? В отличие от Русской Православной Церкви, которую большевики, мягко говоря не жаловали, на первых порах, в пику Православной Церкви, они оказывали известное покровительство протестантам. Однако, в случае с ИМКА ситуация была принципиально иная: речь шла о организации, связанной  с Государственным департаментом США. Америка на тот момент, в силу объективных обстоятельств - вынужденного Брестского мира и продолжающейся Первой Мировой войны объективно стала врагом Советской России, поскольку стремилась ее вновь втянуть в войну, что было бы для нее погибельно. Американская и английская разведки были причастны и к заговору Локкарта, и к мятежу левых эсеров летом 1918 года, поэтому неудивительно, что прикрыли связанную с ней ИМКУ. Однако, была и другая, более весомая причина: ИМКА была масонской организацией, связанной с Временным Правительством (см выше).  Как отмечает  Елизавета Пашкова, «после Октября 1917 года почти вся масонская верхушка участвовала в белом движении, они перемещались и на Север, и на Юг, и в Сибирь, затем эмигрировали в Европу. Теми же путями-дорогами шли и секретари ИМКА, те 125 человек, которые прибыли в Россию ещё при Временном правительстве».

Как говорит Лермонтов:

Все промелькнули перед нами,

все побывали тут.

 Отметим, что секретари ИМКА опекали не только белые армии, но и британских, американских и других военнослужащих, прибывших в Россию в составе экспедиционных сил Антанты. Им так же, как и белым, читали лекции, показывали соответствующие кинофильмы, давали нужную информацию и т. д. То есть, ИМКА осуществляла и разведывательные, проще говоря, шпионские функции. Вместе с белыми силами деятели ИМК ушли заграницу и в эмиграции, в Шанхае, основали Русское Христианское Студенческое движение (РСХД), а также издательство ИМКА-Пресс и, чуть позднее, Вестник Христианского Студенческого Движения в Париже, в 1925 г.

  И вот сейчас мы перейдем к другому откровению  Н.Д.Солженицыной. На праздновании 80-летия  Вестника РСХД  Наталья Дмитриевна Солженицына - президент Русского общественного фонда Александра Солженицына зачитала приветственное послание Александра Исаевича в адрес журнала по случаю его 80-летия. С "Вестником", его редактором Никитой Струве, отметила она, их семью связывает дружба. "Три четверти первых публикаций А.И. Солженицына после изгнания из СССР были в "Вестнике РХД".  Феномен Никиты Струве удивителен, он не имеет аналогов, подчеркнула Н.Д. Солженицына[8]. Подобные дифирамбы в устах супруги Нобелевского лауреата не случайны: в  издательстве «ИМКА-Пресс», руководимым  Никитой  Струве,  вышли и «Август Четырнадцатого» Солженицына (в 1971 году), и его «Архипелаг ГУЛАГ» (в 1973 году). Причем исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын.

Еще более яркое признание вдова писателя сделала в 2015 году, в Москве на конференции,  во время празднования 90-летия «Вестника РСХД: по ее словам, строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал «Вестник РСХД».  Полагаем, самое время ознакомиться с этим строительным материалом, его количеством и  качеством, а заодно с его поставщиками.

Самым главным прорабом и поставщиком, безусловно явился Пол Андерсон, который курировал ИМКА-Пресс и РСХД. Он собрал достаточные интеллектуальные силы русской белой эмиграции вокруг издательства ИМКА-Пресс, первоначально в Праге и Берлине, затем в Париже. Немалым подспорьем в 1922 г.  для них явился десант на «философском пароходе» - философы и богословы, высланные из Советской России. Его возглавлял великий свободолюбец Н.А.Бердяев, который сразу же стал главным редактором «ИМКА-Пресс», с хорошей зарплатой, его заместителем стал Б.П. Вышеславцев.  Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Достаточно щедро финансировались не только «ИМКА-Пресс», но и Религиозно-Философская Академия, и Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение - всё это было на довольствии ИМКА. Причём помимо «Вестника РСХД» на средства ИМКА издавались  журналы «Путь», «Новый град», «Православная мысль», Богословские труды Свято-Сергиевского Института и многое другое[9]. Это на юбилеях «Вестника» издатели и сотрудники пели Лазаря о том, что «Вестник» издавался на нищенские эмигрантские пожертвования: реальная жизнь была куда более процветающей и богатой.  Стоит упомянуть только один факт: на создание Свято-Сергиевского богословского Института только Джон Мотт, генеральный секретарь ИМКА, пожертвовал личных 8000 долларов (по тем временам очень большие деньги) и выкупил для Института здание на рю Дарю. Это было в то время, когда эмигрантские храмы ютились в бараках и сараях. Институт объявил о своем банкротстве только в 2013 году. В течение трудных двадцатых и тридцатых годов, труднейших сороковых он и не помышлял об этом.

  А теперь перейдем к качеству данного материала. Во главе издательства ИМКА, как позднее во главе журнала «Путь» был поставлен Н.А.Бердяев, знаменитый русский философ. Начинал он с марксизма, затем перешел на богоискательские позиции, однако-таки не стал нормальным православным. Более того, в 1914 г. он издает книгу «Смысл творчества», в котором сравнивает творения Отцов Церкви с ...гноем. Чем же они не угодили великому и ужасному? Тем, что не принимали его основного тезиса: свобода не сотворена Богом, она безначальна, бесконечна и безгранична. Из нее, конечно, истекает мировое зло, но, вместе с этим, и само творение, и человеческое творчество. Идея изначальной и нетварной свободы является антихристианской и восходит к гностицизму - предтече масонства. В гностицизме существовали направления наасенов, или офитов (почитателей змей), которые считали, что свобода-хаос существовала параллельно с Отцом Небесным и независимо от Него.  Офиты явились ближайшими родственниками и предтечами секты каинитов, реабилитировавшей Каина и Иуду (см. выше).

  Бердяев был поставлен на пост руководителя издательства РСХД Полом Андерсоном, заместителем руководителем ИМКА. Мудрено ли что многие православные христиане с подозрением смотрели на деятельность ИМКА и, в конечном счете от нее отмежевалась Русская Православная Церковь За Рубежом.

Постановлением Карловацкого Всезаграничного Собора 16 ноября 1921 года YMCA признан «явно масонским учреждением»: «Противохристианские учения проводятся в жизнь не только идейно и в печати, но и под флагом благотворительных, явно масонских учреждений, каковы Христианский союз молодежи (YMCA)».

Выписка из протокола Священного Собора архиереев Русской Православной Церкви заграницей от 17/30 июня 1926 г. за № 8:

«Слушали: Доклад Высокопреосвященного архиеп. Феофана об Американском союзе христианской молодежи (YMCA).

В этом докладе в частности содержалось следующее: «Один из главнейших деятелей этой организации (YMCA). Геккер в своей книге „Христианский союз молодых людей" совершенно открыто заявляет, что конечной целью этого союза является идея всемирного объединения людей не на почве той или иной церкви, а на почве интерконфессионального христианского мировоззрения. Каково это интерконфессиональное мировоззрение по своему существу, об этом свидетельствует изданные организацией YMCA сочинения профессоров Фосдика „Сын Человеческий" и Раушенбуша „Социальные принципы Иисуса Христа". Проф. Фосдик доказывает в своем сочинении, что Иисус Христос был не Бог, а человек с кристально чистой душой, а проф. Раушенбуш утверждает, что государство является ничем иным, как организацией насилия и эксплуатации, препятствующей установлению Царства Божия на земле. „В наши дни демократического режима, - говорит проф. Раушенбуш, - становится безнравственным терпеть власть государства над человеческой личностью".

Наблюдения над деятельностью организации YMCA показывают, что в своей деятельности организация эта остается верна своим взглядам и последовательно проводит их в жизнь».

 После продолжительного обмена мнениями Архиерейский Собор на основании бывших суждений, постановили:

... Относительно американских интерконфессиональных организаций YMCA и YWCA (Союз христианской молодежи и Всемирная христианская студенческая федерация) подтвердить постановление Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. в Сремских Карловцах: признать эти организации явно масонскими и антихристианскими, и потому 2) не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством этих и подобных им неправославных и нецерковных организаций и быть в среде их влияния...». Вот так-то. А ИМКА смогла взять под свой контроль Свято-Сергиевский институт - «кузницу кадров» Русского Западно-Европейского Экзархата и практически все его издательское дело и на ключевые места везде расставила своих людей.

Отметим, что Солженицын высоко ценил Бердяева: в Архипелаге Гулаге он восхваляет его, как образец духовной стойкости и непреклонности. «Бердяев не унижался, не умолял, а твердо изложил принципы, по которым он не принимал Советской власти и был...выпущен на свободу. Точку зрения проявил человек».

Другой пример духовного качества данного строительного материала. С 1925 г. в Свято-Сергиевском институте кафедру богословия возглавлял протоиерей профессор Сергий Булгаков. Он явился автором теории, по которой не Бог творил мир, а некая особая тварно-нетварная сущность, под названием София - Премудрость Божия, «Четвертая ипостась» Троицы, но при этом - отнюдь не сам Бог, а некое посредническое творческое начало.  Более того, Владимиром Соловьевым, иер. Павлом Флоренским и самим прот. Сергием Булгаковым София связывалась с Вечной Женственностью. Понятно, что эта идея является кощунственной, поскольку вносит плотские отношения в Божественный мир. Она восходит к Вечной Женственности (Ewige Weiblichkeit) известного теософа Якова Беме, который явился одним из идеологов масонства. Впрочем, и сам Беме не придумал эту идею, он ее позаимствовал от гностиков: в гностицизме существует Дева Радужных ворот, или эон (век) София, которая в одном из гностических направлений легкомысленно сочетается с Хаосом и от этого противоестественного брака рождается уродливое существо - злой бог Ялдаваоф, кто и творит этот грешный материальный мир. Отметим, что София-Вечная Женственность получает, мягко говоря, весьма интересное преломление в поэзии А.А.Блока: то он созерцает Софию, как... свою жену Любиньку Менделееву, то, как... блудницу в Озерках, то как... солдатскую девку Катьку в революционной поэме «Двенадцать». И  этот мистический софианский  блуд был перевезен заграницу на философском пароходе и насажен на парижской почве. Стоит согласиться с диагнозом, выставленным софианскому учению выдающимся богословом Зарубежной Церкви, недавно прославленным в лике святых Серафимом, епископом Богучарским: «Таким образом, имея в виду означенные заблуждения о. о. Булгакова и Флоренского в их учении, мы должны последнее назвать настоящим еретическим учением с гностическим и языческим миросозерцанием.

Это софийное учение примешивается прот. Булгаковым и свящ. Флоренским к православному учению, благодаря чему истина смешивается с ложью. В итоге получается догматический хаос. Впрочем, в этом хаосе с еретическою настойчивостью проводится, как самая главная, болезненная мысль, что София - это «Все», и «Все» - это София, которая на самом деле есть ничто - нелепая, кощунственная фантазия древних гностиков, принявшая новую форму в учении оо. Булгакова и Флоренского. Святая наша Церковь искони тщательно охраняла истину православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая всякую ересь. Должна она это сделать и теперь по отношению к нелепому еретическому учению о Софии, Премудрости Божией. При этом надо иметь в виду то, что главным представителем и распространителем этого софийного учения за рубежом России является лицо, имеющее за собой большой научный авторитет, облеченное в священный сан и поставленное во главе Богословского Института - рассадника духовного просвещения для нашего верующего русского юношества.

В виду всего вышеизложенного необходимо нашей зарубежной Русской Церкви, как и всем православным Церквам отвергнуть настоящее софийное учение о. о. Булгакова, Флоренского и Вл. Соловьева, как еретическое, не имеющее ничего общего с православным учением»[10].

В октябре 1935 году собор Русской Зарубежной Церкви осудил софианство как ересь. За месяц до него подобное же осуждение прозвучало со стороны Московской Патриархии, из уст Синода во главе с местоблюстителем Сергием. Казалось бы, со стороны митрополита Евлогия, возглавившего Западно-Европейский экзархат, громы и молнии, прещения и отлучения должны были обрушиться прещения на  главу зав. Кафедрой богословия Сергиевского Института, прот. Сергия Булгакова. А ничего подобного. Никаких не то что разбирательств, но даже жалкого подобия их не последовало. В чем же была причина?

Во-первых, митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата, в котором власть с начала двадцатых годов  годов ХХ в.  захватили масоны, начиная с патриарха Мелетия IV, отторгнувшего Финляндскую епархию у Русской Православной Церкви и поддержавшего обновленцев. Идеи, подобные софианским, естественно встречали в этих кругах достаточно благоприятный прием.

Во-вторых, парижские богословы держались заодно, как единая организация, объединенная многими связями, в том числе масонскими. По крайней мере один из них, Антон Карташев, министр вероисповеданий во Временном Правительстве, определенно был масоном.

В-третьих, митрополит Евлогий разорвал с Московской Патриархией по политическим мотивам, а с Зарубежной Церковью, несмотря на снятие запрещений, оставался в весьма сложных отношениях.

  Однако, в контексте грандиозного скандала, разразившегося в тридцатые годы ХХ в. эти факторы явно недостаточны для объяснения того, почему  «лицо, имеющее за собой большой научный авторитет, облеченное в священный сан и поставленное во главе Богословского Института - рассадника духовного просвещения для  верующего русского юношества» осталось абсолютно безнаказанным при таких богословских непотребствах и не только не потеряло свое влияние, но, напротив, даже, пожалуй,  его увеличило. В качестве более серьезного объяснения можно предположить то, что в поддержку прот.Сергия Булгакова и софианской ереси вмешались влиятельные силы, в частности ИМКА, а конкретно - Пол Андерсен, от финансовой помощи которого многое зависило в Западно-Европейском экзархате. Софианство тем более могло быть приемлемым для Андерсена, что оно носило синкретический характер и могло способствовать экуменическому, или вернее, гиперэкуменическому диалогу, в т.ч. с иудейством.

Отметим, что в эти годы Андерсен успешно работает над становлением и внедрением экуменизма. В 1910 году впервые на Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (Шотландия) было применено название экуменизм в его современном смысле; тогда же было положено основание новому обществу с наименованием Мировой Христианский Совет Жизни и Труда, который заседал в 1925 г. в Стокгольме и в 1937 г. в Оксфорде, для изучения взаимоотношений между разными христианскими церквями.

Параллельно этому движению организовалось еще одно новое общество под названием Мировая конференция о вере и порядке, заседавшая два раза, в 1927 г. в Лозанне и в 1937 году в Эдинбурге и поставившее себе целью выявить все препятствия к объединению церквей в области вероучения. Наконец в 1937 году на двух последующих конференциях в Оксфорде и в Единбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию - «Мировой Совет церквей». Вторая мировая война помешала, однако, этой организации приступить к осуществлению своих целей, но после войны, в 1948 поду, был созван первый съезд  Всемирного С церквей в Амстердаме, а за ним последовали еще три съезда в Эванстоне в 1954 и в Нью Дейли в 1961 и, затем,  в Упсала, в Швеции. Первоначально, Русская Православная Церковь противилась экуменическому движению и осудила его в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании. Однако, она была вынуждена вступить во Всемирный Совет Церквей благодаря яростному нажиму покровителя Солженицына глобалиста Н.С. Хрущева после того, как председатель Отдела Внешних Церковных Сношений митрополит Николай Ярушевич был отрешен от своей должности, а затем вскоре умер при весьма загадочных обстоятельствах.

Однако было другое направление деятельности Андерсена, гораздо более близкое нашему герою: антисоветизм и русофобия, культивируемых им в русскоязычных изданиях ИМКА Пресс - «Вестнике РСХД», журнале «ПУТЬ» и т. д.  В них отчетливо видна концепция, ставшей для Александра Исаевича руководящей и направляющей - концепция коммунофашизма. Придумал ее однако, не он, ее отцами стали вышеупомянутый Николай Бердяев и его спутник по философскому пароходу 1922 г - Федор Степун. Третий отец-основатель = Георгий Федотов, историк западного Средневековья. В отличие от Бердява и Степуна он эмигрировал в 1925 году  добровольно, поскольку в СССР его страшно репрессировали: вынуждали читать лекции на фабриках и заводах. Как это  было оскорбительно для интеллигента и народолюбца! Так вот, этот триумвират придумал концепцию «коммунофашизма». Отметим, еще до прихода Гитлера к власти.  Какая прозорливость! Однако, возможно,  у этой прозорливости была и другая причина. Гитлер не мог бы прийти к власти без помощи международных структур, в том числе американских, подобных ИМКА. Так что возможно, эта «великолепная тройка» (Бердяев, Степун, Федотов) просто анонсировали мероприятие.

Отметим, что работа свободолюбивых философов жестко контролировалась. Пол Андерсен в своих воспоминаниях отмечал, что секретари ИМКА специально уделяли большое внимание теме «коммунофашизма». Секретари ИМКА - это высокопрофессиональные и высокооплачиваемые сотрудники ИМКА, которым поручался ответственный фронт работ.  По уровню квалификации они были сравнимы с резидентами разведки, каковые функции они временами и выполняли. В свою очередь над ними внимательно надзирала штаб-квартира ИМКА, куда секретари постоянно слали свои отчеты. Они достаточно жестко курировали своих русских подопечных - философов, профессоров, выжимая из них  антикоммунофашистские статьи. По изданиям ИМКА четко видно, что линия на обличение  «коммунофашизма» шла из номера в номер все 1930-е годы, вплоть до 1940 года - оккупации Парижа, когда работа издательства была прервана.

А дальше происходит что-то гротескное. В оккупированной фашистами Европе главный обличитель коммунофашизма Пол Андерсон совершенно спокойно получил возможность работать с военнопленными, которые находились в немецких лагерях!  Более того, издательство  ИМКА-Пресс во время войны  в Нью-Йорке и Женеве выпустило тысячи томов на русском языке, и через эти издания идеология ИМКА распространялась и среди военнопленных, и среди советских граждан, угнанных в Германию. Просто невозможно  представить, что ведомство Генриха Гиммлера состояло из ослов длинноухих, которые  во имя гуманитарных соображений благодушно готовы были пропустить литературу из вражеской страны, да еще для русских унтерменшей, на которых, согласно немецким официальным представлениям, не распространялась Гаагская конвенция. . Тогда приглядимся к содержательной стороне данной литературы. Мы увидим, что основным содержанием ее является антисоветизм, достаточно слабо прикрытый православием и русским патриотизмом. По сути дела Пол Андерсон и другие агенты ИМКА готовили кадры для коллаборационистских формирований и в  том числе для т. н. Армии генерала Власова. Не случайны те надежды, которые Власов возлагал на союзников в конце войны, а равно не случайно, что в послевоенный период издания ИМКА-Пресс принялись ретиво оправдывать и генерала Власова с его подельниками, и власовское движение. 

 Более  того, Пол Андерсон набрался достаточной наглости, что обратился к послу Советского Союза в США А.А. Громыко  со следующим «революционным» предложением: в связи с тем, что секретари ИМКА и нанятые ими волонтёры работают с советскими военнопленными в Европе, допустить структуру ИМКА соответственно к военнопленным, находившимся на территории Советского Союза, - к немцам, итальянцам и т.д.

Ответа от Громыко Андерсон не получил. Хотя ИМКА была достаточно влиятельна и могла  изрядно напортить советским интересам в Америке, тем не менее Андрей Андреевич Громыко и Иосиф Виссарионович Сталин были слишком благоразумными людьми и слишком хорошо помнили события Гражданской войны, чтобы допустить повторение чехословацкого мятежа 1918, к организации которого были причастны  секретари ИМКА, которые обладали полной свободой работать с военнопленными по всей России, даже вдоль стратегических магистралей, таких как Транссиб. Отметим, что и Абвер, и Пятое управление РСХА возлагало большие надежды на антисоветские восстания в тылу СССР и пытались их готовить, к счастью, безрезультатно. Не исключено, что демарш Пола Андерсона был связан с любезным допуском в немецкие лагеря для военнопленных и некими возможными соглашениями о сотрудничестве.

Потерпев неудачу в проникновении в Советский Союз, как некогда в Советскую Россию в 1918 г., Пол Андерсон и другие секретари ИМКА, как и в 1920-х годах, стали работать с эмиграцией, но на сей раз второй волны, а точнее, с называемыми перемещёнными лицами (DP-deported), которые оказались в Германии, Франции и других государствах Европы. Один проект был связан с Восточно-Европейским фондом Форда. Возглавил этот проект Джордж Кеннан, который одно время был послом в Советском Союзе. То, как он относился к СССР, показывает его высказывание, за которое он стал персоной нон грата для Советского Союза: он сравнил своё пребывание в сталинской Москве в начале 1950-х с пребыванием в нацистской Германии в начале 1940-х. Чем не идеология коммунофашизма?

Восточно-Европейский фонд, в совет попечителей которого входил Пол Андерсон, выделил огромные деньги на то, чтобы найти среди перемещённых лиц специалистов по истории национальных меньшинств. Именно отсюда выплывает Гарвардский университет  и западная украинистика в целом, целью которой было доказать, что Украина - не часть России, что у украинского народа  нет ничего общего с русским, что Россия всегда тиранила несчастную Украину, что подлинным героем Украины является не Богдан Хмельницкий, а Иван  Мазепа. Выше мы уже обсуждали, что Нобелевский пророк писал об украинском вопросе, как он доказывал чуждость Украины и России. Явно не обошлось без наставлений и наставников из ИМКА, о чем свидетельствовала сама Н.Д. Солженицына.

Вылавливались также специалисты по истории Прибалтики, кавказских и среднеазиатских народов, а также национальных меньшинств Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (нынешней РФ) - татар, башкиров, карелов и т. д. Отсюда произрастает и нынешний замечательный татарский национализм.  Также выискивались специалисты по преследованию религии в СССР, по притеснению Церкви. Заметим, что, как и национальная,  эта тема станет одним из краеугольных камней в творчестве Солженицына и львиную долю своих так сказать свидетельств он получал отнюдь не из внутренних советских источников, не от свидетелей, а из-за рубежа, по каналам ИМКА. Так, он километрами цитирует воспоминания прот. Александра Киселева и, в особенности, его книгу  «Духовный облик генерала Власова», которая, как мы показали выше, не может считаться достоверным источником и, более того, существуют обоснованные сомнения  даже в субъективной правдивости прот. Александра. 

В лагерях DP на территории оккупационных зон союзников были собраны материалы, на основе которых специально созданным в Нью-Йорке издательством имени Чехова были выпущены тысячи томов. Эти книги были розданы в библиотеки США и многих других стран, в том числе и в библиотеку Конгресса. И вот откуда выплывает Закон об угнетенных нациях в СССР.  После прекращения деятельности издательства в 1956 году это направление было продолжено в «ИМКА-Пресс», и в первую очередь, в «Вестнике РСХД», который регулярно публиковал материалы о притеснении религии в СССР.

Как отмечает Елизавета Пашкова, эти темы активно развивали многие преподаватели и воспитанники Свято-Сергиевского Богословского Православного Института, созданного на средства ИМКА в Париже в 1920-х годах. После Второй мировой войны многие из них оказались в США, в том числе и Георгий Федотов. Они продолжали публиковать свои статьи, становились консультантами и работниками всевозможных радиостанций, вещание которых было направлено на Советский Союз. И там постоянно звучало слово «свобода», даже в названиях радиостанций. Не случайно Пол Андерсон называл «апостола свободы» Бердяева самым важным сотрудником YMCA. Выше мы говорили о гностических и масонских идейных источниках Бердяева в понимании свободы. Поэтому, не случайно, что «Свободой» была названа радиостанция, которая явилась одним из элементов разрушения СССР и капиталистического закабаления его народов.

  Отметим, что идейная обработка проводилась «свободолюбцами» очень грамотно, с умелым камуфлированием ключевых понятий. Начало этому положил Бердяев, который писал, что  употреблять слова «индивидуализм» и «либерализм» неприлично, поскольку в Великую депрессию многие на Западе поняли, что индивидуализм и либерализм, доведённые до крайности, приводят к неимоверным человеческим страданиям. Поэтому Бердяев предложил замену для индивидуализма и либерализма - удачный термин «персонализм», который как бы апеллирует и к христианским традициям осмысления личности, и к правам личности, за которые столько сражались на Западе. Бердяев писал, что, поскольку свободы мысли и слова нет ни при Гитлере, ни при Сталине, то эти режимы тождественны, и их необходимо отрицать во имя персонализма.

Эти идеи Бердяева были отлиты в четкие параграфы инструкций, которые давались представителям ИМКА, получившим возможность посещать СССР в период «оттепели». Разумеется, не в качестве деятелей ИМКА, а, например, с французскими выставками. В «Вестнике РСХД» они описывали свои поездки, подчеркивая, что ни в коем случае нельзя говорить советским гражданам о том, что вы защищаете капитализм против социализма. Надо говорить всегда о том, что вы защищаете свободу против диктатуры, против тоталитаризма.

Вряд ли кто-то из посланцев ИМКА решился сказать о «коммунофашизме», но тоталитаризм рекомендовался как термин, хотя его нужно было еще разъяснять советским гражданам. С диктатурой было проще. Надо было выступать против той диктатуры, которая не давала писать писателям и читать читателям то, что они хотят. Наталья Солженицына рассказывала на одной из конференций, как она на машинке перепечатывала «Доктора Живаго», статьи из «Вестника РСХД» и других имковских изданий, которые ей давали только на одну ночь.

Апелляция к свободе, как и предполагали те, кто выступал на страницах изданий «ИМКА-Пресс» ещё до Второй мировой войны, оказалась очень чувствительной для творческой интеллигенции в Советском Союзе. Интеллигенция, считая себя несвободной, легко откликалась на проповедь борьбы с тоталитарным государством. Один пример: литературовед Аркадий Белинков, который бежал на Запад в 1960-х годах, сразу же написал там о том, что СССР - это советско-фашистское государство с водородной бомбой. Отметим лживость мемуаров Белинкова: он описывал, как его пытали, кипятя таз, в который были помещены его ноги. Если это было бы так, бежать ему было бы не на чем. А «Вестник РСХД» убеждал читателей, что концлагеря были изобретены Лениным, что населению Советского Союза они стоили 40 млн. жизней и т.д. Журнал и до Второй мировой войны, и после нее неуклонно вел линию «тиранов, тоталитарных диктаторов»: Ленин, Сталин, Гитлер, Мао. Связка этих имён - «людей с больной психикой - вождей тоталитаризма» - крутилась в разных статьях из десятилетия в десятилетие.

И тот факт, что понятие тоталитаризма вошло в годы «перестройки» в наши школьные учебники и до сих пор «объясняет» период нашей истории, связанный с именем Сталина, - во многом заслуга «ИМКА-Пресс», издававшего Бердяева и других авторов, активно разрабатывавших эту тему применительно к СССР.

Признавал заслуги ИМКА и сам Солженицын. В его воспоминаниях «Бодался телёнок с дубом» есть глава, которая называется «Опорный треугольник». Треугольник, перевёрнутый остриём вниз - это символ ИМКА. И в этой главе речь идёт именно об ИМКА!

После высылки Солженицына из СССР «Вестник РСХД» печатал обзоры того, как его принимают на Западе. Солженицын участвовал во многих теле- и радиопрограммах, и это дало возможность европейским левым, в частности, Бернару Леви и Андре Глюксманну, заявить, что раз есть «Архипелаг ГУЛАГ», то никакого отличия Советского Союза от нацистского режима не существует.

И до сих пор эту пораженческую и антироссийскую идею уравнивания нацистского режима с советским, Гитлера со Сталиным пропагандируют и озвучивают представители либеральной общественности и пятой колонны в современной России.

Солженинцын пытался хозяйничать в ИМКА-ПРЕСС, сменять неугодных  редакторов. А.Островский замечает: В конце 1974 года в столицу Франции А. И. Солженицын прибыл инкогнито. Здесь он прежде всего встретился со Н. А. Струве, повидал С. Н. Татищева, А. Б. Дурову, А. П. Столыпина, супругов Эткиндов , познакомился с представителями издательства «Сёй» Полем Фламаном и Клодом Дюраном, которым передал на будущее ведение всех своих издательских дел .Тогда же состоялось знакомство А. И. Солженицына с директором ИМКА-пресс Иваном Васильевичем Морозовым. Характеризуя возглавляемое последним издательство, А. И. Солженицын пишет, что до установления контактов с ним ИМКА-пресс, по ехидному замечанию некоторых эмигрантов, в основном занималось «изданием псалмов», т. е. богослужебной литературы (реплика, радующая слух атеиста, но не уместная в устах правоверного христианина). Причем в год издавалось не более двух-трех новых книг, тираж которых редко превышал тысячу экземпляров. И только с появлением солженицынских книг деятельность издательства стала приобретать солидный характер.

Оценив, однако, работу И. В. Морозова неудовлетворительно, Александр Исаевич, по его словам, в разговоре с Н.А.Струве заявил о своем желании видеть на посту директора ИМКА-пресс другого человека, но не встретил поддержки.

Иначе описывал этот эпизод В.Е.Алой. По его утверждению, появившись в издательстве ИМКА-пресс, А.И.Солженицын не просто поднял вопрос о необходимости отставки И. В. Морозова, а «потребовал» немедленного его удаления с поста директора, «поставив это условием дальнейшего сотрудничества с ИМКой». Это требование было вынесено на заседание Совета РСХД, однако, писал В. Аллой, «Совет РСХД отверг ультиматум, в результате чего Солженицын на короткое время перешел в „Посев", который немедленно объявил Собрание сочинений писателя и сильно на том погорел, ибо непредсказуемый автор вскоре вернулся в ИМКу, уполовинив свои требования».

Последний факт признает и сам А. И. Солженицын. «После всего такого - пишет он - предполагаемое мое собрание сочинений я решил было отдать „Посеву", гораздо крепче организованному», однако, если верить ему, столкнувшись с возражениями жены, решил отказаться от своего намерения (31).

Это значит, что дело не ограничилось простым разговором с Н. А. Струве, конфликт действительно имел место и достиг такой остроты, что Александр Исаевич был готов даже порвать отношения с ИМКА-пресс, но что-то удержало его от этого шага. Спросим, откуда у писателя, зависящего от издательства и обязанного ему изданием своих книг, такие полномочия и такие амбиции? Ответим, что, в конечном счете - от общих благодетелей, и ИМКА, и Солженинцына. Отметим также, что, в конечном счете, директор ИМКА был все-таки сменен.

Пол Андерсон не был единственным масоном, которому благодетельствовал Солженицын. А.Островский в своем исследовании излагает историю отношений Солженицына и Игоря Александровича Кривошеина, с которым Александр Исаевич познакомился в Марфино.  Упоминая о своих встречах с бывшими товарищами по «шарашке» И. А. Кривошеин удостоил чести назвать только две фамилии: Л. З. Копелева и А. И. Солженицына. Однако, Солженицын целомудренно умолчал о факте знакомства с ним.  И не случайно. Друг Солженицына Л.З.Копелев в своих воспоминаниях писал.

Но дело, по всей видимости, не только в этом. Описывая свое пребывание в шарашке, Л. З. Копелев отмечал: «...с нами подружился Игорь Александрович Кривошеин - сын министра в кабинете Столыпина, выпускник Пажеского корпуса... Он и не пытался скрывать, что вплоть до высылки из Франции был масоном,.. признался он и в том, что в 1940-1943 гг. был связан с французской разведкой».

Если связи И. А. Кривошеина с французской разведкой до сих пор остаются для нас тайной за семью печатями, то некоторое представление о его масонских связях дают имеющиеся публикации.

Из них явствует, что, находясь в эмиграции, с 1922 по 1947 г., И. А. Кривошеин входил в 12 масонских лож: 1) Астрея (посвящен в декабре 1922), Друзья Любомудрия (принят в июне 1928 г.), Северное сияние (член ложи до 1930 г.), 4) Юпитер (с 1930 по 1935), Капитул Астрея (с 22 октября 1930 г), Северные братья (1932-1933 гг.)  Лотос (вышел в 1935 г, восстановлен в 1945 г.), Ложа Горячие товарищи (присутствовал на открытии в 1933 г.), Совет объединения русских лож Древнего и Принятого шотландского устава  (член Совета от Ложи Астрея в 1934-1946 гг.), Консистория 32 степени Россия (1939 г.), Ареопаг Ордо аб хао (1945-1947 гг.), Русский особый совет 33-й степени  (1945-1947 гг.)[11] .

В разное время состав этих лож входило несколько сот человек, многие из них после Второй мировой войны еще были живы. Следует отметить, что В. Б. Сосинский тоже был масоном и состоял в двух ложах: «Северная звезда» (26) и «Северные братья», причем в последней вместе с И. А. Кривошеиным.

Показательно, что после возвращения И. А. Кривошеина из Советского союза (1974 г) он почти сразу же был восстановлен в масонстве и почти сразу же   занял в нем видное место: 6 марта 1975 г. мы видим его в ложе «Астрея». 8 апреля 1975 г. его возвели в 31-ю и 32-ю степени «в союзе Верховного Совета для Франции», в 1979 - в 33-ю. В том же году он вошел в состав Суверенного (державного) Капитула Астрея и «Величественного ареопага Ордо аб хао» . В 1984 г. Игоря Александровича приняли в Ложу совершествования (Друзья Любомудрия). Это дает основание предполагать, что, уехав в Советский Союз, И. А. Кривошеин вплоть до выезда за границу сохранял свои масонские связи.[12]

А. И. Солженицын и И.А.Кривошеин поддерживали связи и в эмиграции. Как отмечает А.Островский по предложению Александра Исаевича жена И. А. Кривошеина Нина Алексеевна написала воспоминания, которые в 1984 г. были опубликованы издательством ИМКА-пресс под редакцией Н. Д. Солженицыной в серии «Всероссийская мемуарная библиотека», а затем в 1999 г. переизданы в Москве солженицынским издательством «Русский путь» [13].

Если верить Александру Исаевичу, первые его контакты с зарубежьем относятся к осени 1964 г, когда Н. И. Столярова познакомила его со «стариками Андреевыми». С их помощью Александр Исаевич переправил за границу набор микрофотокопий своих рукописей. В 1968 г. дочь «стариков Андреевых» Ольга Карлайл обеспечила издание за рубежом романа «В круге первом», а их сын Александр вывез за границу «Архипелаг». В силу своих возможностей Ольга Вадимовна содействовала присуждению А. И. Солженицыну Нобелевской премии.

Между тем, В. Л. Андреев тоже был масоном. До 1949 г. он состоял в ложах «Северная звезда» и «Северные братья», среди членов которых мы видим  И. А. Кривошеина, и  другого знакомца Солженицына В. В. Сосинского, о котором тот тоже умалчивает[14].

С учетом этого несомненный интерес представляет выдвижение кандидатуры А. И. Солженицына на звание почетного гражданина Соединённых Штатов Америки. Инициатором этой идеи был сенатор Джесси Хелмс. Открываем справочник «Кто есть кто в Америке» на 1974-1975 гг. и читаем: сенатор Джесси Хелмс - родился в 1921, баптист, масон  , член «Клуба Ротари»[15]. Получается, что инициатива предоставления А. И. Солженицыну почетного американского гражданства исходила из масонских кругов.

Таким образом, благодаря помощи бывшего масона А. И. Солженицын «прорубил окно в Европу» и в невероятно короткий срок приобрел мировую известность и мировое признание, а при участии другого масона едва не стал почетным гражданином Соединённых Штатов Америки.

Проблема масонства до сих пор во многом остается покрыта тайной.

Однако что не вызывает сомнений, его деятельность самым тесным образом связана со спецслужбами.

 

И еще одна черточка - о сношениях ИМКА с КГБ. «Наконец, - пишет Александр Исаевич, - посетил я со Струве русскую типографию Леонида Михайловича Лифаря, где печатался „Август", „Архипелаг", да и все другое - ту страшно тайную типографию, как я воображал ее из Москвы, когда предупреждал Никиту Алексеевича: с рукописью в руках даже не перемещаться по Парижу в одиночку - но разорвалось бы тогда сердце мое, хорошо, что не знал: типография Лифаря - это открытый двор, открытый амбар, куда может в любое время всякий свободно зайти и ходить между незагражденными стопами набора, того же и „Архипелага". Связь Лифаря с издательством „Имка" не могла не быть известна ГБ - и как же они проморгали подготовку „Архипелага"? и почему не досмотрел сюда их глаз, не дотянулась рука?..»[16] . А, действительно, почему? Существовала тысяча и одна возможность не допустить публикации крамольного романа, например - пожар в типографии, или прорыв канализации и т.д.  Явно не потому, что не могли, а потому что не хотели, значит были заинтересованы в публикации «Архипелага». 

И вот здесь мы подходим к главному секрету Солженицына - его сотрудничеству с КГБ и сотрудничеству КГБ с масонскими структурами. КГБ знало о Солженицыне и его контактах если не все, то очень многое. У его квартиры дежурили агенты КГБ, его телефон прослушивался, связи просвечивались. За всеми иностранцами, приезжавшими в СССР, устанавливался надзор, особенно за известными людьми. Возникает законный вопрос: как при таком контроле Солженицын преспокойно мог переправлять свои рукописи за границу, получать инвалютные переводы и быть высланным не на Восток в Сибирь, а на Запад - продолжать свою пропагандистскую антисоветскую и, объективно, антироссийскую деятельность? Ответ может быть только один: если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно. И в зажигании зловещей звезды Солженицына приняли равное участие и отечественные, и иностранные спецслужбы, и масонские круги, с этими службами связанные.

***

 

 

 Фото Владимира Саяпина

Фотография сделана в июне 1994 года в Чите, Солженицын возвращался из Соединенных Штатов Америки в Россию, ехал в поезде из Владивостока в Москву. Во время стоянки Александр Исаевич вышел в тамбур вагона и  общался с журналистами, с общественными деятелями. На втором плане сын Ермолай.

 



[1].      Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1997.

[2]    Владимир Василик. Диакон. Оправдание для предателя. Фома. №1. 2008. С.20-30.

[3]    См. Манихейство. Православная энциклопедия. Т.

[4]    Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. М.: «Терра», 1990.

[5]    Елизавета Пашкова. Солженицын и ИМКА. http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asolzhenicyn_i_imka/

[6]    http://zavtra.ru/blogs/masoni_i_fevral_

[7]    http://zavtra.ru/blogs/masoni_i_fevral_

[8]    http://www.sedmitza.ru/text/336089.html

[9]    Елизавета Пашкова. Солженицын и ИМКА  http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asolzhenicyn_i_imka/

[10]  Серафим Соболев. еп. Новое учение о Софии. Премудрости Божией. София, 1935. С. 526.

[11]          Серков А. И.:1) История русского масонства. 1845-1945. СПб., 1997. 2) История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. 3) Русское масонство. 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., 2001.

[12]     С учетом этого заслуживает внимания уже отмеченный в литературе факт, что, находясь в эмиграции, И. А. Кривошеин принадлежал к числу тех масонов, которые считали необходимым распространение своей деятельности на территорию СССР (Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С.34).

 [13]  Островский А. Солженицын. Прощание с мифом. М., 2001.

[14]       5. Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 57-58, 1188, 1196.

[15]      Who`s who in America. 38th edition. 1974-1975. Chicago, 1974. P.1390.

[16]  Солженинцын А.И. Бодался теленок с дубом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Re: Солженицын и масонство

Спасибо о. Владимир! Все правильно. Если даже не углубляться в конспирологию, меня лично всегда настораживал тот факт презрительного отношения Александра Исааковича к личности последнего государя, та злоба, с которой он пишет об императрице. Для русского православного человека это как–то негоже... Но, к сожалению, сегодня на уровне власти принято решение возвести Александра Исааковича в ранг пророка России современности.
SergeyD / 20.12.2018, 13:04

12. Ответ на 6., диакон Владимир Василик:

Спасибо, дорогой Рудовский. Вы граду и миру торжественно засвидетельствовали, что1. Солженицын поглощал масонскую интеллектуальную продукцию,2. играл в масонские шахматы, точнее был их пешкой,3. благодаря масонам и за их счет торжественно приехал в Россию на их поезде в 1994 г. С масонскими вагоновожатыми))

А какое отношение эти фантазии имеют к реальной истории?.. *** Наталия 2016, а где вы тут правду увидели?
рудовский / 17.12.2018, 19:42

11. Связь Солженицына с масонством

Вот интересно, а марксизм, на котором основывалась идеология богоборческого государства СССР, он никак с масонством не связан что ли? Надо возвращаться к православию. А то получается, что из мухи делаем слона, а за деревьями не видим леса. Третий Интернационал торжествует по стране - про это молчок, все эти бесконечные памятники, улицы, площади Ленину, Энгельсу, Марксу и прочим марксистким лидерам... Или не хорошо, что Солженицын потревожил их вечный сон и вас вместе с ними?
Vladislav / 17.12.2018, 17:36

10. Ответ на 7., Василий В.В.:

Мой комментарий, похоже, не пропустили. Жаль. Комментировать этот материал по-другому, я не могу.

Что-то не пропускают даже самую легкую критику.
Таксист / 16.12.2018, 08:05

9. Солженицын и масонство

Прошло всего пару дней как поставили в центре Москвы памятник Солженицыну, как ему уже успели повесить на шею табличку с надписью - "иуда". Власти тут же стыдливо задрапировали памятник целлофаном и выставили ментов для охраны: https://goo.gl/MMiKxz
Туляк / 15.12.2018, 13:59

8. Автору

Думала, что уже нечему удивляться. А мазков в сей отвратной картине всё больше и больше... Дорогой отец Владимир, большая благодарность Вам и низкий поклон за правду. Спаси Вас Господь, пусть Он укрепит Вас и даст Вам сил для дальнейшего противостояния лжи и злу. А на разные мелкие гнусности просто не обращайте внимания. Это от лукавого.
Наталия 2016 / 15.12.2018, 12:50

7. Re: Солженицын и масонство

Мой комментарий, похоже, не пропустили. Жаль. Комментировать этот материал по-другому, я не могу.
Василий В.В. / 15.12.2018, 10:03

6. Рудовскому.

Спасибо, дорогой Рудовский. Вы граду и миру торжественно засвидетельствовали, что 1. Солженицын поглощал масонскую интеллектуальную продукцию, 2. играл в масонские шахматы, точнее был их пешкой, 3. благодаря масонам и за их счет торжественно приехал в Россию на их поезде в 1994 г. С масонскими вагоновожатыми))

5. Ответ на 3., Лев Хоружник:

Спаси Христос, о. Владимир! К сожалению, прочёл пока только половину, Бог даст, остальное прочту вечером. Но уже сейчас можно сказать, что так глубоко, как Вы, никто еще не копал, ни кто еще такой правды про "пророка" не открывал!

Судя по истерике адептов гуру-юбиляра, именно так, о.Владимир попал в самое яблочко, и пошли круги по гнилому болоту...

4. Re: Солженицын и масонство

+антисоветизм, достаточно слабо прикрытый православием и русским патриотизмом+ Ровно то, на чём сосредоточены поклонники Солженицына. Словно все они состоят в одной ложе.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Эстонские политики – самоубийцы
О новых попытках оторвать Эстонскую Православную Церковь от Московского Патриархата
10.10.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
100 лет со дня рождения Александра Солженицына
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Жить не по лжи
Как я рассказывал сыну-десятикласснику о причинах краха Советского проекта
26.04.2023
Не пора ли успокоиться?
О Солженицыне, власти и отношении к прошлому
23.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12